Выступление педагога-психолога по теме «Адаптация первоклассников»
Октябрь 2013г
http://psi-school.ru/
Действия, направленные на успешную адаптацию:
проведение «ШБП»;
проведение родительских собраний по теме «Адаптация первоклассников»;
Проведение индивидуальных консуль-таций родителей по «Готовности к школе»;
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми «не готовыми к школьному обучению».
http://psi-school.ru/
непосредственно связано с понятием
Понятие адаптации
"готовность ребенка к школе"
http://psi-school.ru/
Проявления дезадаптации младших школьников:
низкий уровень учебной мотивации,
нарушение познавательных процессов,
высокая тревожность,
нарушения эмоционально-волевой сферы,
неадекватная самооценка,
трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
http://psi-school.ru/
Высокий уровень тревожности:
1а: К. Вова, В. Настя, К. Семен
1б: С. Семен
1в: К. Надя, К.Коля, С. Руслан
1г: З. Егор, К.Иван, К. Саша, И.Елена
1д: Д. Денис, М. Вова
http://psi-school.ru/
Типичные проявления школьной тревожности:
Нежелание ходить в школу;
Излишняя старательность при выполнении заданий;
Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
Раздражительность и агрессивные проявления;
Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках;
Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях;
Страх потерять или испортить школьные принадлежности;
Страх опоздать в школу;
Отказ отвечать на уроке или ответы тихим голосом.
http://psi-school.ru/
Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности:
Учебные перегрузки;
Неспособность уч-ся справиться со школьной программой;
Неадекватные ожидания со стороны родителей и учителя;
Неблагоприятные отношения с педагогами;
Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
Смена школьного коллектива и/или неприятие детским коллективом.
http://psi-school.ru/
Неблагоприятные отношения с учителями
Одинаковые требования к сильным и слабым ученикам
Нетерпимость к нарушителям дисциплины
Склонность от ошибок учащегося переходить на личность в целом
Завышенные требования, предъявляемые ученику
Избирательное отношение к конкретному ребенку
http://psi-school.ru/
V уровень:
Низкая нервно-психическая устойчивость.
Высокая утомляемость.
Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может "застрять" на эмоциональном переживании.
В связи с этим поведение непрогнозируемо и субъективно.
Деятельность ребенка реактивная и нецеленаправленная.
Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием.
Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что-либо делать.
http://psi-school.ru/
наличия у детей
адекватной самооценки
мнение о себе,
о своих возможностях и способностях,
чертах своего характера и человеческих качествах.
Успешность адаптации
во многом зависит
http://psi-school.ru/
Негативная самооценка «-»
1а: Д. Алеша.
1б: Г. Никита, К. Максим.
1в: А. Егор, З. Алена, М. Сергей.
1г: И. Елена, И. Дима, К. Иван.
1д: К. Максим, Ч. Влад.
http://psi-school.ru/
Уровни адаптации:
Высокий:
Положительное отношение к школе.
Прилежание.
Внимательность.
Выполнение поручений учителя.
Учебный материал усваивается легко.
1а | 23 человек |
1б | 20 человек |
1в | 24 человек |
1г | 20 человек |
1д | 15 человек |
102 человека |
http://psi-school.ru/
Уровни адаптации:
Средний:
1а | |
1б | |
1в | |
1г | |
14 человек |
http://psi-school.ru/
Уровни адаптации:
Низкий:
1а | |
1в | |
1г | |
1д | |
7 уч-ся |
http://psi-school.ru/
При анализе урока обращаем внимание на следующие аспекты урока:
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
http://psi-school.ru/
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
Механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
http://psi-school.ru/
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
http://psi-school.ru/
Благоприятный психологический климат на уроке.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
http://psi-school.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.