«Для чего нужен музыкальный размер»
Оценка 4.6

«Для чего нужен музыкальный размер»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
10.12.2018
«Для чего нужен музыкальный размер»
Цели для ученика 1.Знать: -Музыкальные термины, их определения: музыкальный размер, такт, акцент, вальс, народный танец, трепак, полька. -Имена выдающихся композиторов: Пётр Ильич Чайковский. 2.Уметь определять характер музыки и выполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с музыкальным размером. 3. Взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач. Тип урока Освоение нового материала №18 Комбинированный урок №19
ИТОГОВЫЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ г.А-Судженск.docx

КУЗБАССКИЙ  РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ  И  ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЕ  РАБОТЫ  УЧИТЕЛЕЙ  МУЗЫКИ  г. АНЖЕРО – СУДЖЕНСКА

 

 

РАЗРАБОТКИ  УРОКОВ  МУЗЫКИ  ПО  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  КАРТЕ

С  УЧЁТОМ  РАЗВИТИЯ  УУД  ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2012-

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.     Урок  музыки во   2 классе по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак                                                                                                                                                                   
Тема урока: «Для чего нужен музыкальный размер»

/Амбикова  Елена Юрьевна,  учитель музыки НМБОУ  «Гимназия № 11» г.Анжеро – Судженска/

2.     Урок музыки в 3 классе  по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема урока: «Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

/ Марущенко Ольга Сергеевна, учитель музыки МБОУ «ООШ № 17»  г.Анжеро – Судженска/

 

3.     Урок изобразительного искусства и музыки по программе «Музыка» В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак

Тема: "Весна: поэт – художник – композитор»" , 2 класс

              /Егорова Ольга Юрьевна, учитель  изобразительного искусства и музыки МБОУ «ООШ № 32» г.Анжеро – Судженска/

 

4.     Урок  музыки во   2 классе по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.

Тема урока: «Зима: поэт, художник, композитор»

/Игнатьева Светлана Васильевна, учитель музыки МБОУ «ООШ № 36»  г.Анжеро – Судженска/

 

5.     Урок музыки во 2 классе  по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема: Опера «Руслан  и Людмила» М.И. Глинки.

      /Григорьева  Жанна  Евгеньевна, учитель музыки МБОУ «ООШ №8»  г.Анжеро-Судженска/

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока музыки во   2 классе

по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак                                                                                                                                                                   

Тема урока: «Для чего нужен музыкальный размер» (3 четверть, Урок №18-19)

Амбикова Елена Юрьевна

учитель музыки НМБОУ

«Гимназия№11»                                                                                                               

г.Анжеро - Судженска

 

 

Цели для ученика

1.Знать:

-Музыкальные термины, их определения: музыкальный размер, такт,

акцент, вальс, народный танец, трепак, полька.

-Имена выдающихся композиторов: Пётр Ильич Чайковский.

2.Уметь определять характер музыки и выполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с музыкальным размером.

3. Взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач.

Цели для учителя

 

Образовательные:

-формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение,

-раскрыть представление о  музыкальном размере как приёме художественного и музыкального развития

Развивающие:

- развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; музыкальную память и слух, певческий голос;

-развивать творческий потенциал учащегося;

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом;

-воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Тип урока

Освоение нового материала №18

Комбинированный урок №19

Форма урока

Традиционный урок

Урок – музыкальное путешествие

 

 

Опорные понятия, термины

Композитор

Танец

Вальс

Полька

Марш

Темп

 

 

Новые понятия

Музыкальный размер

Акцент

Такт

Трепак

 

 

 

 

 

Формы контроля

 

Прослушивание, контроль дыхания, пение по руке, дирижирование

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

  • Домашнее задание

Стр. 50-51 (рабочая тетрадь).

Стр. 52-53 (рабочая тетрадь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

 

- Повторение изученного  с целью применения знаний в работе с новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Музыкальное приветствие, настрой учащихся на урок.

«Внимание, внимание. тишина…

 

 

 

 

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

 

Вступительная беседа:

-Дети, узнали ли вы композитора, портрет которого помещён на экране?

 

Какие произведения этого композитора нам уже знакомы?

 

Мы знаем, что существуют три “кита” или три основных жанра, которые помогают понять музыку. Назовите их?

