Для психолога

  • pdf
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.pdf

Арт-ааьбом

дая семейного консультирования РЕЧЬ



Б БК 88.4 в 19

Васина Е., Барыбина А.

В 19 Арт-альбом д.ля семейного консультирования. ј(етс.кий. 16. : Речь, 2006. 24 С .

ISBN 5-9268-0501-5

Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимым помощником в работе практическог() пси“ холога, зани.маюгцегося консультирование.м детей и их родителей. Богатый арсенал арт-те рапевт ичес к их тех ник (те.матиче.ский рисунок , коллаж, работа с, маской, с:очиненис сказки, э.лемспты перфоманса и др.) сделает процесс консультирования более интересным и эффективпым. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отнотпений: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родите.ля и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.

Альбомы могут быть использованы родителями самостояте.льно. Они будут интересны тем, кто хочет гар.мопизировать свои отношеия с ребенком , достичь бо.лее г.лубокого взаимопонимания и доверия .

Консультант кандидат, медици нских наук, председа тел.ь РОО «Арт терапевтическая ассоциация» А. Pf. Копы тин.

                                                                            формат 60Х90        Тираж          экз. Заказ Уд 556

ООО Издательство «Речь» ]99I 78. Санкт-Пе:ербург; 96, тет (812) 323-76-70. 323-90-63

                                                                                     Ипсрпет-магазин:                   spb.ru

 готовых днаППМГТИВоВ я [УП «Типография «Наука» 199034, Санкт-Петер•бурс. 9 пиния, 12

С. Е. Васина, А. Барыбина, 2006

 Издательство «Речь»,

        ISBN 5-9268-0501-5               П. Боро,зепец, обложки,

здравствуй, тот мальчик или та Девочка, который Держит в руках этот альбом!

Наверное, ты часто задаешь маме или папе множество разных вопросов. И наверяка многие вопросы — о них самих: что их интересует? Какие у них мечты? Мы предлагаем тебе пофантазировать на эти и многие другие темы, а потом изобразить эти фантазии, чтобы они лучше и дольше сохранились. Откроем тебе один секрет — родителям тоже оченьочень интересно знать про тебя. Почему ты делаешь именно то, что делаешь? Иногда родители могут догадаться, какими будут ответы на их вопросы, но они могут и ошибаться. Правда, интересно: угадает ли мама или папа, каким сказочным героем ты хотел бы стать, если бы мог? А можещь ли ты представить, что вы с мамой (папой) поменялись местами: ты стал взрослым человеком, а мама (папа) — ребенком? И теперь она (он) думает и чувствует то же, что и ты в твоем возрасте?

А для того, чтобы проверить свои догадки, ты можешь открыть этот альбом — «детский» ... а мама откроет свой, «взрослый».

желаем вам интересных творческих находок и ва>кных открытий друг о друге!

путешествовать по альбому помогут эти значки

звезДочка-компас — ход выполнения задания.

ладонь — совет по технике выполнения задания.

Два контура — обмен впечатлениями о встрече.

Ты видишь визитку — это для тебя.

Заполни ее так, чтобы было понятно, что она твоя.

При работе с альбомом можно использовать различные материалы: акварельные краски, цветные карандаши, гуашь, пастель, мелки и т. д.

сейчас ты видишь начало роста.

любое дело всегда начинается с малого первого шага, зернышка, одного штриха...

главное — начать Действовать, Делать, творить и находить в этом радость.тогДа непременно что-то вырастет, и ты сможешь это увидеть.

сделай первый шаг!

Посади зернышко и раскрась первые ростки тем цветом, который тебе нравится. Имей в виду: если ты захочешь, ты можешь вырастить особое дерево. У тебя все впереди!

Создай несколько рисунков о том, что ты любишь делать

Расскажи маме (папе) о своем рисунке.

Сравните ваши рисунки. Что тебе понравилось в рисунке мамы (папы) больше всего?

итак, ты уже Двигаешься вперед. ты уже начал Делать и творить.

Все, что уже сделано в этом альбоме, сделано твоими руками. настало время познакомиться с ними поближе.

Рассмотри свои руки.

 Выбери цвет краски, который тебе нравится сейчас, и раскрась свою ладонь. Оставь отпечаток в альбоме мамы (папы).

 Эго задание выполняется гуашью.

Рассмотри ваши отпечатки.

Что тебе больше всего понравилось в этом задании?


Представь, что это ты вместе с одним из родителей. Подбери фотографии ваших лиц и вклей их в контур. Представь, что вам предстоит сниматься в кино.

Кого мог бы играть каждый из вас?

Придумай и нарисуй, как бы тебе хотелось одеть себя и маму (папу).

Рассмотрите рисунки друг друга и придумайте сюжет фильма для этих героев. них.

Совместно придумайте тему для рисунка, например, «Отдых», «Праздник», «Грусть», «Доброта», «Счастье» и т. д. Нарисуй его.

