Нажмите, чтобы открыть документ в браузере
В учебном коллективе первичная профилактическая работадолжна производиться планово. Она заключается в развитии личностной и социальной компетентности детей и подростков, умения обращаться за помощью, постоять за себя и выразить свое собственное мнение, в выработке навыков самозащиты, стрессоустойчивых установок и позитивных оценок происходящего, навыков "быть успешным", способным сделать позитивный альтернативный выбор в сложной жизненной ситуации, включая отказ от предложенных наркотиков. Это может происходить как в рамках школьной программы обучения основам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), так и в виде отдельных повторяющихся тренинговых программ несколько раз за учебный год. Стратегический приоритет первичной профилактики наркомании (далее – ППН) на этом уровне – потенциал моральнонравственного и физического здоровья, освоение и раскрытие ресурсов психики, поддержка и помощь в реализации своего жизненного предназначения, осознание и принятие для каждого необходимости законопослушности.
В образовательной среде возможно объединение трех моделей ППН:
______________________________________________________________________________________
образовательной – осуществляется педагогами; основана на воспитательно-педагогических методах, ориентирована на получение знаний о социальных и психологических последствиях наркомании; медицинской – осуществляется педагогами и сотрудниками наркологических учреждений; дает преимущественно знания о негативных медицинских последствиях наркомании; психосоциальной – осуществляется педагогами, сотрудниками наркологических учреждений и психологами; направлена на стимуляцию роста личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, установки на отказ от наркотиков, на развитие навыков противостояния групповому давлению в предложении наркотиков.
Специализированная (селективная) антинаркотическая работа заключается в лекционных занятиях, тренингах, семинарах, индивидуальных психологических беседах, которые обязательно подразумевают определенного адресата. Целевыми группами могут быть, во-первых, молодые люди, никогда не пробовавшие психоактивные вещества; во-вторых, склонные к употреблению, но не имеющие признаков зависимости; и в-третьих, наркозависимые, то есть уже больные наркоманией. Подходы к ним различаются принципиально.
Выделяют так называемые "группы риска", которые включают подростков с определенной повышенной предрасположенностью к наркотизации:
______________________________________________________________________________________
1) с отягощенной наследственностью – в плане психических расстройств и зависимости от алкоголя инаркотиков;
______________________________________________________________________________________
2) с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании, которые могут бытьврожденными или возникнуть в связи с хроническими дефектами воспитания или из-за патологии центральной нервной системы (причины – травмы, нейроинфекции);
______________________________________________________________________________________
©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
1
3) педагогически запущенные подростки из неблагополучных семей – грубо конфликтных,распадающихся, неполных, с асоциальным или криминальным поведением родителей; ______________________________________________________________________________________
4) подростки, перенесшие субъективно тяжелую душевную травму;
______________________________________________________________________________________
5) воспитанники детских домов.
______________________________________________________________________________________
Профилактическое в отношении наркомании действие имеют такие мероприятия, как выявление групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной социальной помощи, образование групп самопомощи и взаимной поддержки, привлечение их к участию в работе по программам развития навыков самостоятельной жизни. Специалисты, которые могут реализовывать такие программы – это педагоги, психологи, волонтеры из молодежной среды, лидеры-старшеклассники, социальные и медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов и другие лица, работающие с молодежью.
Есть несколько психологических особенностей, которые отмечаются у подростков, начинающих пробовать наркотики и в дальнейшем попадающих в зависимость от них:
______________________________________________________________________________________
низкая стрессоустойчивость; внутренняя напряженность, тревожность; неуверенность в себе, низкая самооценка и трудности в общении, зависимость от мнения окружающих; импульсивность со стремлением немедленно получить удовольствие; психическая незрелость; недостаточное усвоение общественных норм поведения, непредусмотрительность.
Своевременное выявление и адекватная коррекция этих особенностей родителями,
преподавателями, школьными психологами, а при надобности и врачами неврологами, психиатрами (в зависимости от глубины и причины патологии) относятся к мерам ППН. При планировании профилактических мероприятий стоит помнить, что врачи психиатры-наркологи, несмотря на большой объем специфических знаний о наркотической зависимости, традиционно используют индивидуальный, а не системный подход, поэтому их роль в первичной профилактической деятельности ограничена.
В соответствии с п. 15.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации относится организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном Минобрнауки России.
______________________________________________________________________________________
Название: Первичная профилактика наркомании в образовательной организации
©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.