 

Что характерно для марша? Как будем двигаться в соответствии с его характером?

А чем отличается танец от марша – почему они относятся к разным жанрам?

 

 

Давайте послушаем и сравним «Марш» и «Вальс» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

Учитель организует познавательную и творческую деятельность учащихся по осмыслению музыкального размера.

-Чтобы понять, чем же ещё отличается марш от вальса, нужно знать что такое музыкальный размер. А для этого музыкант должен правильно считать.

Обратите внимание в учебнике на стр. 53 на цифры возле скрипичного ключа:3 и 4.  Так обозначается музыкальный размер. Нижняя цифра 4 указывает, что ноты записаны четвертными длительностями( мы с вами знаем эти длительности).А верхняя цифра 3 показывает сколько таких длительностей в такте. Сосчитайте сколько тактов в данном нотном примере. Каждый  новый такт  отделяется вертикальной чертой.

Первая доля в такте всегда ударная. Ударение в музыке называется акцент и обозначается знаком>.

В размере 3/ 4 написаны все вальсы. Вальс в переводе с немецкого означает  «круг», «кружиться».

Прочитайте стихотворение на стр53 « Вальс собачек».  Давайте отхлопаем в ладоши текст: сильный хлопок на первую долю и два легких на слабые доли.

 

 

Музыкальное приветствие: пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии по ступенькам.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя:

-Это русский композитор-Петр Ильич Чайковский

 

 

-балет «Щелкунчик»,

Детский альбом

 

 

-Марш, песня, танец

 

 

 

-Торжественность, четкость, приподнятость

 

Марш маршируют на парадах, соревнованиях, танцы танцуют на праздниках.

 

Дети двигаются в ритме марша и вальса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание.

Интонационно-образный анализ, выявление особенности жанра марша и вальса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В этом примере 4 такта

 

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения.

Исполнение ритмического рисунка

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд:

Портрет П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод пластического интонирования, творческий метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод восхождения от частного к общему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод междисциплинар-

ных взаимодействий

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

Умения проводить простые сравнения между музыкальными произведениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки

Импровизиро-

вать в характере жанра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникатив-

ные: согласованность действий в групповой работе.

 

 

 

 

 

Настрой детей на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный отклик на музыку великого русского композитора П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

-Умение слушать и эмоционально откликаться на музыку;

-Умение доказательно высказывать свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое участие в освоении нового материала.

 

 

 

 

4.Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

Дети, а сейчас прозвучит музыка, попробуйте определить её название.

( звучит Вальс из балета П.И.Чайковского « Спящая красавица»)

Как вы узнали, что это прозвучал вальс?

Верно, благодаря трёхдольному ритму, создается ощущение плавного кружения: раз-два-три, раз-два-три….

Слушание, определение жанра  вальс

 

 

 

- Захотелось танцевать, плавно кружиться

Метод эмоционально-художественного погружения

Познавательные: извлечение информации из музыкального фрагмента.

Эмоциональный отклик на музыку великого русского композитора П.И.Чайковского

 

 

5. Заключительный этап.

 

 

6. Оценивание и итог

 

 

Урок №19

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни «Лети, лепесток»

 

 

Оцените свою работу на уроке. Вы действительно сегодня все поработали отлично!

Исполнение знакомой песни с танцевальными движениями

Творческий метод

Коммуникатив-

ные: исполнять песню хором

 

Личностные: позитивная самооценка работы на уроке

Проявлять навыки пластического интонирования

 

 

Создание ситуации успеха. Рефлексия.

1.Организационный момент

 

 

Музыкальное приветствие, настрой учащихся на урок.

«Внимание, внимание. тишина…

Музыкальное приветствие: пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии по ступенькам.

 

 

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость

 

Настрой детей на урок

2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

3.Основная часть. Изучение нового материала

- На прошлом уроке мы узнали что такое музыкальный размер, познакомились  с танцем, означающим в переводе «кружиться»,  какой у него музыкальный размер?

 

 

Музыкально-теоретическая деятельность.

Сегодня мы с вами  совершим музыкальное путешествие, познакомимся с народными танцами и выясним, а в каком музыкальном размере  звучат они.

 

 

 

 

Внимательно послушайте старинный чешский народный танец – польку.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Слушание.