Сочини рассказ по своему рисунку. Если хочешь, можешь записать его.

Сравните ваши рисунки и рассказы. Есть јш в них сходство?

Расскажите, что вам больше всего понравилось в работах друг друга.

Нарисуй, какой ты представляешь маму (папу) в детстве.

своем рисунке.

Предлагаем вам продолжить эту сказку по очереди, друг за другом:

«давным-давно, когда тебя еще не было на свете и даже твои родители еще не родились, жили-были два друга. они были очень разные. первому всегда не везло, он всего боялся и часто не знал, как поступить в том или ином случае. второй, наоборот, был смелым, решительным и мог найти выход из любой сложной ситуации.

и вот однажды второй друг получил письмо от своей сестры. она просила его приехать к ней и помочь в одном трудном деле. Ему очень не хотелось расставаться с другом, и он предложил ему поехать вместе. первому другу очень не хотелось уезжать от привычных условий жизни, но и с товарищем тоже расставаться не хотелось, и поэтому он согласился. Но друзья еще не знали, какое увлекательное, но трудное путешествие им предстоит! и вот они отправились в путь...»

 Нарисуй иллюстрацию к тому моменту из сказки, который тебе запомнился больше всего.

своем рисунке. Понравилась ли тебе сказка?

Создай маски тех персонажей, которые тебе запомнились из встречи 8 (контур маски приведен на стр. 22). Зарисовки масок можешь расположить на этом листе. Оформи эти маски, вырежи их и разыграй с мамой (папой) сценки из этой сказки.

Для оформления масок используй карандаши, краски, аппликацию, вырезки из журналов и др. Можешь придумать «крепления» для масок: приклеить к маске скотчем карандаш или кисточку, чтобы держать ее снизу или сбоку, или прикрепить резинку, чтобы маска держалась на голове.

Расскажи о своих масках. Объясни, почему ты выбрал именно этих героев. Понравилось ли надевать маски и разыгрывать с их помощью сказку?


Нарисуй одного из родителей (или обоих) в виде растения. Предлагаем использовать для этого необычное средство — ватные палочки. Если вы хотите, можете потом обменяться рисунками и дорисовать картину друг друга так, как вам хочется.

Вначале нарисуй контур растения карандашом, а затем  раскрась точками с помощью ватных палочек. Помни о том, что каэкдую новую краску лучше брать новой палочкой.

5,

Расскаэки о том растении, которое ты нарисовал. 2

Обсудите содержание колонок. Расскажите, какие чувства каждый из вас испытывает чаще других и в каких ситуациях.

Выбери одно из чувств и нарисуй его. (Смотри предыдущее задание.)

Расскажи, почему для рисунка ты выбрал именно это чувство.

Расскажи о своем рисунке, о том, что изображено          в круге.

На листе изображены два зеркала. Представь, что в одном из них отражается то, что тебя огорчает, когда ты общаешься с мамой (папой), а в другом — то, что тебя радует. Изобрази это.

Расскажи о том изображении, о котором тебе хочется. 1

Создай «Ромашку желаний». Для этого вырежи со (2.2 стр. 23 ромашку и наклей на этот лист. Напиши на каждом лепестке по одному желанию (если ты еще не умеешь писать, попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе). Доделай композицию по своему желанию. В работе используй цветные карандаши, цветную бумагу и т. д.

Расскажи о тех желаниях, которые ты поместил в «Ро-

Маш КУ

Выбери любое желание из «Ромашки» и создай коллаж на эту тему.

Коллаж — это работа, похожая на аппликацию. Здесь можно наклеивать на лист бумаги любые рисунки, фотографии, картинки, напечатанные слова, вырезанные из газет и журналов. Не забудь о том, что этот коллаж долэкен напоминать тебе твое желание!

Расскажи, почему ты выбрал именно это желание. Чем коллаж напоминает его тебе?

Нарисуй то, что ты с родителями любишь делать вместе.

Расскажи, что ты изобразил на рисунке. Сравните рисунки с работами, выполненными на встрече З.

На листе изображены стены дома (ты видишь дом сверху , без крыши). Придумай план дома для себя и своих близких. Размести всех по комнатам: отведи каждому свое пространство, обозначив комнаты линиями. Если хочешь, нарисуй жильцов комнат и обстановку для них.

 Расскажи, кто в какой комнате живет.

Сейчас и ты, и мама (папа) видите подросшее дерево. Вы немало для этого сделали: много шагов... много штрихов... Вы начинали и действовали, делали, творили и, надеемся, находили в этом радость. Поэтому сейчас вы можете видеть то, что выросло. Поверьте, мы тоже делали, действовали, творили, и у нас вырастали разные деревья, например, дерево успеха, дружбы, хороших отношений. Подумайте: какое у вас дерево, какие на нем плоды, как оно называется?

