Нысанова Данагуль Кадирбековна
Учитель начальных классов
Мангистаускакя область
Тупкараганский район
Школа-лицей им.А.М.Горького
«Новые пути в обучении учащихся начальных классов при переходе на 12-летнее образование»
Современный мир постоянно меняется, его требования возрастают год от года, и это очень сильно ощущают выпускники наших школ. Еще вчера они сидели за партами и были школьниками, в которых мы, учителя, изо всех сил вкладывали знания, умения, навыки, все самое лучшее, на наш взгляд. Но, увы! Последние результаты ЕНТ, экзаменов, а также дальнейшая жизнь показывает, что нашим детям трудно адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. В чем же причина? А в том, что наши ученики не умеют учиться, они привыкли получать готовые знания от учителя, не умея их применять, а тем более добывать самостоятельно. И в этом, как оказалось, виноваты мы, учителя. Значит, пришла пора и нам, учителям, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. Поэтому наше государство постепенно переходит на 12–летнее образование, основной целью которого является: «формирование и развитие высокообразованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Мы знаем, что при 12 – летнем образовании изменились подходы в обучении и воспитании.
Соответственно, изменились и роли ученика (субъект обучения) и учителя (научить тому, как учиться).
С чего начинать учителю свой путь при обучении тому, как учиться? Прежде всего, с создания атмосферы сотрудничества, т. е. такой атмосферы в классе, при которой каждый ученик 6-летнего возраста чувствовал себя бы комфортно, в центре внимания учителя и одноклассников, при которой хотелось бы плодотворно работать. Очень важно при этом учителю хорошо знать своих учеников, в этом ему поможет анкетирование.
Диалоговое обучение
В последнее время все больше исследований в педагогике уделяется диалогу, результаты этих исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке, при этом совместная беседа позволяет ученикам выражать своё понимание темы, помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, помогает учителю понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Диалог в классе может происходить на различных уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Если рассматривать диалог на уровне «учитель – ученик», то сначала необходимо обратить внимание на типы бесед, проводимых на уроках: обмен знаний, беседа – дебаты, исследовательская беседа. Следует помнить, что самой продуктивной является исследовательский тип беседы. Также учителям необходимо знать о технике постановки вопросов. Часто на уроках образцом постановки вопросов является вопрос по форме «инициатива–ответ– действие» (ИОД):
Инициатива (учитель): Сколько букв в алфавите?
Ответ (ученик): 33
Действие (учитель): Отлично! Садись.
Но вопросы по форме ИОД не всегда способствуют качественному усвоению знаний учащимися. Мы знаем, что существуют два типа вопросов: вопросы низкого порядка (закрытые), вопросы высокого порядка (открытые). Закрытые вопросы (что? когда? где?) требуют конкретного ответа и конкретизируют знания учащихся по данной теме, а открытые вопросы (почему? для чего? с какой целью?)
Умелое и продуманное использование учителем на уроках вопросов, техник постановки вопросов способствует усвоению знаний на уровне понимания, развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию умения самостоятельно добывать знания. Еще учителям нужно обратить внимание на время ожидания ответа на поставленный вопрос, т.к. многие исследователи диалогового обучения утверждают, что увеличение времени ожидания с трёх до семи секунд будет способствовать большему количеству ответов от менее способных учеников. Диалог на уровне «ученик – ученик» подразумевает работу в малых группах или парах сменного состава (беседа с партнёром).При групповой форме работы происходит диалог между детьми, т.е. взаимодействие на уровне «ученик» - «ученик». Такое совместное обсуждение проблемы или какого-то вопроса позволяет ученикам выражать свое понимание темы, т.е. из высказываний каждого члена группы становится понятно, понимает ли он, о чем идет речь или нет. А если не понимает, говорит неправильно, то его тут же могут поправить его одноклассники. Ученики легче обучаются в случае, если имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники. Кроме этого, диалог в малых группах помогает детям осознавать, что у людей могут быть разные идеи. Ребята, проводя обсуждение в группе, видят, что у всех участников диалога могут быть разные точки зрения на один и тот же вид задания. И не всегда точка зрения ученика бывает правильной.
Желание ученика самостоятельно работать и развиваться является важнейшим аспектом саморегуляции, при этом учащийся может самостоятельно добывать знания при диалоге с учителем, учащимися, из учебников и пособий, из интернета и других источников.
Обучение критическому мышлению
Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания в Республике Казахстан. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.