Интонационно-образный анализ, выявление особенностей народных танцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод вариантности впечатлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод наблюдения за музыкой

 

 

 

Предметные:

Владение основами музыкальной грамоты

 

 

 

 

 

Личностные:

Наличие учебно-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           познавательного интереса к новому материалу.    

 

 

 

 

 

 

Предметные:

Умение определять характер музыки

 

Развитие наблюдательности, внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

-Чем этот танец отличается от вальса? Приготовьте кулачки и “простучите” его ритмический рисунок.

Можем ли мы здесь плавно кружиться? Почему? Какой характер музыки?

 

-Верно, полька имеет музыкальный размер 2/4.

Какие танцевальные движения хочется делать под эту музыку?

Давайте встанем  парами и попробуем подвигаться по кругу под музыку.

 

Итак, чем отличаются  два танца – вальс и полька? А что их объединяет?

Сейчас вы услышите новый танец. Послушайте и покажите в своих движениях, как вы чувствуете этот танец? (Плясовые движения в быстром темпе).

-Это старинный русский  народный танец - трепак.

-Какой характер этого танца?

Этот танец исполняется с сильным притопыванием. Слово «тропать» означает «топать ногами». Этот танец тоже имеет музыкальный размер 2\4. Посмотрите как его танцуют дети на стр. учебника 56.

 

 

 

 

 

- Здесь другой счет  – двухдольный: раз-два…Яркий, радостный, солнечный…

 

-Подскоки, маленькие прыжки,

 резкие движения.

Музыкально-ритмические движения.

 

Ответы детей

 

 

 

 

Музыкально-ритмические движения.

 

 

 

- Быстрый, веселый, задорный.

 

 

 

 

 

Работа с учебником                                                                                                                                       

 

Метод музыкально-ритмической импровизации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий метод

 

 

 

 

 

Личностные:

Проявлять  эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки

Импровизиро-

вать в характере жанра

Метапредметные:

Умения проводить простые сравнения между музыкальными произведениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные:

Осуществление поиска необходимой информации с использованием учебника

 

Умения анализировать, высказывать своё мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческое участие в освоении нового материала.                                                                     

4.Этап закрепления новых знаний

А теперь совершим  путешествие в страну танца. Разобьемся на три группы и поиграем в игру «Угадай, что звучит» У каждой группы табличка с названием танцев: ВАЛЬС, ПОЛЬКА, ТРЕПАК. Как только зазвучит какой-нибудь танец, из группы ведущий помещает табличку на доске, а остальные участники выполняют музыкально-ритмические движения данного танца.

Музыкальная игра «Угадай, что звучит»

Метод музыкально-ритмической импровизации

 

 

Метод сравнения и сопоставления

Коммуникатив-

ные: согласованность действий в групповой работе

Творческое участие в освоении нового материала.

5. Итог урока Рефлексия.

 

C какими тремя танцами мы познакомились?

Чем отличаются друг от друга эти танцы?

 

У каждого из них есть свои отличительные черты, но все они относятся к одному жанру- танец.

Итак, в каких жизненных ситуациях люди разных времен и народов танцуют?

Ответы детей:

- Вальс, полька, трепак.

- Характером, музыкальным размером.

 

 

-Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод обобщения музыкальных впечатлений

 

Формирование

собственного  отношения к изученному материалу

6. Организационный момент

Музыкальное прощание: Под какую песню вы хотели бы выйти из класса?

 

Исполнение попев-

ки: «У оленя дом большой» Выход из класса под музыку.

 

Личностные:

Проявлять эмоциональную отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока музыки в 3 классе

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема урока: «Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

                                                                                                                                                                                                                                    

 

                                                                                                                                                                                        Марущенко Ольга Сергеевна,

учитель музыки МБОУ «ООШ № 17»

г.Анжеро - Судженска

Цели для ученика

1.Знать понятия: танец, вальс, балет, выразительные средства музыки, которые могут создавать определённые образы.

 

2.Уметь откликаться на музыку разного характера, уметь передавать движениями характер музыки,  умение воспринимать выразительные средства обучения.

 

3. Вырабатывать навыки самостоятельной, групповой  и коллективной  работы, слушания и исполнения музыки, различать настроение в музыке, её образность.

