Для психолога

  • pdf
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.pdf

Нажмите, чтобы открыть документ в браузере

О подходах к профилактике распространения наркомании

Суть профилактики наркомании – лишить наркорынок сбыта, сформировать общественный иммунитет. А это возможно только в здоровом обществе со здоровой экономикой.

Внимание

Первичная профилактика наркоманий (далее – ППН) – это комплекс политических, экономических, правовых, социальных, образовательных, медико-психологических, культурно-просветительских мероприятий по выявлению, устранению и предупреждению условий, способствующих распространению и употреблению наркотических средств, предотвращению негативных макро- и микросоциальных, личностных и медицинских последствий наркомании.

Задачами ППН являются снижение предложения нелегальных наркотиков, снижение спроса на них, укрепление позитивных альтернативных ценностей и здорового образа жизни. Условно можно выделить несколько уровней ППН: международный; государственный; региональный; местный; групповой; индивидуальный (биологический и психологический).

Основы современной международной системы контроля над наркотиками были заложены на Шанхайской конференции в 1909 г. Сегодня эта система опирается на три главных международных договора: единую Конвенцию о наркотических средствах 1961 г., Конвенцию о психотропных веществах 1971 г. и Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Цели системы – усовершенствовать механизмы контроля над наркотиками, обеспечить наличие достаточного предложения наркотических средств для медицинских и научных целей, запретить немедицинское потребление наркотиков, предотвратить их утечку на незаконные рынки сбыта, противодействовать транснациональной организованной преступности и отмыванию денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков. Сегодня под контролем находится более 200 веществ. В настоящее время утечки наркотиков из международных каналов легального оборота практически сведены к нулю. Органом, осуществляющим контроль над исполнением Правительствами решений международных Конвенций ООН и мониторингом их реализации, является Международный Комитет по контролю над наркотиками (далее – МККН).

МККН, в частности, работает с такой сравнительно новой проблемой, как киберпреступления – преступления, совершаемые с использованием электронных средств связи. Наркоторговцы широко используют шифрование данных при передаче информации через Интернет, обходя законы, координируют поставки запрещенных наркотиков, отмывают полученные от торговли наркотиками денежные средства, через сеть Интернет-аптек продают вещества, находящиеся под международным контролем.

Снижение предложения нелегальных наркотиков на уровне государства, т. е. противодействие незаконному обороту наркотиков, происходит по нескольким основным направлениям:

              международная и внутригосударственная законотворческая деятельность, осуществляемаяорганами законодательной власти и учитывающая изменчивость наркоситуации в мире и в стране;

              оперативно-розыскная деятельность, направленная на выявление, предупреждение, пресечение ираскрытие наркопреступлений;

              следственная и уголовно-процессуальная деятельность, проводимая органами дознания иследствия и судами.

Внимание

Как показывает тщательный анализ международного и российского исторического опыта, во многих странах запретительно-ограничительная (рестриктивная) наркополитика оказывалась наиболее эффективной в плане укрепления общественного здоровья. Чем четче и последовательней проводились меры этого характера, тем меньше было распространение наркотиков в стране. ______________________________________________________________________________________

И здесь речь идет не только о собственно ограничении предложения, но и о массовом психологическом эффекте, так как понимание неотвратимости тяжелых правовых последствий за изготовление и распространение наркотиков оказывало свое профилактическое действие на население в целом – особенно на определенную часть молодежи с неустойчивой жизненной позицией.

Меры по снижению спроса на региональном уровне должны учитывать общую напряженность наркоситуации (при высокой напряженности меры должны быть более активными, скорыми, широкими), миграционные процессы (особенно из стран-производителей наркотиков), распространенность наркомании и ее структуру (получение сведений, какие виды наркотических средств и психотропных веществ предпочтительны), этнокультуральные особенности отношения к наркотикам (например, более "облегченное" отношение в южных регионах), половой и возрастной состав населения (наркомания преимущественно поражает молодых мужчин), выбираемые виды досуга молодежи (спортивные секции или же ночные клубы).

Сокращение спроса на наркотики происходит путем организации системного воздействия на население пропагандистской, педагогической, культурно-массовой, психологической и лечебнореабилитационной работы.

Для адекватной оценки наркоситуации и в стране, и в регионе необходим ее постоянный мониторинг, призванный обеспечивать полноту и достоверность информации об объектах исследования. Цель мониторинга – сбор сведений для выработки конструктивной антинаркотической политики и адекватных предложений в этой области. К объектам мониторинга относятся масштабы распространения наркомании и нелегального употребления наркотиков, эффективность мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков, результативность профилактических, лечебных и других антинаркотических мероприятий. Источниками информации о наркоситуации могут быть отчеты правоохранительных органов, центров лечения наркотической зависимости, отделений по оказанию неотложной медицинской помощи, учреждений социального обеспечения и других.

Проблема

В рамках обсуждения мониторинга наркоситуации сегодня дискутируется вопрос о тестировании на наркотики учащихся средних и высших учебных заведений, абитуриентов. В этическом и правовом плане этот вопрос неоднозначен и нуждается в юридическом обосновании с точки зрения соблюдения прав человека.

______________________________________________________________________________________

В стадии проработки находятся возможности проведения психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска и тестирования на наркотики по добровольному совместному заявлению родителей того или иного учебного заведения, например для организации привлекательного бренда "Школы без наркотиков". Имеются отдельные сведения о положительном опыте проведения тестирования по согласию самих обучающихся.

Антинаркотическая пропаганда и позитивная социальная реклама предполагает разъяснительные, информационные и агитационные мероприятия, направленные на формирование у населения полезных для общества и перспективных для личности моделей поведения, основанных на сознательном выборе и понимании значимости своих поступков.

На групповом и индивидуальном уровне ППН по большому счету заключается в воспитании подрастающего поколения в системе духовно-нравственных принципов, семейных ценностей, раннего приобщения к труду с умением организовать свое свободное время общественно-приемлемым и полезным образом. Эта система воспитания должна реализовываться с самого детства и охватывать три основных микросоциальных среды: семью, учебные заведения, область досуга – места организованного отдыха, спортивные и культурные учреждения.

На групповом и индивидуальном уровне целесообразно проводить антинаркотическую работу не только с молодежью, но и с взрослыми в виде лекционных, тренинговых и семинарских занятий, консультирования в конфликтных семейных и школьных ситуациях, оказания помощи в установлении контактов с нужными специалистами (психологом, врачом-наркологом, психиатром, психотерапевтом).

К взрослой аудитории групповой ППН могут относиться преподаватели средних и высших учебных заведений, лица, отвечающие за культурно-массовую и спортивную работу, родители, врачи общей практики, поликлиник и приемных отделений больниц, сотрудники правоохранительных органов. Целью работы с ними является улучшение межвозрастной коммуникации и способности восприятия детей и подростков, а также повышение общей "наркологической бдительности". Для этого необходимо, с одной стороны, довести до сведения взрослых информацию о характерных признаках наркотического опьянения и абстиненции, особенностях поведения лиц, начинающих употреблять наркотики, о потенциальной опасности нахождения у молодых людей неизвестных порошков, таблеток, ампул, шприцов, растворителей, различных приборов для изготовления и употребления наркотических средств. С другой стороны, взрослых следует ориентировать на сознательный, ответственный, творческий подход к общению с детьми и молодежью, к воспитанию психически здорового, всесторонне развитого человека, способного самостоятельно справляться со своими затруднениями и жизненными проблемами.

Название: О подходах к профилактике распространения наркомании