Классный час
«Моя семья - мое богатство»
Цели и задачи:
- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Подготовка к празднику:
-каждый
учащийся пишет сочинение на тему «Моя семья»;
- каждый учащийся приносит свои семейные фотографии;
- разучивание стихотворений, песни
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Пословицы о семье
Две одинаковые шкатулки
Выставка сочинений
Ход классного часа
Ι. Орг. момент
Дети встают в круг, берутся за руки и говорят следующие слова:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг,
И ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
- Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями и сядем на свои места.
- С каким настроением вы начинаете работать?
- Я рада, что у многих из вас хорошее настроение!
II. Определение темы классного часа
(Учитель показывает две одинаковые шкатулки)
- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства? (Ответы детей)
- А какое богатство можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Это самое главное богатство в жизни каждого из нас, без него нам было бы в жизни очень трудно.
- Правильно, ребята, это семья.
(Учитель открывает вторую шкатулку, там семейные фотографии детей)
- Как вы думаете, какая тема нашего классного часа?
- Тема нашего классного часа «Моя семья – моё богатство!» А почему семья для вас является богатством? Об этом и пойдёт речь на нашем занятии.
ΙII. Основная часть
1. Значение слова «семья»
– Как вы понимаете, что такое «семья»? ( Ответы детей)
- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.
- Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
– Вы высказали своё мнение, как понимаете слово «семья».
А я вам хочу рассказать одну легенду о том, как появилось слово «семья». Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
- У этого слова есть свои тайны. Хотите их узнать?
Первую тайну узнаем, ответив на вопрос: «Какие два слова в нём спрятались?» ("семь" и "я")
Правильно, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.
Убедиться в этом можно, посмотрев ваши семейные фотографии.
(Показ презентации с семейными фотографиями детей)
- Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Поэтому оно говорит нам, что семья - единое целое – это вторая тайна.
- А знаете от какого слова происходит слово «семья»?
- Слово «семья» происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Это третья тайна.
2. Создание дома семьи
- У каждой семьи есть дом.
- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно
Даже не стулья за столом,
Это не дом.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
- Не зря в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
-
Родной дом. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и
домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда
создается семья.)
- Давайте построим дом, в котором будет жить семья.
(Учитель прикрепляет на доску табличку со словом «Семья»)
- Раньше дом называли «избой». В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)
(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо. Выберите строительный материал - «кирпичики» со словами для нашего дома.
(Работа в группах)
(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)
- Вот мы построили ДОМ, в котором тепло.
понимание |
уважение |
доброта |
помощь |
любовь |
доверие |
забота |
дружба |
традиции |
3. В гостях у семьи
- А сейчас заглянём в гости в ваши семьи.
(Ученики читают сочинения про свои семьи)
4. Портрет семьи
- Создадим портрет семьи
Дети с родителями рисуют совместный портрет своей семьи.
5. Обязанности в семье
- У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?
(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.)
- Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье”.
1 группа - мамы
2 группа - папы
3 группа - дети
Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-я группа и т.д.
Вопросы для игры:
а) Готовить обед.
б) Отремонтировать утюг.
в) Собирать портфель.
г) Мыть посуду.
д) Ухаживать за цветами.
е) Застилать постель.
ж) Убирать квартиру.
з) Погулять с младшим братиком или сестренкой.
к) Сделать покупки в магазине.
л) Заботиться друг о друге.
6. Традиции семьи
- Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? Чем они отличаются?
- Да, семьи все разные, отличаются друг от друга обычаями, традициями. Большую роль в семьях играют традиции. Это то, что передается из поколения в поколение.
Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:
• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
• приглашать гостей и собирать застолье;
• собирать и хранить семейные фотографии;
• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
- А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях вашей семьи.
(сообщения учащихся)
7. Работа с пословицами
- На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Перед вами лежат карточки со словами, из которых вы должны собрать пословицы.
(Работа в группах)
- Прочитаем пословицы и объясним их смысл:
а)Не нужен клад, когда в семье лад.
б)Вся семья вместе, так и душа на месте.
в)Один в поле не воин.
г)В родной семье и каша гуще.
8.Стихотворения о семье
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Ну, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!
Мама на папу глядит,
улыбается,
Папа на маму глядит, улыбается,
А день самый будний, не воскресенье,
И за окошком – не солнце, а вьюга,
Просто такое у них настроение,
Просто они очень любят друг друга.
От этой любви и легко, и светло.
Мне с папой и мамой так повезло!
Мне бабушка сказку
расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на
рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
Пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склонясь над
кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
ΙV. Итог классного часа
- Наша встреча подходит к концу.
- Что же мы положим во вторую шкатулочку, чтобы наши семьи были для нас настоящим богатством? (Ответы детей)
- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет любовь да совет. Потому, что в семье, где любовь и совет, нужды нет. И пусть всегда вы могли бы с гордостью сказать: "Моя семья - моё богатство".
Заключительная песня "Маленькая страна".
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.