 

Цели для учителя

Образовательные:
- расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;
- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме.
Развивающие:

 -развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через цветовосприятие, графическое моделирование, а также пластическое интонирование.

Воспитательные:

- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;
- воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке;
-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости. 

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

сюжетно-ролевая игра

Опорные понятия, термины

вальс

танец

композитор

танцор

художник

музыкант

лад

ритм

регистр

темп

тембр

динамика

 

Новые понятия

Жанр – балет

Балетный спектакль

контраст

 

 

 

 

 

Формы контроля

 

Групповая, коллективная

 

 

Домашнее задание

по выбору учащихся:

1)      нарисовать свои эскизы костюмов главных героев (посмотреть энциклопедию костюма, детали костюма);

2)       нарисовать афишу к балету, в которой бы отражалась идея борьбы добра со злом.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

 

Организацион-ный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углубление в тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятель-ная работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключитель-ный этап урока

 

Эмоциональный настрой на предстоящий урок.

 

Музыкальное приветствие.

 

 

 

Вступительная беседа:

 

- Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова:


Дорогие ребята!

Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!
Ваша Старая сказка.


- Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».



 

 

 

- Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?

Учитель: Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно–ролевая игра «Творческая мастерская».
-А сейчас, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами».
Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне семерых «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра.


Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа.

 

-Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И.Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.

 

-Ну что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?
Обратили внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает?

- Правильно! Первой появляется фея Карабос – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается 6 человек. /Приготовить нарезанные кусочки цветной бумаги./

 

 

 

- Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.
-Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?

Учитель: У феи Карабос преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.
- А теперь, покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.

- Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие.
Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?



 

- Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабос?
- Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец.
Звучит фрагмент вальса из второго действия балета (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской).
- Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Ну конечно, это вальс. Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».
Внимательно слушайте музыку, старайтесь уловить её движение и ритм.

- Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Ну и замечательно! А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета. /Демонстрация на экране видеофрагмента балета «Спящая красавица» (время по усмотрению учителя).

 

 

- Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться. Но свои музыкальные впечатления, полученные на этом уроке, новые знания о балете, вы можете показать, разгадав вот этот небольшой кроссворд. /приложение 1/

 

 

-Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с вопросами кроссворда. А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В начале нашего урока, я обратилась к вам со словами от имени сказки. Сегодня наша встреча с ней подошла к концу.

 

Организация вокальной работы: Давайте закончим наш урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей - «До свидания!».
/Приложение 2 /Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки»/.

 

Вход в класс в характере музыки.

Исполнение попевки

«Прозвенел звонок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы».
(фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской)

Ответы учеников

 

Учащиеся  делятся на две группы:

1)создаёт «красочное полотно» для феи Карабос, 2) для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждая группа  выбирает нарезан-

ные кусочки

цветной бумаги, и располагает их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту.

 

 

 

Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы».
Во время прослуши-вания музыки, зада-ния выполняют одновременно группа

«художников»

 и весь класс.

 

 

 

 

Ответы учеников работающих в группе

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ, увиденных рисунков.
Ответы учеников

 

 

 

 

 

Слушают фрагмент вальса из второго действия балета.

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.

Просмотр видеофрагмента балета «Спящая красавица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка исполнительского плана: исполняют  песню в ансамбле с учителем.

 

 

 

 

 

Метод эмоциональной драматургии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод музыкального общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой метод,

метод создания ситуации успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

 

Метод моделирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём музыкального общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод пластического интонирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод создания ситуации успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём вокализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости.

 

Коммуникативные:

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: понимают  и выполняют задания учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: извлечение информации из музыкального фрагмента.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

 

 

Коммуникативные: согласование действий в групповой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: правила поведения при сотрудничестве.

Познавательные: умение работать под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: определение степени успешности выполнения своей работы и работы других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: извлечение информации из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные: исполнение песни хором.

 

Настрой детей на урок.

Эмоциональный отклик на музыку великого русского композитора П.И.Чайковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерес к предмету.

Умение строить речевые высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение основами теории музыки: мелодия, лад, темп, ритм, тембр, регистр, динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

 

 

 

 

 

Творческое участие в освоении нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация творческого потенциала во время коллективной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание ситуации успеха, создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческого потенциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности.

