Лоскутова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 10»
г. Нефтеюганск
Технологическая карта
Предметная область |
Основы религиозных культур и светской этики |
||||
Учебный предмет |
ОРКСЭ |
Класс |
4 |
||
Учебный модуль |
Основы светской этика |
||||
Тема урока |
Добро и зло |
||||
Тип урока |
комбинированный |
||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
|||
· Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. · Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм
|
· Извлекать информацию из текста. · Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). |
· формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; · формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
|
|||
Цель урока |
формирование этических и культурных ценностей у школьника.
|
||||
Задачи урока |
образовательная: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; формировать умение правильно оценивать себя и других; развивающая: развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас; воспитательная: воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость. |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Добро, зло |
||||
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Компьютер, интерактивная доска, презентация |
||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
Учебник «Основы светской этики», стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…», пословицы, картинки с изображением добрых и злых поступков. |
||||
Технология |
здоровьесберегающая |
||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||
5мин |
Беседа |
Строить речевое высказывание в устной форме. |
|||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
|||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||
5мин |
Беседа, устное высказывание на тему. |
1.Принимать и сохранять учебную задачу. 2.Строить речевое высказывание в устной форме. |
|||
Этап 3. Практикум |
|||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||
20мин
|
Беседа; устное высказывание на тему; работа с материалом учебника с притчей, с иллюстрированным материалом; групповая работа;
|
1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло. 5. Слушать и понимать других. 6. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 7. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 8. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли. 10. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 11. Формулировать своё мнение, свою позицию.
|
|||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|||||
Длительность этапа |
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции |
Формируемые УУД |
|||
5мин |
Тестовая работа и её проверка.
|
1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Оформлять свои мысли в письменной форме.
|
|||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||
Длительность этапа 3мин |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
|||
|
Беседа, устное высказывание на тему. |
Формулировать своё мнение, свою позицию. |
|||
Домашнее задание 2мин |
|
||||
Предметная область: ОРКСЭ
Учебный предмет: ОРКСЭ
Учебный модуль: основы светской этики
Класс: 4 класс
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта урока.
Тема |
Добро и зло |
|||
Цель: Задачи:
УУД |
Образовательные: раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; ормировать умение правильно оценивать себя и других; Развивающие: развивать связную речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас; Воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; осознать, что нужно и что не нужно делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость. Личностные: 1.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2.Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм Регулятивные УУД: 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло.
|
|||
Основные понятия |
Добро, зло. |
|||
Ресурсы:
|
Учебник «Основы светской этики», стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…», пословицы, картинки с изображением добрых и злых поступков. |
|||
Технология |
здоровьесберегающая |
|||
Дидактическая структура урока |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
Предметные УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности
|
Выполняют просьбу учителя. |
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.
|
Просьба учителя |
Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло.
Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию.
Личностные результаты 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. |
II. Актуализация опорных знаний.
|
Высказывания обучающихся о понятиях добро и зло |
Дома вы должны были подумать над определениями понятий «добро» и «зло», поговорить с родителями, знакомыми, друзьями на эту тему. - Что такое добро и зло? |
|
|
III. Постановка проблемы |
|
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Сегодня мы определим, что же такое «добро» и «зло», как они проявляются?
|
|
|
IV. Совместное открытие нового знания
|
Работа со статьей учебника.
Ответы детей.
Работа с пословицами
Обсуждение притчи |
1. Работа со статьей учебника. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» 2. Беседа. - Что же такое добро и что входит в это понятие? - Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления? - Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? - Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее? Добро - это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Как вы понимаете понятие «Добро»? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый) Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди? Вывод: К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят… - Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. Почему же добро всегда побеждает над злом? Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро 3. Работа с пословицами. Работа по группам «Собери пословицы"
Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. -Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно. 4. Работа с притчей. ДОБРО БЕЗ УМА Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше. Вопросы и задания: • Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда? (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют). : • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
|
Работа со статьей учебника
Работа с пословицами
Обсуждение притчи
|
|
V. Первичное закрепление |
Выбор добрых и злых поступков.
Игра «Топаем – хлопаем» |
1. Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение. - Играть в футбол на газонах; - Рисовать на стенах в школе; - Посадить растения возле школы; - Метко плюнуть жвачкой в товарища; - Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин; - Отобрать у друзей мяч; - Помочь пожилому человеку перейти улицу; - Уступить место в автобусе. 2. Игра «Топаем – хлопаем» Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
|
Выбор добрых и злых поступков.
Игра «Топаем – хлопаем» |
|
VI. Самостоятельная работа. |
Самостоятельная работа (тест) |
Тестовая работа.
Проверка |
Самостоятельная работа (тест) |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
|
Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Ю. Друниной «Стираются лица и даты…». Стираются лица и даты, Но всё ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идёт Доброта по земле. И я про неё не забуду, Как я забываю о зле… - О чём это стихотворение? - Какова его основная мысль? ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. И ЕЩЁ ПОМНИ: Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
|
|
|
VIII. Домашнее задание. |
|
(По выбору) - сочинить сказку о добре совместно с родителями; - описать, нарисовать свой добрый поступок. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.