МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«Системно-деятельностный подход на уроках математики»
Выполнила: Сигинишина А.А.
учитель начальных классов
2020 г.
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.
Главным условием при реализации Федерального государственного образовательного стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход мне помогает развивать способности детей к самообразованию.
Системно-деятельностный подход в образовании основан на принципе деятельности. Для реализации этого принципа создаю на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом, ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Планируя уроки, учитываю следующие психологические особенности школьников:
-дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
-у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
-дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, стараюсь творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Знакомлю ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в моих подсказках.
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию. Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
Большое значение в моей работе имеет соблюдение принципа творчества. Для этого стимулирую творческие подходы к обучению, даю ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Важное место занимают ситуации из современной жизни, рассматриваемые с математической точки зрения; например, о современных и старинных деньгах, о человеке, о планетах Солнечной системы и т.д. Данные ситуации не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На уроках ввожу много материала, имеющего отношение к познанию мира (сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физиологией и анатомией); к охране окружающей среды. Предусматриваю разные виды групповой и индивидуальной работы. Формирую алгоритмические и эвристические приемы действий. Развиваю интеллектуальную активность, формирую положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
Практика обучения показывает, что на успешность развития детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью и использую средства занимательной математики.
В работе с детьми применяю различные виды занимательного материала:
· занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
· задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
· группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
· наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиадах систематически предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус и т. д.
Сегодня представляю вам одно из творческих заданий по созданию математического кроссворда.
Цели и задачи данного задания:
• расширение кругозора учащихся;
• развитие интереса учащихся к изучению математики;
• повторение математических терминов.
Обучение ребят составлению математического кроссворда провожу в несколько этапов:
1. Знакомлю с историей создания кроссворда.
2. Знакомлю с правилами создания кроссворда.
3. Представляю разновидности кроссвордов.
4. Представляю кроссворд, который составила я. Предлагаю его решить.
5. Предлагаю составить кроссворд самостоятельно.
Начинаю с кроссворда, состоящего из пяти слов. Сначала необходимо придумать вопросы, ответами на которые будут числа: один, два, три, восемь и ключевое слово десять. Далее, выполняя задание вопрос – ответ, заполнить готовые ячейки кроссворда. Затем усложняю. Придумать вопросы к числам: двадцать, сорок, пятьдесят, семьдесят, сто и заполнить кроссворд. Потом предлагаю подобную работу самостоятельно. Постепенно задание усложняется. Предлагаю использовать слова – термины. Облегчает работу детям ключевое слово, а усложняет – заданная тема, например «Произведение».
Один из своих кроссвордов вам сегодня представит моя ученица Овчинникова Милана (коллективное разгадывание кроссворда).
А теперь предлагаю вам составить кроссворд на тему «Геометрические фигуры» (прямоугольник, квадрат, ромб, овал, круг – используемые слова).
Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобретают дети на моих уроках?» Прежде всего, приобретают навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, то есть происходит мыслительная деятельность. Есть и коммуникативная деятельность – все делятся информацией, своими идеями, задают вопросы. Выполняется и практическая работа. В результате на уроке математике раскрывается творческий потенциал обучающихся. Их математический кругозор расширяется.
Какие промежуточные результаты даёт моя работа:
Таким образом, я реализую главную цель системно-деятельностного подхода в обучении, которая состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развиваю навыки самообразования. В конечном итоге результатом должен стать воспитанный, образованный человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, понимаю: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и моей. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.