Приложение 1.

 

Кроссворд

 

1.Как называется предмет, на котором художник смешивает краски? /палитра/

 

2.Её сочиняют композиторы.      /музыка/

 

3.Создание художественных образов с помощью красок.  /живопись/

 

4.Резкая противоположность.  /контраст/

 

5.Искусство пластических и ритмических движений тела.   /танец/

 

6.Музыкальный спектакль, основанный на единстве музыки, танца, живописи 

   и литературы.     /балет/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

4B0E1DFD C260AB77

Технологическая карта

урока изобразительного искусства и музыки

по программе: Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

 

 

Тема: "Весна: поэт – художник – композитор»" , 2 класс

 

 

Егорова Ольга Юрьевна,

учитель  изобразительного искусства и музыки,

I квалификационной категории.

 

Технологическая карта урока

 

Цели для учителя

·         Образовательные: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

 

·         Развивающие: Способствовать развитию умения рисовать деревья в технике граттаж по памяти и представлению; эмоционального восприятия, фантазии, творческого воображения и пространственного представления; на примере музыкальных, литературных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в произведениях изобразительного искусства и литературы, взаимосвязь музыки и других видов искусства.

 

·         Воспитательные: Способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Тип урока Закрепление приобретенных учащимися знаний, установление связи теории с практикой      

Форма урока Интегрированный урок

Опорные понятия, термины интонация, ритм, симфонический оркестр, музыкальные инструменты, мелодия, настроение 

Новые понятия граттаж, пейзаж

Формы контроля Наблюдение, опрос, анализ рисунков

 

Домашнее задание: подготовить основу для граттажа и нарисовать любую композицию по теме урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

 

1.Организа

ционный момент

 

 

Введение в тему урока

 

 

 

Музыкальный эпиграф

Э. Григ «Утро» (звучит музыка перед началом урока)

Когда, в какое время года может звучать эта музыка?

Эта музыка связана с темой урока. Как вы думаете, какую проблему мы будем рассматривать на уроке?

 

 

Определяет тему урока и содержание будущей работы

 - Вход в класс под музыку: Э. Грига «Утро»

- Рефлексия

 

Говорю тему, после того, как назовут её сами дети.

 

Регулятивные УУД

- Организация внимания

- умение слушать и эмоционально откликаться на музыку;

- умение доказательно высказывать свое мнение;

 

 

Эмоциональный настрой на предстоящий урок.

Определение темы и проблемы урока

2.Мотива

ция к учебной деятельнос

ти          

 

 

 

Слушание.

Произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Март. Песня жаворонка». Послушайте и опишите, какую картину вы представили себе.

 дети рассказывают свои  музыкальные впечатления

- Что вы «увидели»?

- Какое настроение создает эта мелодия?

 

 Метод наглядности

Просмотр видеоклипа  -

Э. Григ «Утро»

Коммуникативные УУД

Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы. Умение образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения

 

 

Извлекать информацию, перерабатывать ее

 

3.Работа по восприятию музыкального образа

 

На доске (экране) представлены репродукции картин  - пейзажи И.Левитана «Март»; Саврасова «Грачи прилетели»

 

В ходе урока на доске появляются новые понятия  «граттаж», «пейзаж»

В результате беседы учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы учителя

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Слушание стихотворения о весне А. Барто «Холодная весна» (в исполнении ученицы класса)

Презентация «Граттаж»

 

фронтальная работа с классом

 

Коммуникативные УУД

Умение участвовать в диалоге, доказательно высказывать свое мнение,

 

 

Познавательные УУД

Демонстрация знаний изобразительных  понятий и терминов

 

 

Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

4. Подготовка к практичес

кой деятельнос

ти

 

 

 

 

 

 

 

Показ способов выполнения задания

 

виды деятельности учащихся, задания

для творческих детей: изображение своего  отношения к весенней природе.); для репродуктивных детей: выполнить пейзаж в цветовом решении на тонированной бумаге;

для компенсирующих детей – выполнить «граттаж» по образцам  

 

Педагогический показ: рисунок, алгоритм действий, последовательность работы, технологическая карта, схема и др.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Извлекать информацию, перерабатывать ее, анализировать;

развивать наблюдательность, внимание

 

 

определять цель и составлять план работы над пейзажем

 

