Арт-ааьбом
дая семейного консультирования РЕЧЬ
![]() |
Б БК 88.4 в 19
Васина Е., Барыбина А.
В 19 Арт-альбом д.ля семейного консультирования. ј(етс.кий. 16. : Речь, 2006. 24 С .
ISBN 5-9268-0501-5
Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимым помощником в работе практическог() пси“ холога, зани.маюгцегося консультирование.м детей и их родителей. Богатый арсенал арт-те рапевт ичес к их тех ник (те.матиче.ский рисунок , коллаж, работа с, маской, с:очиненис сказки, э.лемспты перфоманса и др.) сделает процесс консультирования более интересным и эффективпым. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отнотпений: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родите.ля и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.
Альбомы могут быть использованы родителями самостояте.льно. Они будут
интересны тем, кто хочет гар.мопизировать свои отношеия с ребенком , достичь бо.лее
г.лубокого взаимопонимания и доверия .
Консультант кандидат, медици нских наук, председа тел.ь РОО «Арт терапевтическая ассоциация» А. Pf. Копы тин.
формат 60Х90 Тираж экз. Заказ Уд 556
ООО Издательство «Речь» ]99I 78. Санкт-Пе:ербург; 96, тет (812) 323-76-70. 323-90-63
Ипсрпет-магазин: spb.ru
готовых днаППМГТИВоВ я [УП «Типография «Наука»
199034, Санкт-Петер•бурс. 9 пиния, 12
С. Е. Васина, А. Барыбина, 2006
Издательство «Речь»,
ISBN 5-9268-0501-5 П.
Боро,зепец, обложки,
здравствуй, тот мальчик или та Девочка, который
Держит в руках этот альбом!
Наверное, ты часто задаешь маме или папе множество разных вопросов. И наверяка многие вопросы — о них самих: что их интересует? Какие у них мечты? Мы предлагаем тебе пофантазировать на эти и многие другие темы, а потом изобразить эти фантазии, чтобы они лучше и дольше сохранились. Откроем тебе один секрет — родителям тоже оченьочень интересно знать про тебя. Почему ты делаешь именно то, что делаешь? Иногда родители могут догадаться, какими будут ответы на их вопросы, но они могут и ошибаться. Правда, интересно: угадает ли мама или папа, каким сказочным героем ты хотел бы стать, если бы мог? А можещь ли ты представить, что вы с мамой (папой) поменялись местами: ты стал взрослым человеком, а мама (папа) — ребенком? И теперь она (он) думает и чувствует то же, что и ты в твоем возрасте?
А для
того, чтобы проверить свои догадки, ты можешь открыть этот альбом — «детский»
... а мама откроет свой, «взрослый».
желаем вам интересных творческих находок и ва>кных открытий друг о друге!
звезДочка-компас — ход выполнения задания.
ладонь — совет по технике выполнения задания.
Два
контура — обмен впечатлениями о встрече.
Ты видишь визитку — это для тебя.
Заполни ее так, чтобы было понятно, что она твоя.
При работе с альбомом можно использовать различные материалы: акварельные краски, цветные карандаши, гуашь, пастель, мелки и т. д.
сейчас ты
видишь начало роста.
любое дело всегда начинается с малого первого шага, зернышка, одного штриха...
главное — начать Действовать, Делать, творить и находить в этом радость.тогДа непременно что-то вырастет, и ты сможешь это увидеть.
сделай первый шаг!
Посади зернышко и раскрась первые ростки тем цветом, который тебе нравится. Имей в виду:
если ты захочешь,
ты можешь вырастить особое дерево. У тебя все впереди!
Создай несколько рисунков о том, что
ты любишь делать
Расскажи маме (папе) о своем рисунке.
Сравните ваши рисунки. Что тебе понравилось в рисунке мамы (папы) больше
всего?
итак, ты уже Двигаешься вперед. ты уже
начал Делать и творить.
Все, что уже сделано в этом альбоме, сделано твоими руками. настало время познакомиться с ними поближе.
Рассмотри свои руки.
Выбери цвет краски, который тебе нравится сейчас, и раскрась свою ладонь.
Оставь отпечаток в альбоме мамы (папы).
Эго задание выполняется гуашью.
Рассмотри ваши
отпечатки.
Что тебе больше всего понравилось в этом задании?
Представь, что это ты вместе с одним из родителей. Подбери фотографии ваших лиц и вклей их в контур. Представь, что вам предстоит сниматься в кино.
Кого мог бы играть каждый из вас?
Придумай и нарисуй, как бы тебе
хотелось одеть себя и маму (папу).
Рассмотрите рисунки друг друга и придумайте сюжет фильма для этих героев. них.
Совместно придумайте тему для рисунка, например, «Отдых», «Праздник», «Грусть», «Доброта», «Счастье» и т. д. Нарисуй его.
Сочини рассказ по
своему рисунку. Если хочешь, можешь записать его.
