Добро и зло (Основы светской этики)
Оценка 4.6

Добро и зло (Основы светской этики)

Оценка 4.6
docx
04.11.2022
Добро и зло (Основы светской этики)
Открытый урок по курсу ОРКСЭ.docx

 

Лоскутова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ  с углубленным изучением отдельных предметов № 10»

г. Нефтеюганск

 

Технологическая карта

 

Предметная область

Основы религиозных культур и светской этики

Учебный предмет

ОРКСЭ

Класс

4

Учебный модуль

Основы светской  этика

Тема урока

Добро и зло

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты

личностные

метапредметные

предметные

·         Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

·         Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм

 

 

·         Извлекать информацию из текста.

·          Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

·      формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;

·      формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

 

Цель урока

формирование этических и культурных ценностей  у школьника.

 

Задачи урока

образовательная:         раскрыть смысл понятий «добро»  и  «зло»;

                                     формировать умение правильно оценивать себя и других;

развивающая:              развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать 

                                      словарный запас;

воспитательная:   воспитывать доброжелательность, уважительное   отношение друг к другу;

                            осознать, что нужно и что не  нужно делать для того, чтобы жить в ладу со         

                             своей  совестью, испытывая духовную радость.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Учебник «Основы светской этики», стихотворение  Ю. Друниной «Стираются лица и даты…», пословицы, картинки с изображением добрых и злых поступков.        

Технология

здоровьесберегающая

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

5мин

Беседа

Строить речевое высказывание в устной форме.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

5мин

Беседа, устное высказывание на тему.

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Строить речевое высказывание в устной форме.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 

20мин

 

Беседа; устное высказывание на тему; работа с материалом учебника с притчей, с иллюстрированным материалом; групповая работа;

 

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

5. Слушать и понимать других.

6. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

7. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

8. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

10. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

11. Формулировать своё мнение, свою позицию.

 

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5мин

 

 

Тестовая работа и её проверка.

 

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Оформлять свои мысли в  письменной форме.

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

3мин

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

 

Беседа, устное высказывание на тему.

Формулировать своё мнение, свою позицию.

Домашнее задание

2мин

 

 

 

 

 

Предметная область: ОРКСЭ

Учебный предмет:  ОРКСЭ

Учебный модуль: основы светской этики

Класс: 4 класс

Тип урока: комбинированный

Технологическая карта урока. 

Тема

Добро и зло

Цель:

Задачи:

 

 

 

УУД

Образовательные:

 раскрыть смысл понятий «добро»  и  «зло»;

 ормировать умение правильно оценивать себя и других;

Развивающие: 

развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать   словарный запас;

Воспитательные:

 воспитывать доброжелательность, уважительное   отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не  нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей  совестью, испытывая духовную радость.

Личностные:

1.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2.Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: 

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Познавательные УУД:  

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

 

 

Основные понятия

Добро, зло.

Ресурсы:

 

 Учебник «Основы светской этики», стихотворение  Ю. Друниной «Стираются лица и даты…», пословицы, картинки с изображением добрых и злых поступков.        

Технология

здоровьесберегающая

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

 

Выполняют просьбу учителя.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит,  здесь собрались добрые люди.

 

Просьба учителя

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

 

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

 

Личностные результаты

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

II. Актуализация опорных знаний.

 

 Высказывания  обучающихся о понятиях  добро и зло

Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему.

-  Что такое  добро и зло?

 

III. Постановка проблемы

 

Добро и зло! Это особые слова.

Что такое добро? И что такое зло?

 Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Сегодня мы определим, что же такое «добро» и «зло», как они  проявляются?

 

 

IV. Совместное открытие нового знания

 

Работа со статьей учебника.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение притчи

1. Работа  со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

2.  Беседа.

- Что же такое добро и что входит в это понятие?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Добро - это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро.

(Доброта,  добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

- Что такое зло?

Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.  Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя  сильным, запугать,  потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро

3. Работа с пословицами.

Работа по группам «Собери пословицы"

Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

-Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

4. Работа с притчей.

 ДОБРО БЕЗ УМА

 Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.  На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.

Вопросы и задания:

•          Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

(Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). :

•          Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

 

Работа со статьей учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение притчи

 

 

V. Первичное закрепление

 

Выбор добрых и злых поступков.

 

 

 

 

 

 

 

Игра  «Топаем – хлопаем»

1. Какие из следующих поступков являются добрыми делами,  а какие – злыми? 

Объясните ваше мнение.

- Играть в футбол на газонах;

- Рисовать на стенах в школе;

- Посадить растения возле школы;

- Метко плюнуть жвачкой в товарища;

- Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин;

- Отобрать у друзей  мяч;

- Помочь пожилому человеку перейти улицу;

- Уступить место в автобусе.

2. Игра  «Топаем – хлопаем»

Если поступок, изображённый

 на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

 

 

 

Выбор добрых и злых поступков.

 

 

 

 

 

 

Игра  «Топаем – хлопаем»

 

VI. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа (тест)

Тестовая работа.

Проверка

Самостоятельная работа (тест)

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

Хочется в заключение  урока прочитать стихотворение   Ю. Друниной «Стираются лица и даты…».        

                Стираются лица и даты,

                Но всё ж до последнего  дня

                Мне помнить о тех, что когда-то

                Хоть чем-то согрели меня.

                Согрели своей плащ-палаткой,

                Иль тихим шутливым словцом,

                Иль чаем на столике шатком,

                Иль попросту добрым лицом.

                Как праздник, как счастье, как чудо

                                Идёт Доброта по земле.

                                И я про неё не забуду,

                                Как я забываю о зле…

-           О чём это стихотворение?

-           Какова его основная мысль?

ПОМНИ:   

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

 Не разорвать, а склеить.

       

            ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

           И ЕЩЁ ПОМНИ:

           Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

           Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной  ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

(По выбору)

  - сочинить сказку о добре совместно с родителями;

 - описать, нарисовать свой добрый поступок.   

 

 

 

 

 


 

Лоскутова Татьяна Владимировна учитель начальных классов

Лоскутова Татьяна Владимировна учитель начальных классов

Учебник «Основы светской этики» , стихотворение

Учебник «Основы светской этики» , стихотворение

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Длительность этапа Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Личностные: 1.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Личностные: 1.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

I. Мотивация к учебной деятельности

I. Мотивация к учебной деятельности

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Работа с пословицами

Работа с пословицами

У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы

У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы

Игра «Топаем – хлопаем» 1 .

Игра «Топаем – хлопаем» 1 .

Иль чаем на столике шатком,

Иль чаем на столике шатком,

VIII. Домашнее задание. (По выбору) - сочинить сказку о добре совместно с родителями; - описать, нарисовать свой добрый поступок

VIII. Домашнее задание. (По выбору) - сочинить сказку о добре совместно с родителями; - описать, нарисовать свой добрый поступок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022