 

 

5. Практичес

кая деятель-

ность

Наблюдает,

осуществляет контроль

Изображают композицию «Деревья весной»

 

Индивидуальная работа, (по договоренности – в парах)

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа, (по договоренности – в парах)

 

Познавательные УУД

Использовать художественные приемы роботы в раскрытии образа

 

 

Регулятивные УУД Действовать по плану, оценивать результат,

формировать способы деятельности

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунок красками, тушью, процарапывание)

 

6.Подведение итога

 

 

 

 

Организует оформление выставки рисунков

 

 

Дают характеристику созданным образам

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать

 

Овладение практическими умениями и навыками в анализе,  оценке своей работы и других учащихся

Ф.И.О.   Игнатьева Светлана Васильевна

Предмет:  музыка

Класс: 2

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

 

Тема

Зима: поэт, художник, композитор

 

Цели

 

Образовательные: Учить понимать закономерности музыкального изобразительного и искусства. Соотносить настроение и характеры произведений искусства.

 

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, поддерживать интерес в изучении предмета «Музыка».

Формировать УУД: уметь устанавливать простые аналогии между произведениями музыки и изобразительного искусства

- ЛичностныеУУД:  ориентация на мотивацию учебной деятельности, понимание причин успеха во время учебного процесса.

- Коммуникативные УУД: активизация деятельности каждого отельного ученика

- Познавательные УУД:  учить определять настроение, характеры изучаемых произведений

Формировать умение сравнивать образное содержание произведений музыки, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и различия.

 

Планируемый результат

Предметные:

Знать настроение, характеры изучаемых произведений

Уметь сравнивать образное содержание произведений музыки, живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и различия.

 

Личностные: Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам основе знакомства с произведениями искусства;

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования



Метапредметные:

уметь строить речевые высказывания о музыкальном произведении в устной форме;

уметь проводить простые сравнения между музыкальными произведениями и произведениями изо и литературы;

 

 

Основные понятия

пейзаж

Межпредметные связи

Музыка:  С..Покофьев, Вариации Феи зимы. Из балета  «Золушка».

Поэзия: Е. Баратынский. Зима.

Живопись: Л. Фанкельборх. Зимний пейзаж; Ф. Сычков. Катание с гор.

Песенный репертуар. Ц. Кюи. Зима

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

Рабочая программа по предмету Музыка. В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. 1-4 классы. – М: Дрофа. 2012.

Учебник Музыка  3 класс. В. В. Алеев, Т. И. Науменко. – М: Дрофа. 2012.

http\\vio.uchim.infoVio_76/cd_site/articles/art_3_2.htm

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: :  Эмоциональ

ный настрой на предстоящий урок

 

 

Исполнение попевки «Зимушка».

Организует Музыкальное приветствие

Уточняет тематические рамки.

Исполнение произведения без сопровождения. Установка на распевание фраз. Эмоциональное исполнение попевки

закрепление уже имеющихся вокально-технических знаний, умений, навыков учащихся

развитие разных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

 

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Актуализировать знания учащихся

 

Ответы на вопросы

Просмотр клипа  «Зима», муз. А. Вивальди.

 

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа.

 

 

 

Вопросы: Что дарит зима людям? Какой бывает зима? Какой вы увидели зимушку в видеоролике?

 

 

 

 

Уметь находить ответы на частные вопросы из личного опыта. Анализ учебного материала.

 (Познавательные УУД).

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

 

 (Коммуникативные УУД).

формулировать собственное мнение

(Регулятивные УУД).

наблюдение за разнообразными явлениями жизни

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Восприятие музыки, разучивание песни и её исполнение

 

 

 

Чтение стихотворения

Ответы на вопросы учителя: О чём говорится в стихотворении?

Что происходит зимой?

Какие радости дарит зима?  Каким настроением проникнуты строки стихотворения?

Анализ репродукции картины В. Суриков «Взятие снежного городка» : Вопросы: какой момент игры запечатлел на картине художник?  Что, по-вашему, испытывают игроки?

Анализ репродукции картины художника Л. Фалькенборха «Зимний пейзаж». Что в своей работе использует художник, чтобы передать настроение?

 

2. Как называется картина, на которой изображена природа?

                

                

 

*Пейзаж - рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

 

Слушание и анализ произведения.

