Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Организация дистанционного обучения в начальной школе».
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».
Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
· Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах.
· Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно.
· Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
· Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.
В условиях пандемии перед каждым учителем встала казалось бы непосильная задача – объяснить ребенку материал и при этом быть не рядом. Каждый из нас знает, что было нелегко.
Единых требований к выбору средств тоже не было. Каждый выбирал свою образовательную платформу и способ обратной связи. Родители тоже были не готовы к такой ситуации. Многое обсуждалось с коллегами.
На помощь пришли образовательные платформы. Важно было несколько моментов:
· Совпадение с УМК, программой.
· Возможность создания домашних заданий, которые автоматом проверялись бы системой, но оставалась бы возможность и ручной проверки.
· Наличие качественного теоретического и практического материала.
· Наличие тренажеров.
· Легкость и доступность в использовании.
Мной использовались следующие ресурсы:
· электронная почта;
· Учи.ру;
· Телефонный режим – приложения Viber Out
· Видеоуроки
Одной из основных платформ работы с учениками начальных классов стал для меня портал Учи.ру. На этой платформе я проводила онлайн-уроки.
Уроки планировались за день до проведения. О времени проведения сообщалось родителям и детям.
В день проведения дети подключались к уроку сами или с помощью родителей. Проверялась видимость и слышимость каждого ученика.
В процессе урока дети взаимодействовали с учителем, отвечая и выполняя задания в чате. Использовали карандаш при выполнении письменных заданий, чтобы было видно и учителю и всем учащимся.
Этапы дистанционного урока:
Этап |
Комментарий |
Организационный этап |
Обязателен. Занимает помогает настроиться на работу. |
Проверка домашнего задания |
Необязательный этап: домашнее задание может отсутствовать, либо быть индивидуальным. Лучше заменить этот этап письменным комментарием к выполненным заданиям. |
Целеполагание, постановка проблемы |
Этап будет обязательным или необязательным в зависимости от цели и задач урока. Если это практическое онлайн-занятие, то этап обязателен. Если онлайн-урок или дистанционный урок, то этап можно исключить. |
Актуализация знаний |
Обязательный этап, чтобы структурировать материал и дать представление о его месте в курсе. Не должен занимать больше 1–2 минут. |
Объяснение нового материала |
Обязательный этап. Может занимать до 90% от занятия в зависимости от выбранной формы. |
Закрепление и отработка пройденного материала |
Обязательный этап урока, который можно вынести в зону самостоятельной работы учеников. |
Рефлексия |
Обязательный этап. Оптимальная форма организации анкетирование с закрытыми результатами. Результаты такого анкетирования доступны только ученику и педагогу. |
Оценивание |
Необязательный этап, так как реализовать работу на уроке с последующим формирующим оцениванием в режиме дистанционных занятий проблематично. |
Каждый вид заданий был спланирован по-этапно.
Примеры заданий:
Также на платформе Учи.ру составляла карточки из предложенных заданий. Учащиеся с удовольствием участвовали в олимпиадах и марафонах.
Платформа Учи.ру в моей практике стала основной при объяснении материала по таким предметам, как русский язык, математика, окружающий мир.
Часто домашние задания ученики выполняли задания в тетрадях, а потом отправляли мне фото своих работ в Viber Out или по электронной почте. Этот способ очень энергозатратен и не удобен, т.к. фото нечеткие, почерк нечитабельный. Задания проверялись, каждому высылались комментарии к ним.
В заключении хочу сказать, что дистанционное обучение для младших школьников больше подходит только на стадии отработки материала, не на стадии объяснения.
Главный недостаток – это то, что нет возможности увидеть то, насколько самостоятельно и с полной отдачей работает каждый ученик. А плюс, мне кажется, в том, что появилось очень много интересных учебных платформ. Это может использоваться в помощь основному обучению.
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.