Для психолога

  • ppt
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.ppt

Выступление педагога-психолога по теме «Адаптация первоклассников»

Октябрь 2013г

http://psi-school.ru/

Действия, направленные на успешную адаптацию:

проведение «ШБП»;
проведение родительских собраний по теме «Адаптация первоклассников»;
Проведение индивидуальных консуль-таций родителей по «Готовности к школе»;
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми «не готовыми к школьному обучению».

http://psi-school.ru/

непосредственно связано с понятием

Понятие адаптации

"готовность ребенка к школе"

http://psi-school.ru/

Общие результаты по методике «Готовность к школе» учащихся 1-х классов

http://psi-school.ru/

Проявления дезадаптации младших школьников:

низкий уровень учебной мотивации,
нарушение познавательных процессов,
высокая тревожность,
нарушения эмоционально-волевой сферы,
неадекватная самооценка,
трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

http://psi-school.ru/

Тревожность

http://psi-school.ru/

Высокий уровень тревожности:

1а: К. Вова, В. Настя, К. Семен
1б: С. Семен
1в: К. Надя, К.Коля, С. Руслан
1г: З. Егор, К.Иван, К. Саша, И.Елена
1д: Д. Денис, М. Вова

http://psi-school.ru/

Связь между успеваемостью и тревожностью

http://psi-school.ru/

Типичные проявления школьной тревожности:

Нежелание ходить в школу;
Излишняя старательность при выполнении заданий;
Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
Раздражительность и агрессивные проявления;
Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках;
Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях;
Страх потерять или испортить школьные принадлежности;
Страх опоздать в школу;
Отказ отвечать на уроке или ответы тихим голосом.

http://psi-school.ru/

Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности:

Учебные перегрузки;
Неспособность уч-ся справиться со школьной программой;
Неадекватные ожидания со стороны родителей и учителя;
Неблагоприятные отношения с педагогами;
Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
Смена школьного коллектива и/или неприятие детским коллективом.

http://psi-school.ru/

Неблагоприятные отношения с учителями

Одинаковые требования к сильным и слабым ученикам
Нетерпимость к нарушителям дисциплины
Склонность от ошибок учащегося переходить на личность в целом
Завышенные требования, предъявляемые ученику
Избирательное отношение к конкретному ребенку

http://psi-school.ru/

Психоэмоциональное состояние

http://psi-school.ru/

V уровень:

Низкая нервно-психическая устойчивость.
Высокая утомляемость.
Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может "застрять" на эмоциональном переживании.
В связи с этим поведение непрогнозируемо и субъективно.
Деятельность ребенка реактивная и нецеленаправленная.
Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием.
Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать.

http://psi-school.ru/

наличия у детей
адекватной самооценки

мнение о себе,
о своих возможностях и способностях,
чертах своего характера и человеческих качествах.

Успешность адаптации
во многом зависит

http://psi-school.ru/

Негативная самооценка «-»

1а: Д. Алеша.
1б: Г. Никита, К. Максим.
1в: А. Егор, З. Алена, М. Сергей.
1г: И. Елена, И. Дима, К. Иван.
1д: К. Максим, Ч. Влад.

http://psi-school.ru/

Уровни адаптации:

Высокий:
Положительное отношение к школе.
Прилежание.
Внимательность.
Выполнение поручений учителя.
Учебный материал усваивается легко.
Занимает благоприятное положение в классе.

23 человек

20 человек

24 человек

20 человек

15 человек

102 человека

http://psi-school.ru/

Уровни адаптации:

Средний:
Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний.
Выполнение поручений при контроле учителя.
Учебный материал понимается при хорошем изложении учителя
Дружит со многими одноклассниками.

14 человек

http://psi-school.ru/

Уровни адаптации:

Низкий:
Отрицательное отношение к школе.
Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье.
Учебный материал усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя.
Близких друзей нет. Знает не всех одноклассников.

7 уч-ся

http://psi-school.ru/

При анализе урока обращаем внимание на следующие аспекты урока:

Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

http://psi-school.ru/

Зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей

*

0-30 мин

35-45 мин

30-35 мин

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

http://psi-school.ru/

Физкультминутки и физкультпаузы

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

http://psi-school.ru/

Благоприятный психологический климат на уроке.

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.

http://psi-school.ru/

ЛЕГКОЙ ТЕБЕ УЧЕБЫ, ПЕРВОКЛАССНИК!

http://psi-school.ru/