Михайлова Т.В.,
МБОУ «Сергинская СОШ»,
Кунгурский район
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема речевой грамотности учащихся является одной из актуальных на сегодняшний день, так как на работу по развитию речи отводится небольшое количество часов в системе основных уроков, а уровень речевой грамотности школьников остаётся низким.
Между тем, в соответствии с требованиями Стандарта современный урок русского языка должен быть направлен на формирование компетентностей в сфере языка и речевого общения. Кроме того, в программе делается акцент на обучение нормам русского литературного языка и говорится о необходимости работы по предупреждению речевых ошибок и недочётов.
Задумываясь над тем, как построить такой урок, как повысить речевую грамотность учащихся, я поставила перед собой задачу выявить оптимальные пути организации работы над речевыми нормами на уроках русского языка.
Попробуем кратко обозначить проблемы, с которыми сталкиваемся на практике.
Первая проблема заключается в том, что на уроках русского языка в начальной школе, как правило, не формируются навыки речевой грамотности. В основном, отрабатываются умения определять тему и основную мысль текста, выделять главное, делить текст на абзацы, составлять план. Время от времени на уроках пишутся изложения и сочинения. Уроки, посвящённые анализу речевого оформления высказывания, в начальной школе, как правило, не проводятся. В лучшем случае, разбираются ошибки, связанные с содержательной стороной текста, когда ученик не раскрыл тему, не разделил текст на абзацы и т.п.
Программа по русскому языку предполагает создание собственных текстов и их корректировку с учётом точности, правильности и выразительности письменной речи. Следовательно, в начальной школе этому следует уделять большее внимание. На работу по развитию речи в 5 - 9 классах отводится небольшое количество часов в системе основных уроков: по 33 часа в 5 и 6 классе, 13 часов в 7 классе, 14 часов в 8-м и 17 часов в 9 классе. Соответственно, чем старше дети, тем меньше уроков по развитию речи предлагает программа.
Во-вторых, достаточно серьёзной является проблема дидактического обеспечения уроков речевой грамотности. В учебниках недостаточно специальных упражнений, связанных с изучением норм русского литературного языка.
В учебниках Баранова, Ладыженской такие упражнения практически отсутствуют. В учебнике Разумовской усилен речевой аспект, большое внимание уделяется семантике языковых единиц, но упражнения, направленные на отработку речевых умений и навыков не систематизированы и представлены, к сожалению, не во всех языковых разделах.
Самым продвинутым в этом плане является, на мой взгляд, учебник Львовых. Здесь есть и хорошие упражнения, и даже специальные разделы «культура речи», где представлены соответствующие задания. Однако для формирования речевой компетентности школьников этих упражнений недостаточно.
Таким образом, анализ данных проблем позволил определить основные направления работы и выделить ведущую идею, которую можно сформулировать кратко: работа над речевыми нормами должна носить системный характер, а не проводиться от случая к случаю.
Речевые навыки должны формироваться на каждом уроке русского языка параллельно с навыками грамотного письма.
Конечно, прежне чем начинать работать с детьми над формированием речевой грамотности, учитель должен хорошо представлять себе, какие речевые нормы будут объектом изучения на уроках.
Я напомню, что существуют различные нормы языка: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические.
Взяв за основу данную классификацию, я предлагаю систематизировать изучение речевых норм в соответствии с этапами обучения. Системный подход необходим и при организации работы по созданию собственных текстов. С 5 по 11 класс такую работу можно организовать в три этапа. Такой системный подход позволяет не только развивать, но и совершенствовать речевые умения и навыки.
Я остановлюсь на технологии проведения уроков редактирования, которые являются ключевыми в системе работы по формированию навыков речевой грамотности.
Цель таких уроков: формирование навыков поиска и предупреждения речевых ошибок.
Выделяются основные этапы урока:
- изучение вида речевой ошибки;
- составление опорного конспекта;
- закрепление навыка «видеть», находить и предупреждать ошибку;
- анализ текста (сочинения, изложения) с точки зрения его речевого оформления.
На каких принципах строится урок редактирования?
- Планируя уроки редактирования, необходимо предусмотреть для каждого класса работу над теми видами ошибок, которые уже знакомы учащимся.
- Урок редактирования строится в соответствии с принципами деятельностного подхода к обучению.
- При отборе содержания учебного материала целесообразно использовать примеры из ученических сочинений и изложений.
- В 5 - 6 классах учащимся предлагаются для редактирования небольшие по объёму высказывания; в 7 - 9 классах текст для редактирования можно увеличить и усложнить.
- Уроки редактирования проводятся перед написанием сочинений и изложений (пропедевтическая работа). Навыки редактирования отрабатываются на уроках анализа письменных работ школьников.
Таким образом, в результате систематического проведения подобных уроков формируются:
- осознанное отношение к речевому оформлению письменного высказывания.
- развитие навыков «видеть» речевую ошибку, понимать её сущность;
- умение исправлять неудачное высказывание;
- повышение уровня речевой грамотности.
Несомненно, системная работа в данном направлении предполагает и организацию внеурочной деятельности учащихся.
Темы исследовательских работ учащихся:
«По следам речевых ошибок» ( 5 класс)
«Употребление паронимов» ( 6 класс)
«Когда слова бывают лишними» ( 7 класс)
«Сравнительный анализ фразеологизмов в русской и английской лексике» ( 8 класс)
«Нарушения синтаксических норм» ( 9 класс)
Предметные недели по русскому языку
Игра «Внимание! Речевая ошибка!» ( 5 класс)
Игра «Лингвистический эксперимент» (6-7 класс)
Марафон знаний по русскому языку ( 8 класс)
Деловая игра «Речевое мастерство» ( 9 класс)
Олимпиада по разделу «Нормы русского литературного языка» ( 10-11 класс)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.