Министерство образования и науки РСО-Алания
«Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ
«Сила корней зависит от ветвей».
Тезисы к докладу.
Докладчик:
Гуларова С.Ц.
Владикавказ
Великие народные традиции минувших эпох подобны посевам многолетних растений – каждое поколение собирает свою жатву. Духовные ценности испытываются временем. Большое видится на расстоянии. Взгляд с высоты более позднего времени открывает в отдаленных традициях новые ценности и возможности их вхождения в жизнь нашего быстро меняющегося мира.
Народная педагогика как раз и должна приобщать наше молодое поколение к самой богатой духовной и культурной сокровищнице человечества.
Вековой опыт позволил народам выработать определенные приемы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют такие методы воспитательного и обучающего воздействия, как показ, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, намек, укор, осуждение, наказание и др.
Взрослый говорил ребенку: «Делай, как я» - и показывал, как надо делать. Например, надо изготовить глиняную игрушку: «Бери кусочек глины и разминай ее пальцами, сделай из нее уточку, осторожно вытяни из глины хвостик, шейку, головку, носик. Ведь этот кусочек глины внутри себя содержит все: и уточку, которую мы делаем, и свистульку, и коня, и даже чашку и плошку. Теперь поставим уточку сушиться, но не на солнышке, а в тени, а потом обожжем ее в печи и раскрасим. Посмотрим, у кого лучше получилась уточка: у тебя или у меня».
Одновременно обучающийся разъясняет, как общаться с инструментами и орудиями труда, как обрабатывать землю, производить посев, поливать, пропалывать, собирать урожай, ухаживать за скотом, готовить пищу, вышивать, резать по дереву и т.д.
Показ и разъяснение применялись и в воспитании: надо показать ребенку, как держать ложку, накрыть стол, как встретить гостей. Одновременно воспитатель объясняет, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Например: «С уважением относитесь к старшим, потому что они знают и умеют больше, чем ты, они мудрее тебя и поэтому могут научить многому». Или: «Благодари всегда человека, который помог тебе или сделал для тебя что-нибудь доброе, ведь и тебе будет приятно, если получишь благодарность за свои поступки от других людей» (восточная мудрость). Или: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали» (русская поговорка).
После показа и разъяснения обязательно следовали упражнения, с помощью которых дети отрабатывали навыки и приемы того или иного труда. Они переносили их из деятельности взрослых в игры, подражая взрослой деятельности и воспроизводя систему отношений людей друг к другу в процессе деятельности. Таким образом, вместе с работой и игрой-подражанием дети усваивали и отношения людей друг к другу. Здесь был широкий простор и для творчества. сын мог придумать что-то новое, чего не знал отец, а дочь найти новый интересный узор вышивки, не встречавшийся в работах матери.
Назидание – самый распространенный метод воспитания в педагогике. В старинных памятниках есть назидание старшего младшим, учителя ученику, отца сыну, мудреца молодежи. Примером назидания является «Юности честное зерцало», где четко и конкретно прописаны все правила «хорошего тона»: «Не жри, аки свинья, не чавкай, не сооружай вокруг себя забора из костей и корок». У адыгов также издревле существовали правила этикета, в которых более пятисот пунктов для неукоснительного выполнения детьми и подростками: как вести себя со старшими, младшими, гостями, на улице, в чужом доме, - словом, кодекс на все случаи жизни. Эти правила воплощают в себе нравственных дух и мудрость народа.
К назиданиям тесно примыкают различного рода благопожелания, особенно в дни торжеств, всенародных и семейных.
Распространенным методом народной педагогии является приучение. «Вещи моют водой – ребенка воспитывают приучением», - говорит народ. Основным приемом приучения являются поручения, которые дают взрослые детям. В народной педагогике это прежде всего совокупность обязанностей ребенка по дому, участие в труде взрослых, забота о младших и др.
Такой метод, как убеждение, всегда был связан с доказательством требований взрослых. Обычно доказательством в народной педагогике являются примеры-образцы, которых много в сказках, притчах, героическом эпосе, а также в жизни, окружающей ребенка.
Таким образом, достойное окружение, социальная среда, в которой живет и развивается ребенок, является важнейшим воспитательным фактором, и здесь есть чему поучиться у наших предков, для которых решение воспитательных проблем было делом не только личным, но большой государственной важности. В народной педагогике большое значение имеют и такие методы, как одобрение и поощрение.
Самой поэтической и сильной формой воспитательного воздействия на детей было родительское или общинное благословение: «Благословляем вас всех на ратные подвиги, да не посрамите вы землю Русскую!». «Пусть будет благословенен дом твой», - скажет гость, входя в юрту калмыка. «Благословляю тебя, сын мой, на борьбу за правду и справедливость», - говорил башкир.
Рядом с перечисленными методами в народной педагогике существуют и методы наказания, которые также оказывают на ребенка положительное воздействие. Один из таких методов – намек. Педагогическая ценность намека в том, что о недостатках поведения ребенка он позволяет говорить в безобидном тоне.
В народной педагогике используются методы принуждения, порицания, запрета, упрека и др. Однако все же воспитание детей в основном было ориентировано на положительные методы, наказание применялось только в самых критических случаях, телесные наказания и вовсе не поощрялись: «С помощью побоев не приучишь к труду», «Избиением ребенка к уму-разуму не призовешь». В народе чаще применялось словесное осуждение плохих поступков. Самым страшным наказанием у наших праотцов считалось общественное осуждение. Родители укоряли своих детей: «Что скажут односельчане, ты об этом подумал?», «Ты знаешь, молва народная священна».
Список литературы
1.Антология педагогической мысли Северной Осетии \Сост. Э.К.Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 416 с.
2.Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Орджоникидзе, 1990. С. 161.
3.Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе. 1968. 570 с.
4.Магометов Р.М. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1996. С. 138.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С. 32.
5.Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтомия – почитание старших \\ Природа. 1986. № 5. С. 17.
6.Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе, 1968. С. 36.
7.Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. С. 38.
8.Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000г., с.19.
9.Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961г. с.48, 68.
10.Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1993г. с.8, 18, 21, 26.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.