«Возможности использования сенсорной комнаты»
Если я хочу:
- получше узнать ребёнка;
- стать ребёнку ближе, сделать так, чтобы мы лучше понимали друг друга;
- помочь ребёнку справиться с психологическими проблемами;
- развлечь ребёнка так, чтобы это приносило пользу…
я использую возможности сенсорной комнаты.
Занятия в сенсорной комнате вызывают большой интерес у детей и подростков. «Сенсорная комната» создаёт радостное настроение и ощущение полной безопасности.
Уникальность Сенсорной комнаты в сочетании разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различные воздействия на психическое и эмоциональное состояние детей с различными видами проблем:
- в развитии;
- в обучении;
- в общении;
- в поведении;
- в социальной адаптации;
- с посттравматическими болями, а также всех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
Работа в сенсорной комнате проводится в 4-х направлениях:
1. Психомышечная релаксация (аутотренинг).
2. Консультирование в условиях сенсорной комнаты с использованием терапевтических сказок.
3. Коррекционные занятия (индивидуальные и групповые) с использованием сказкотерапии и игротерапии.
4. Групповые занятия по программе «Тропинка к своему я».
v Психомышечная релаксация (аутотренинг) – специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, создающий снятие стресса путём глубокого мышечного расслабления.
Цель: обучение способам эмоциональной саморегуляции, способам расслабления мышц, что позволяет легко переключать внимание, избавляться от стрессового состояния.
Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, если необходимо достичь релаксационного эффекта. Использование специальных матов и сухого бассейна позволяют значительно легче, чем кресла создать положение тела, удобное для обучения произвольной релаксации. Через 15 – 20 минут пребывания в Сенсорной комнате наступает состояние релаксации (расслабления).
Ожидаемый результат:
- снижение уровня тревожности и стрессов;
- профилактика психосоматических расстройств.
v Консультирование в условиях сенсорной комнаты с использованием терапевтических сказок.
Сенсорная комната позволяет проводить индивидуальные консультации с детьми. Своей изолированностью, необычностью обстановки естественным образом создается соответствующий настрой релаксации, уход от стрессирующих стимулов внешнего мира. Ребята в таких условиях становятся более открытыми, они с большим доверием делятся со своими проблемами.
Цель: оказание психологической помощи по работе с конкретной проблемой.
Каждая из сказочных историй в терапевтических сказках имеет определённую направленность. Такие истории – это рассказы об определённых ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребёнок. Также в них описываются чувства, возникающие у ребёнка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
В сказочных историях можно выделить четыре группы тем:
1. трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями);
2. переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности;
3. страхи и тревоги по самым различным поводам;
4. проблемы, связанные со спецификой возраста.
Ожидаемый результат:
- взаимопонимание между взрослым и ребёнком;
- сформированный «механизм самопомощи» (искать ресурсы внутри самого себя);
- умение находить выход из сложных ситуаций.
v Коррекционные занятия (индивидуальные и групповые) с использованием сказкотерапии и игротерапии.
Занятия проводятся подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом детей.
Цель: активация эмоционального, интеллектуального и мотивационного уровня психологического состояния ребёнка.
С дошкольниками занятия проводятся с использованием игротерапии и сказкотерапии. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания. Для избежания однообразия, используются сказочные сюжеты, где упражнение на каком-нибудь тренажёре будет частью сказки. В бассейне дети проигрывают сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Акула и рыбки», «Прогулка кита» и др. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей детей.
Коррекционные занятия так же направлены на работу с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми. С одной стороны – создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимые при повышенной возбудимости и агрессивности, а с другой стороны – с помощью воздействия различных световых приспособлений, ярких светооптических эффектов стимулируется и поддерживается внимание, создаётся радостная атмосфера праздника, активизируется познавательная деятельность и мотивация детей.
Ожидаемый результат:
- рост количества детей, способных бесконфликтному общению со сверстниками;
- снижение тревожности;
- снижение числа случаев девиантного поведения.
Групповые занятия по программе «Тропинка к своему я».
При проведении групповых занятий с дошкольниками по программе «Тропинка к своему я» на тему: «Какие чувства живут в природе»», я так же использую возможности сенсорной комнаты. Так как, сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате я использую специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц. Слушая музыкальные записи, дети пытаются определить чувства природы.
Примеры коррекционной работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными детьми в условиях сенсорной комнаты:
1. Работа с гиперактивными детьми в условиях сенсорной комнаты:
Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Похвала за выполнение упражнений, так как такие дети чувствительны к похвале.
Замечания и запреты категоричные, кратко «нельзя», после чего предлагается альтернативная форма поведения. Например: «Здесь нельзя кидать шарики в детей. Если ты хочешь бросать шарики, то кидай их в стену».
Используется игротерапия. Используются игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания; игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия; игры, которые помогают ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Используя бассейн, проводятся игры: «Съедобное-несъедобное», «Пять минут тишины и пять минут «можно»», «Передай мяч», «Морские волны», «Слушай команду», «Слушай хлопки». Используя модуль и проектор, проводятся игры: «Море волнуется», «Говори!», «Замри». С помощью коврика «Звёздное небо» - игра «Ловим звёздочки». Применяются «Теневой театр», «Пальчиковые игры».
2. Работа с агрессивными детьми в условиях сенсорной комнаты:
Агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Работа ведётся в трёх направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
В работе с гневом используется:
- для выражения вербальной агрессии: игра «Обзывалки» с применением шариков; «Попроси мячик» (шарики); «Мешочек для криков», игра «Жужа»;
- для выражения физической агрессии: «Метание мячей» с применением шариков; «Два барана» (мат, модуль), «Толкалки» (мат), подушки, которые можно побить, попинать; «Защита крепости» (модуль, бассейн, шарики).
При обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций используется: зеркало, для определения эмоций; маты, при работе с ощущениями в теле; музыка, для релаксации. Проводится игра: «Я вижу…» (проектор с картинками).
Для формирования способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию используются сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия. Здесь ребёнок учится чувствовать состояние другого человека, вставая на его позицию. В ролевых играх ребёнок получает возможность поставить себя на место других, оценить своё поведение со стороны. Разыгрываются ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты. Слушая сказки, дети учатся определять добрых и злых героев, хорошие и плохие поступки.
3. Работа с тревожными детьми с использованием сенсорной комнаты:
Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. Уровень их самооценки низок.
Работа в трёх направлениях:
- повышение самооценки;
- обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
- снятие мышечного напряжения.
Работа над повышением самооценки: похвала за незначительные успехи в выполнении упражнений.
Работа по обучению умению управлять собой: беседа о чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях с применением сказкотерапии, используя примеры литературных произведений, терапевтические сказки. Совместное сочинение сказок и историй. Использование ролевых игр, где разыгрываются знакомые ситуации, которые вызывают особую тревогу.
Снятие мышечного напряжения:
- игры на телесный контакт: «Гусеница»;
- упражнения на релаксацию: «Драка».
- дыхательные упражнения: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Водопад» и др.
Таким образом, занятия, проводимые в сенсорной комнате, способствуют нормализации психического состояния детей, снимают мышечное напряжение, стимулируют все сенсорные процессы, создают положительный эмоциональный фон. В дальнейшем планируем продолжить работу в этих направлениях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.