Методы и приемы развития критического мышления используемых в начальной школе
«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
Вызов
«Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
«Ролевая игра»
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Рефлексия
«СИНКВЕЙН»
Пятистишие:
Тема
- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.
Осмысление и рефлексия
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Осмысление
«ЗХУ»
Знаю
(вызов)
Хочу узнать
(вызов)
Узнал
(реализация смысла или рефлексия)
Работа в паре: что я знаю о теме урока?
Осмысление
«Продвинутая лекция»
На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо
Осмысление
Взаимоопрос
Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Рефлексия
“Ключевые слова”
Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Осмысление
“Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Критическое мышление учителей может быть представлено как процесс целеустремленного, саморегулируемого суждения, использующего обоснованное рассмотрение доказательств, контекста, концептуализации, методов и критериев. Учителя должны развивать соответствующую теоретическую базу, необходимую для понимания образовательной программы процесса обучения, соответствующие методы и технологии для формирования выводов и заключений.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Формативное оценивание – оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Главная цель ОдО – использование оценивания как части преподавания для содействия обучению учеников.Оценивание для обучения – процесс поиска и интерпретации данных, использумый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. Важной формой ОдО является похвала, причем не в сравнении с другими учащимися, а в разрезе собственных достижений ученика.
Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления оценок, сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным или оцениванием обучения (ОО).Кроме этого, целью оценивания обучения является суммирование того, что изучил ученик на данный момент.
Критериальное оценивание - это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки.
Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащихся. Критерии оценивания - ожидаемые результаты соответствующие учебным целям. Учитель должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь четкие и ясные описания идеально выполненных заданий. Учитель должен включать учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание.Самооценивание подразумевает также и рефлексию учащихся их работы. Рефлексия является обязательным условием развития личности учащегося, необходимым компонентом развития его, как ученика.
Это одно из ключевых положений личностно-ориентированного образования.Чтобы ученик мог правильно оценить свою работу, необходимо развивать его самооценку. Цель ее «состоит в том, чтобы заинтересовать ученика в поддержании качества своей работы и помочь ему проанализировать возможности ее улучшения. В конечном счете, это должно облегчит работу учителя, т.к. ученик приходит к пониманию, что не только учитель несет ответственность за процесс обучения.» Взаимооценка помогает учащимся предоставлять друг другу необходимую обратную связь, т.е. взаимодействовать на уровне «ученик» - «ученик», при которой учащиеся могут взаимообучаться, говорить, обсуждать, объяснять, критически оценивать друг друга. Успешная взаимооценка может помочь в развитии самооценки, потому что в конечном итоге ученики смогут брать на себя все возрастающую ответственность за прогресс в обучении. При групповой форме работы тоже важно оценивание. Здесь можно оценивать достижения всей группы и личное участие ученика при выполнении работы.
Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании
Развитие информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) требует своевременных изменений в системе использования и оценивания знаний. Современный мир – это мир информационно – коммуникационных технологий. Чтобы быть на высоте, идти в ногу со временем, учителю в своей работе тоже необходимо овладевать возможностями ИКТ, потому что «ИКТ является значимым инструментом, помогающим учителю в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий».
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Когнитивное развитие представляет собой способность ребёнка учиться и решать проблемы. Оно относится к развитию и устойчивости таких интеллектуальных способностей, как способность к обучению, а также – внимание, память, речевые навыки, мышление, рассуждение, обдумывание, обоснование, творчество. Существуют различные теории обучения, связанные с возрастными отличиями учащихся. Возрастные особенности характеризуют степень развития внимания, памяти, речи, мышления, рассуждения, творчества детей. Как применить все это на практике? Учитывать возрастные особенности детей при составлении заданий к урокам, при разработке самого урока, при проведении различных тренингов, при смене деятельности с одной на другую, при выборе ведущего вида деятельности для успешности обучения, детям было интересно, чтобы они с радостью посещали школу и уроки. Учителю необходимо знать о характере мыслительных процессов учащихся и вероятности их изменения с учетом возрастных особенностей.
Таким образом, если ученики научатся тому, как учиться, они смогут стать независимыми, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на казахском, русском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Использованная литература:
1. «Компетентностный подход и новое качество образования.»//Современные подходы и компетентностно-ориентированное образование.Материалы семинара под редакцией А.В.Великановой.-Самара 2001.
2. «Модульно-рейтинговая система в профессиональном обучении:методические рекомендации»/ Под редакцией М.В.Рыжакова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.