- Ответы на вопросы учителя: Какое настроение испытываешь ты, слушая музыку С. Прокофьева? Какие картины рисует твоё сознание?

 

 

Вопросы по теме

 

Чтение и анализ стихотворных строк Е. Баратынского  « Зима»

Анализ репродукцйи картин Л. Фанкельборх. Зимний пейзаж; Ф. Сычков. Катание с гор. В Суриков. Взятие снежного городка

Исполнение песни. Ц. Кюи. Зима»

Усвоение термина   «пейзаж»:Если

Ес    видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется пейзаж.

 

Сравнивать образное содержание произведений искусства

 (Познавательные УУД)

Уметь соотносить настроение и характеры произведений искусства.

 (Коммуникативные УУД).

Выражать эмоциональное отношение к образам произведений искусства

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель: Закрепить изученное на уроке

 

 

 

 

 

Учитель организует закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 (Познавательные УУД)

ü  Закреплять умение нализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности.

 

 (Коммуникативные УУД).

 Уметь выслушивать различные  точки зрения

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные задания:

Рассмотри нотную запись.  Волнистая  мелодия показывает движение мелодии.

Выбери словосочетания, которые наиболее точно отражают настроение музыки.

 Слова для справок:

Злая ревущая вьюга,лёгкая стелющаяся метелица, завывающий снежный вихрь

 

 

Работа в парах

Воспитывать стремление находить продуктивное сотрудничество при решении музыкально-творческого задания

 

 (Познавательные УУД)

Использовать полученные знания на практике и с их помощью проделывать конкретную работу

 (Личностные УУД).

Формировать стремления к совершенствованию своих способностей;

 (Регулятивные УУД).

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: выразить впечатления в коллективно-  творчской деятельности

Выполнение коллективно-творческого задания

         На доске рисуют зимний лес:  каждый подрисовывает  по одной детали.  Главное условие -  картина должна соответствовать характеру прослушанного музыкального произведения.

 

Прорисовыать детали зимнего леса с целью закрепления впечатлений от прослушанной музыки.

 

 (Коммуникативные УУД).

ü  договариваться и приходить к общему решению в совме­стной творческой деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

 

 (Регулятивные УУД).

самовыражение ребенка в коллективно-творческом задании

 (Личностные УУД).

стремление к совершенствованию своих способностей; навыков творческой  деятельности

 

Технологическая карта урока музыки

учителя Григорьевой Жанны  Евгеньевны

МБОУ «ООШ №8»  г.Анжеро-Судженска

 

Программа: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Класс: 2 класс

Тема: Опера «Руслан  и Людмила» М.И. Глинки.

Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся  2-х классов в предметной области «Музыка»

 

Учебные задачи:

1.направленные на достижение личностных результатов:

-  формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2.направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

- взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3.направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знание основных закономерностей музыкального искусства (опера,  увертюра);

- формирование основ музыкальной культуры;

- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и   современной песне;

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Оборудование и материалы:

§  Учебник «Музыка. 2 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

§  Хрестоматия «Музыка. 2 класс»;

§  Фонохрестоматия 2 класс;

§  Фортепиано;

§  Карточки с новыми терминами;

§  Текст песни «Сказки гуляют по свету».

§   

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Настраивание учащихся на деятельность.

Входит в класс под музыку Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила»

- Какую тему для разговора подсказывает нам музыка?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя:

-Мир сказки, волшебства.

 

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Актуализация темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над осмыслением содержания музыки

 

 

 

 

 

 

Подготовка проблемной ситуации

-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?

 

 

-Кто рассказывает сказки детям?

 

 

Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

 

 

Рассказать краткое содержание сказки.

Знакомство с замыслом  М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля.

 

Дается понятие увертюры .

-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

 

Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана? Какие средства выразительности он для этого использует?

 

 

Добро в сказке борется со злом.

В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.

-Как вы думаете,

какая музыка должна быть у злых сил?

 

Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина о Черноморе.

- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?

 

 

-Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?

 

 

Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?

Почему?

 

 

 

Исполняют знакомую  песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.

 

 

Дети перечисляют, вспоминают Кота  ученого.

 

 

Индивидуальное и коллективное чтение отрывка на стр. 82 учебника.

Дети называют сказку.