Сравните ваши рисунки и рассказы. Есть јш в них сходство?
Расскажите, что вам больше всего понравилось в работах друг друга.
Нарисуй, какой ты представляешь маму
(папу) в детстве.
своем рисунке.
Предлагаем вам продолжить эту сказку по очереди, друг за другом:
«давным-давно, когда тебя еще не было на свете и даже твои родители еще не родились, жили-были два друга. они были очень разные. первому всегда не везло, он всего боялся и часто не знал, как поступить в том или ином случае. второй, наоборот, был смелым, решительным и мог найти выход из любой сложной ситуации.
и вот однажды второй друг получил
письмо от своей сестры. она просила его приехать к ней и помочь в одном трудном
деле. Ему очень не хотелось расставаться с другом, и он предложил ему поехать
вместе. первому другу очень не хотелось уезжать от привычных условий жизни, но
и с товарищем тоже расставаться не хотелось, и поэтому он согласился. Но друзья
еще не знали, какое увлекательное, но трудное путешествие им предстоит! и вот
они отправились в путь...»
Нарисуй иллюстрацию к тому моменту из
сказки, кото
рый тебе запомнился больше всего.
своем рисунке. Понравилась ли тебе
сказ
ка?
Создай маски тех персонажей, которые
тебе запомнились из встречи 8 (контур маски приведен на стр. 22). Зарисовки
масок можешь расположить на этом листе. Оформи эти маски, вырежи их и разыграй
с мамой (папой) сценки из этой сказки.
Для оформления масок используй
карандаши, краски, аппликацию, вырезки из журналов и др. Можешь придумать
«крепления» для масок: приклеить к маске скотчем карандаш или кисточку, чтобы
держать ее снизу или сбоку, или прикрепить резинку, чтобы маска держалась на
голове.
Расскажи о своих масках. Объясни,
почему ты выбрал именно этих героев. Понравилось ли надевать маски и
разыгрывать с их помощью сказку?
Нарисуй одного из родителей (или
обоих) в виде растения. Предлагаем использовать для этого необычное сред
ство — ватные палочки. Если вы хотите,
можете потом обменяться рисунками и дорисовать картину друг друга так, как вам
хочется.
Вначале нарисуй контур растения карандашом, а затем раскрась точками с помощью ватных
палочек. Помни о том, что каэкдую новую краску лучше брать новой палоч
кой.
5,
Расскаэки о том растении, которое ты
нарисовал. 2
Обсудите
содержание колонок. Расскажите, какие чувства каждый из вас испытывает чаще других и в каких
ситуациях.
Выбери одно из чувств и нарисуй его.
(Смотри предыдущее задание.)
Расскажи,
почему для рисунка ты выбрал именно это чувство.
Расскажи о своем рисунке, о том, что изображено в круге.
На листе изображены два зеркала.
Представь, что в одном из них отражается то, что тебя огорчает, когда ты
общаешься с мамой (папой), а в другом — то, что тебя радует. Изобрази это.
Расскажи о том изображении, о котором
тебе хочется. 1
Создай «Ромашку желаний». Для этого
вырежи со (2.2 стр. 23 ромашку и наклей на этот лист. Напиши на каждом лепестке
по одному желанию (если ты еще не умеешь писать, попроси кого-нибудь из
взрослых помочь тебе). Доделай композицию по своему желанию. В работе используй
цветные карандаши, цветную бумагу и т. д.
Расскажи о тех желаниях, которые ты поместил в «Ро-
Маш КУ
Выбери любое желание из «Ромашки» и
создай коллаж на эту тему.
Коллаж —
это работа, похожая на аппликацию. Здесь можно наклеивать на лист бумаги любые
рисунки, фотографии, картинки, напечатанные слова, вырезанные из газет и журналов. Не забудь о том,
что этот коллаж долэкен напоминать тебе твое желание!
Расскажи, почему ты выбрал именно это
желание. Чем коллаж напоминает его тебе?
Нарисуй то, что ты с родителями любишь
делать вместе.
Расскажи,
что ты изобразил на рисунке. Сравните рисунки с работами, выполненными на встрече З.
На листе изображены стены дома (ты
видишь дом сверху , без крыши). Придумай план дома для себя и своих близких.
Размести всех по комнатам: отведи каждому свое пространство, обозначив комнаты
линиями. Если хочешь, нарисуй жильцов комнат и обстановку для них.
Расскажи, кто в какой комнате живет.
Сейчас и ты, и мама (папа) видите
подросшее дерево. Вы немало для этого сделали: много шагов... много штрихов...
Вы начинали и действовали, делали, творили и, надеемся, находили в этом
радость. Поэтому сейчас вы можете видеть то, что выросло. Поверьте, мы тоже
делали, действовали, творили, и у нас вырастали разные деревья, например,
дерево успеха, дружбы, хороших отношений. Подумайте: какое у вас дерево, какие
на нем плоды, как оно называется?
