Детям-дошкольникам и первоклассникам свойственны неустойчивость стереотипа пра¬вильной осанки, недостаточно хорошо сформи¬рованный мышечный «корсет», уплощение стоп, высокая чувствительность к учебной нагрузке зрительного анализатора. Поэтому под особым контролем должны быть формирование пра¬вильной осанки и сводов стоп, укрепление зри-тельного аппарата младших школьников. Упраж¬нения-физкультминутки надо проводить на всех уроках и во время активных перемен.
Упражнения для укрепления зрительного анализатоДетям-дошкольникам и первоклассникам свойственны неустойчивость стереотипа пра¬вильной осанки, недостаточно хорошо сформи¬рованный мышечный «корсет», уплощение стоп, высокая чувствительность к учебной нагрузке зрительного анализатора. Поэтому под особым контролем должны быть формирование пра¬вильной осанки и сводов стоп, укрепление зри-тельного аппарата младших школьников. Упраж¬нения-физкультминутки надо проводить на всех уроках и во время активных перемен.
Упражнения для укрепления зрительного анализато
для Упражнения
физкультминуток
Детямдошкольникам и первоклассникам
свойственны
неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо
сформированный мышечный «корсет», уплощение стоп,
высокая
чувствительность к учебной нагрузке зрительного анализатора.
Поэтому под особым контролем должны быть формирование пра
вильной осанки и сводов стоп, укрепление зрительного аппарата
младших школьников. Упражненияфизкультминутки надо проводить на
всех уроках и во время активных перемен.
Упражнения для укрепления зрительного анализатора отмечены
звездочкой.
Комплекс 1.
Физкультминутка «Тюшатолстячок».
Рекомендуется показать детям плюшевую игрушкузверюшку.
ТюшкаПлюша толстячок спрятал шапку в сундучок, В сундуке
проснулась мышка,мышка — серая глупышка. Только шапку увидала
— сразу в обморок упала.
1 И.п. — стойка ноги врозь, руки опущены.
1 — руки на пояс;
2 — руки к плечам;
3 — руки
вверх; 4 — руки через стороны вниз и т.п. 4 раза, темп средний.
2 И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 — отвести локти назад, прогнуться, левую ногу
в сторону на носок;
23 — держать;
56 — и.п.; то же правой ногой. 6 раз, темп средний.
Отводя локти назад, вздохнуть, плечи развести, хорошо сблизить
И. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.
лопатки, удерживать напряжение, ногу выпрямить.
3
1 — наклон назад;
24 — держать;
56 — и.п. 4 раза, темп медленный.
Выполняя наклон назад, ноги в коленях не сгибать, хорошо сблизить
лопатки.
4
1 — наклон вперед, руки в стороны;
И.п. — стойка ноги врозь, руки опущены.И.п. — стойка ноги врозь, руки опущены.
2 — и.п. 4 раза, темп средний.
5
1 — поворот головы вправо;
2 — и.п.;
34 — поворот головы влево;
4 — и.п.;
5 — руки через стороны вверх;
6 — и.п. 4 раза, темп медленный.
Поворачивая голову в сторону, смотреть в сторону и назад, в и.п. —
смотреть прямо (укрепление прямых и косых мышц глаза).
6. И.п. — о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми
движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и.п. —
глаза открыть.
Массируя веки, нельзя сильно давить на глазные яблоки.
Игра «Солнечный зайчик». Игроки встают изза парт и принимают
положение правильной осанки, руки на пояс (или руки за голову), лок
ти в стороны, спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко,светит в нашу комнатку. Мы похлопаем в
ладошки — очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем
учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики, Мы зовем их — не идут.
Были тут и нет их тут.
Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: «Где зайка?»
говорят и показывают рукой.
Игра способствует закреплению стереотипа правильной осанки и
тренирует зрительный аппарат.
Игра «Радуга». Дети вместе с учителем произносят:
Радугадугадуга, унеси меня в луга, На травушку шелковую, На
речку бирюзовую, На желтенький песок!
0дновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж
и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над
головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и
расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с
закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 35 сек.
учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Про
должительность всей игры 30 сек. Игра «Радуга» — это игра на
воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов
радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый — на
желудочнокишечный тракт, кровяное давление; зеленый — на
сердечнососудистую систему. Красным цветом нельзя злоупотреблять:
он возбуждает нервную систему.