 

 

Вспоминают термин «опера».

 

 

 

 

 

 

 

Слушание увертюры к опере

«Руслан и Людмила» (главная партия)

Характеристика героя-Руслана

 

 

 Отвечают, используя понятия «темп, динамика, тембр».

Обращение к характеристикам музыки в учебнике на странице 82.

 

 

 

Дают  предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Обращение к учебнику на стр.84.

Описывают образ Черномора.

 

 

 

Слушание марша Черномора.

Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.

 

 

 

 

Сравнивают тембр инструментов в  Марше с тембрами Арабского танца

 

Отвечают, аргументируя своё мнение.

 

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

 

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 

Познавательные УУД

Учатся работать с печатным текстом.

 

Познавательные УУД

Учатся понимать

особенности музыкального театра.

 

 

 

Регулятивные УУД

Учатся воспринимать музыку как образное искусство

 

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

 

Коммуникативные УУД

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

 

 

 

Познавательные УУД

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

 

Обобщение урока и вывод.

 

Вспомнить важные слова из песни «Сказки гуляют по свету».

 

Разучивают 3 куплет песни «Сказки гуляют по свету», слова которого подсказывают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».

Делают вывод темы урока.

 

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ

КУЗБАССКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Урок музыки во 2 классе по программе «Музыка»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Урок музыки во 2 классе по программе «Музыка»

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по программе «Музыка»

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по программе «Музыка»

Опорные понятия, термины Композитор

Опорные понятия, термины Композитор

Этап урока Деятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Этап урока Деятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Первая доля в такте всегда ударная

Первая доля в такте всегда ударная

Заключительный этап. 6. Оценивание и итог

Заключительный этап. 6. Оценивание и итог

Внимательно послушайте старинный чешский народный танец – польку

Внимательно послушайте старинный чешский народный танец – польку

Какой характер этого танца? Этот танец исполняется с сильным притопыванием

Какой характер этого танца? Этот танец исполняется с сильным притопыванием

Ответы детей: - Вальс, полька, трепак

Ответы детей: - Вальс, полька, трепак

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе «Музыка»

Технологическая карта урока музыки в 3 классе по программе «Музыка»

Тип урока изучение нового материала

Тип урока изучение нового материала

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыФормируемые

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Углубление в тему урока

Углубление в тему урока

Самостоятель-ная работа с учебником

Самостоятель-ная работа с учебником

Самостоятель-ная работа с учебником

Самостоятель-ная работа с учебником

Самостоятель-ная работа с учебником

Самостоятель-ная работа с учебником

Закрепление темы урока

Закрепление темы урока

Заключитель-ный этап урока

Заключитель-ный этап урока

Приложение 1. Кроссворд 1

Приложение 1. Кроссворд 1

Приложение 2

Приложение 2

Технологическая карта урока изобразительного искусства и музыки по программе :

Технологическая карта урока изобразительного искусства и музыки по программе :

Тип урока Закрепление приобретенных учащимися знаний, установление связи теории с практикой

Тип урока Закрепление приобретенных учащимися знаний, установление связи теории с практикой

Слушание. Произведение русского композитора

Слушание. Произведение русского композитора

Показ способов выполнения задания виды деятельности учащихся, задания для творческих детей: изображение своего отношения к весенней природе

Показ способов выполнения задания виды деятельности учащихся, задания для творческих детей: изображение своего отношения к весенней природе

Ф.И.О. Игнатьева Светлана Васильевна

Ф.И.О. Игнатьева Светлана Васильевна

Личностные: Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам основе знакомства с произведениями искусства;

Личностные: Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам основе знакомства с произведениями искусства;

Технология проведения Деятельность учеников

Технология проведения Деятельность учеников

Чтение стихотворения Ответы на вопросы учителя:

Чтение стихотворения Ответы на вопросы учителя:

Слушание и анализ произведения

Слушание и анализ произведения

V . Контролирующее задание (12 мин)

V . Контролирующее задание (12 мин)

Технологическая карта урока музыки учителя

Технологическая карта урока музыки учителя

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормирование

Работа над осмыслением содержания музыки

Работа над осмыслением содержания музыки

Актуализация темы

Актуализация темы

«Для чего нужен музыкальный размер»

«Для чего нужен музыкальный размер»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018