Раскрасьте дерево теми же цветами, которые вы использовали в тетрадях во время встречи 2. Используйте не только свои цвета, но и цвета другого. Напишите название дерева. Можете нарисовать плоды, которые выросли на вашем дереве.
Уважаемый создатель тот мальчик или та
девочка, который трудился в этом альбоме! Мы благодарим тебя за творчество, и у
нас есть одна просьба: поблагодари тех, кто был рядом и творил вместе с тобой.
у;
Уважаемый коллега! Предлагаем вам два арт-альбома, которые могут быть использованы в консультировании детей статпего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей по проблемам детско-родительских отношений. Мы разработали цикл встреч, который позволяет систематическое применение, арт-терапевтических средств в процессе консультирования. Основпой формой работы является совместное одновременное ведение альбома родителем и ребенком при вашем непосредственном сопровождении.
В
альбомах собраны техники, использующиеся в арт-терапевтической работе:
тематический рисунок, коллаж, работа с маской, сочинение сказки, элементы
перфоманса и др.
Каукдая встреча строится по следующей схеме: выполнение задания, вербализация этого процесса, тематическая беседа. В ходе этих этапов может быть актуализирована раз.личная проблематика детско-родительских отношений , примерное содержание которой приведено ниже.
Вопросы, обозначенпые значком «два контура», стимулирукуг процесс вербализации чувств и состояний, которые возникают у взрослого и ребенка в ходе выполнения и обсуждения задания. Вопросы, обозначенные значком «два стула», — зго информация к размьпплению для родителей, а также — примерные темы для беседы родителя и ребенка.
Работа с альбомом может строиться по вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве, домашнего задания с дальнейпмм обсуждением при встрече с вами.
Можно
предложить родителям фиксировать основные моменты разговора в альбом (под значком «два стула»). тот
вид работы можно рассматривать как своеобразное ведение дневника.
Использование альбомов делает процесс консультирования более целостным: способствует регуляргюму включению родителей в пространство совместной психологической работы и появлению позиции согрудпичества у всех участников этого процесса. Помимо этого, оно расширяет спектр тем в общени и родителей с ребенком, стимулирует из.менения в их взаимоотноилениях, пробуждает творческую активность, дает возможность детям и родителям прикоснуться к картине мира друг друга.
Желаем
вам интересных творческих находок и важных ()т24 крытий в вашей работе!
Встреча 1: Особенности презентации себя ребенком и родителем, Встреча 2: Введение в совместную деятельность.
Встреча З: Особенности взаимоотноплсний родителя и ребенка. Анализ стиля взаимодействия с ребенком.
Встреча 4: Уровень доверия в отношениях родителя и ребенка, Выбор цвета как показатель эмоционального состояния ребенка в момент выполнония задания.
Встреча 5: Образ «я» ребенка и родителя. Самооценка ребенка. Полоролевая идентификация. Родитель глазами ребенка, ребенок глазами родителя.
Встреча 6: Проблематика выбранной темы, анализ рисунка (цветовое решение, размер рисунка, расположение элементов в пространстве листа и т.д.).
Встреча 7: Права и обязанности ребенка. Стили семейного воспитания. Встреча 8: [Троблематика выбранного сюжета. Развитие творческих способностей и воображения.
Встречи 9 и 10: ,Личностные особенности ребенка и родителя. Идентификация с, персонажами. Эмоаиональные проявления по ходу разыгрывания сценок.
Примечание:
маски можно изготовить дома, а сказку разыграть на встрече с психологом. Также
можно разыграть сюжет, основанный на реальных ситуациях из жизни ребенка,
используя маски данных порсонажсй.
Встреча 1 1: Образ родителя в представлении ребенка, образ ребенка в предс.тавлепии родителя. Индивидуа.льные особенности членов семьи. Уровень доверия в отношениях с членами семьи.
Встречи 12 и
13: Язык чувств. Дифференцированность эмоций. Принятие ребенка в семье на
уровне чувств. Развитие эмоциональной сферы ребенка, обогащение. его словаря,
Встреча 14: Диагностика познавательной и личностной сфер (рекомендалии см. в книге, «Диагностика в арт-терапии. Метол ”Мандала”» под ред. А. И. Копытина).
Встреча 15:
Степень участия родителя в жизни робопка. Уровень открытости в отношениях.
Встречи 16 и 17: Иерархия ценностей и мотивационно-потрсбностная сфера родителя и ребенка. Развитие творческих способностей и воображения .
Встреча 18: Динамика отношений и совместной деятельности родителя и ребенка (по сравнению со встречей 3).
Встреча 19:
Проявление эгоцентризма ребенка. Взаимоотношения н семье, ЭМОЦИОНаЛЬНО значимые
связи между членами семьи.
Встреча 20: Особенности взаимоотношений родителя и ребенка. Подведение итогов совместной деятельности,
Е. Васина, А. Барыбина 25 психологи-консультанты, члены Арт-терапевтической ассоциации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.