Игра «Одуванчик». Дети сидят за партами, на столах у них лежат
несколько фишек (кружочки из бумаги); желтые, синие, красные,
оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их
расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
«В желтой шапочке стоит, словно солнышко горит. Вот проходит день
за нем —
желтой шапки нет на нем.»
Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких
школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить
произошедшие
изменения. Учитель спрашивает: «У кого из вас созрел одуванчик?»
Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность 2030 сек. У
некоторых учащихся учитель просто меняет фишки местами. Можно
рекомендовать детям плотно зажмурить глаза. Речитатив можно
усложнить, добавив слова:
В шапке он уже другой — нежнобелый, пуховой!
Для формирования стереотипа правильной осанки сидя за партой,
дети принимают положение: руки за спину, пальцы переплетены, плечи
разведены.
Комплекс 2
Физкульминутка «Будильник».
«Включить» внимание детей поможет игрушкасобачка.
Мой
будильник поутруСам гуляет по двору. А когда собраться нужно, В
первый класс идти пора, Мой будильник непослушный убегает со
двора!
Первую строчку речитатива произносит учитель, дети повторяют
за ним последующие слова.
1. И.п. — о.с. 1. — отвести руки назад, ладонями вперед; 23 —
держать; 4 — и.п. 46 раз, темп средний. Мышцы, сближающие лопатки,
напряжены, голову держать прямо.
2*. И.п. — сидя на краю стула лицом к проходу, руки в упоре сзади. 1
— приподнять ноги — «угол»; 23 — держать; 4 — и.п. 4 раза, темп
медленный. Ноги выпрямить, носки оттянуть, плечи развернуть,
смотреть прямо. Упражнение поочередно выполняет один, затем дру
гой ряд.3. И.п. — сидя за партой, руки на столе. Попеременные движения
ног: на пятку, на носок. 1520 сек., темп средний.
4*. И.п. — сидя на стуле, руки на поясе, локти в стороны, пятки
вместе, носки врозь. «Загребание песка» ногами (дугообразные движе
ния стопами через стороны вперед, носки соединить, пятки в стороны,
подтянуть стопы под себя). Можно также «нарисовать» стопами букву
«Ф» 6 раз, темп средний. «Загребая песок», опираться на внешний свод
стопы, пальцы ног поджаты.
Комплекс 3
Физкультминутка «Утята».
Возле речки пять утятВ ряд на камешке сидят. В воду
пять утят глядят, А купаться не хотят.
1*. И.п. — стойка ноги вместе, руки перед грудью, согнутые в
локтях. Имитация плавания способом брасс на груди, затем на спине.
20 сек., темп медленный.
2*. И.п. — о.с. Имитация ныряния солдатиком (присед, руки через
стороны вверх). 20 сек., темп средний.
3. И.п. — сидя на краю стула лицом к проходу, руки в упоре,
держаться за сидение. Имитация плавания способом брасс, движения
ногами, 20 сек., темп средний.
Речитатив полностью произносит учитель. Выполняя упр. 1, хорошо
сближать лопатки, смотреть прямо. В упр. 2 спину держать ровно, не
наклоняться вперед. Упр. 3 выполнять рядами поочередно. Следить,
чтобы дети хорошо подтягивали колени к животу, стопы «брали» на себя
и затем «выталкивали» их по полукругу вперед (как лягушка).
Комплекс 4
Физкультминутка «Гости».
Както вечером к медведюНа пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою лисой. А
медведь никак не могРазделить на всех пирог.
1. И.п. — стойка ноги вместе, руки за спину, согнутые в локтях. 1
— глаза зажмурить; 23 — держать; 4 — глаза открыть. 46 раз, темп
средний.
2 И.п. — стойка ноги врозь. 1 — наклон туловища вперед, руки на
затылок, локти в стороны; 2 — и.п. 46 раз, темп медленный.
3 И.п. — о.с. 1 — отвести левую ногу на
зад на носок, руки на пояс; 2 — и.п.; 34 —то же, правую назад на
носок. 46 раз, темп средний.
4 И.п. — сидя на краю стула лицом к проходу, руки в упоре,держась за сидение стула. Имитация движений «велосипед». 30 сек.,
темп средний.
5 И.п. — о.с. Ходьба на месте на внешнем своде стопы.Руки за спину,
пальцы переплетены. 20 сек., темп средний, руки через стороны вверх
— вдох; и.п. — выдох.
Выполняя упражнения, сохранять правильную осанку.