Раскрасьте дерево теми же цветами, которые вы использовали в тетрадях во время встречи 2. Используйте не только свои цвета, но и цвета другого. Напишите название дерева. Можете нарисовать плоды, которые выросли на вашем дереве.

Уважаемый создатель тот мальчик или та девочка, который трудился в этом альбоме! Мы благодарим тебя за творчество, и у нас есть одна просьба: поблагодари тех, кто был рядом и творил вместе с тобой.

у;                                                                                                                                                                                






обращение к специалисту

Уважаемый коллега! Предлагаем вам два арт-альбома, которые могут быть использованы в консультировании детей статпего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей по проблемам детско-родительских отношений. Мы разработали цикл встреч, который позволяет систематическое применение, арт-терапевтических средств в процессе консультирования. Основпой формой работы является совместное одновременное ведение альбома родителем и ребенком при вашем непосредственном сопровождении.

В альбомах собраны техники, использующиеся в арт-терапевтической работе: тематический рисунок, коллаж, работа с маской, сочинение сказки, элементы перфоманса и др.

Каукдая встреча строится по следующей схеме: выполнение задания, вербализация этого процесса, тематическая беседа. В ходе этих этапов может быть актуализирована раз.личная проблематика детско-родительских отношений , примерное содержание которой приведено ниже.

Вопросы, обозначенпые значком «два контура», стимулирукуг процесс вербализации чувств и состояний, которые возникают у взрослого и ребенка в ходе выполнения и обсуждения задания. Вопросы, обозначенные значком «два стула», — зго информация к размьпплению для родителей, а также — примерные темы для беседы родителя и ребенка.

Работа с альбомом может строиться по вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве, домашнего задания с дальнейпмм обсуждением при встрече с вами.

Можно предложить родителям фиксировать основные моменты разговора в альбом (под значком «два стула»). тот вид работы можно рассматривать как своеобразное ведение дневника.

Использование альбомов делает процесс консультирования более целостным: способствует регуляргюму включению родителей в пространство совместной психологической работы и появлению позиции согрудпичества у всех участников этого процесса. Помимо этого, оно расширяет спектр тем в общени и родителей с ребенком, стимулирует из.менения в их взаимоотноилениях, пробуждает творческую активность, дает возможность детям и родителям прикоснуться к картине мира друг друга.

Желаем вам интересных творческих находок и важных ()т24 крытий в вашей работе!

Темы для специалиста

Встреча 1: Особенности презентации себя ребенком и родителем, Встреча 2: Введение в совместную деятельность.

Встреча З: Особенности взаимоотноплсний родителя и ребенка. Анализ стиля взаимодействия с ребенком.

Встреча 4: Уровень доверия в отношениях родителя и ребенка, Выбор цвета как показатель эмоционального состояния ребенка в момент выполнония задания.

Встреча 5: Образ «я» ребенка и родителя. Самооценка ребенка. Полоролевая идентификация. Родитель глазами ребенка, ребенок глазами родителя.

Встреча 6: Проблематика выбранной темы, анализ рисунка (цветовое решение, размер рисунка, расположение элементов в пространстве листа и т.д.).

Встреча 7: Права и обязанности ребенка. Стили семейного воспитания. Встреча 8: [Троблематика выбранного сюжета. Развитие творческих способностей и воображения.

Встречи 9 и 10: ,Личностные особенности ребенка и родителя. Идентификация с, персонажами. Эмоаиональные проявления по ходу разыгрывания сценок.

Примечание: маски можно изготовить дома, а сказку разыграть на встрече с психологом. Также можно разыграть сюжет, основанный на реальных ситуациях из жизни ребенка, используя маски данных порсонажсй.

Встреча 1 1: Образ родителя в представлении ребенка, образ ребенка в предс.тавлепии родителя. Индивидуа.льные особенности членов семьи. Уровень доверия в отношениях с членами семьи.

Встречи 12 и 13: Язык чувств. Дифференцированность эмоций. Принятие ребенка в семье на уровне чувств. Развитие эмоциональной сферы ребенка, обогащение. его словаря,

Встреча 14: Диагностика познавательной и личностной сфер (рекомендалии см. в книге, «Диагностика в арт-терапии. Метол ”Мандала”» под ред. А. И. Копытина).

Встреча 15: Степень участия родителя в жизни робопка. Уровень открытости в отношениях.

Встречи 16 и 17: Иерархия ценностей и мотивационно-потрсбностная сфера родителя и ребенка. Развитие творческих способностей и воображения .

Встреча 18: Динамика отношений и совместной деятельности родителя и ребенка (по сравнению со встречей 3).

Встреча 19: Проявление эгоцентризма ребенка. Взаимоотношения н семье, ЭМОЦИОНаЛЬНО значимые связи между членами семьи.

Встреча 20: Особенности взаимоотношений родителя и ребенка. Подведение итогов совместной деятельности,

Е. Васина, А. Барыбина   25 психологи-консультанты, члены Арт-терапевтической ассоциации