Доклад на РМО учителей начальных классов: «Развитие орфографической зоркости младших школьников" м
Оценка 4.7

Доклад на РМО учителей начальных классов: «Развитие орфографической зоркости младших школьников" м

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
преподавание
6 кл
16.02.2022
Доклад на РМО учителей начальных классов: «Развитие орфографической зоркости   младших школьников"                                                    м
Доклад на тему "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
доклад Развитие орфографической зорко.doc

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Червишевской  средней общеобразовательной школы

«Акияровская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на РМО учителей начальных классов:

«Развитие орфографической зоркости                                                       младших школьников в условиях реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Мирьяминова  Рамиля Ташбулатовна    

учитель начальных классов

I квалификационной категории

                                         

 

 

Д. Б-Акияры 2022 год

 

Тема самообразования

«Развитие орфографической зоркости                                                       младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

        Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.

(Слайд 2)                                         

Актуальность:

          Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, поэтому я выбрала тему своей работы «Развитие орфографической зоркости». Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

            Достичь орфографической грамотности можно лишь ежедневным упорным трудом. Известный методист по русскому языку Н. С. Рождественский отмечал: «Когда сам учитель видит в изучаемом учащимися материале систему, он построит занятия так, чтобы при каждом удобном случае можно было установить связь нового со старым, показать основания для того или иного правила, провести сравнение «сомнительных написаний» с несомненными, уже известными ученикам, плотнее и естественнее связать орфографию с грамматикой».

           Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы. Как помочь учащимся писать грамотно? Проанализировав сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо задуматься над поиском эффективных способов тренировки орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

Цель:

           Целью моей педагогической деятельности является совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографической зоркости учащихся. (Слайд 3)

          Для достижения этой цели я сформулировала следующие задачи:

Задачи:

1.  Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.

2.  Раскрыть содержание понятий «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа».

3.  Разработать педагогические условия по развитию орфографической зоркости средствами словарно-орфографической работы.

4.  Создать сборник словарно-орфографических упражнений для класса.

(Слайд 4)

Описание технологии

Ведущая идея:

          Целью моего педагогического опыта является представление системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Описание сути:

          Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся.

           Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

           В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

(Слайд 5)

 Сущность орфографической зоркости        

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условие, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

(Слайд 6)

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:

·       активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;

·       логические  операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;

·       зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

·       непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

(Слайд 7)

Обучение звуковому анализу

Работа по орфографии начинается с букварного периода. В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции, т. е. однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т. е. может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

(Слайд 8)

Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.

1. Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью).
2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом.
3. Применять правило.
4. Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

(Слайд 9)

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

·       на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также  достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

·       познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм;

·       систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

(Слайд 10)

Необходимо формировать умения слышать звучащее слово:

·       выделять отдельные звуки и определять их характер;

·       устанавливать последовательность звуков;

·       ориентироваться в звуках – «соседях»;

·       проводить полный звуковой анализ слов.

(Слайд 11)

               Задание «Сильный – слабый».
 1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
 2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.  (Гласные буквы одинаковые.)
 3. Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки? (Гласные звуки разные.)
 4. Поможем слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
 5. Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».

(Слайд 12)

          Изучив  теоретический материал, я пришла к выводу, что повысить интерес учащихся к работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, использование дополнительного занимательного материала, т. к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Приемы по выработке орфографической зоркости:

1.Списывание.

                                  Алгоритм списывания:                               

1. Прочитай слово (предложение).
2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).
4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

(Слайды 13 - 23)

         Чередование различных приёмов работы вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку, утомляемость.

         Немаловажное значение для выработки орфографической зоркости я придаю игровым моментам. Дидактическая игра не является развлекательным средством. Это обычное упражнение, облачённое в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели.

          В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы и ответы одноклассников, контролировать друг друга. Игры строятся на материалах различной трудности, что позволяет участвовать в игре всем без исключения ученикам. В процессе игры незаметно для себя учащиеся приобретают новые знания, повторяют пройденный материал, исправляют и оценивают друг друга.

          Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. 

          Все приведённые разнообразные приемы способствуют развитию познавательной активности, формированию у младших школьников орфографической зоркости. А результатом применения данного подхода является более грамотное письмо школьников.

          За годы работы я пришла к выводу, что не только использование разнообразных приёмов и интересного дидактического материала стимулируют познавательную деятельность учеников, но и атмосфера, в которой протекает этот процесс. В обстановке уважения, доброжелательности, сопереживания и доверия учиться легче.

Заключение

           Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

           Вся эта работа способствует умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. 

          Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Тема самообразования «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации

Тема самообразования «Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации

Раскрыть содержание понятий «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа»

Раскрыть содержание понятий «орфографическая зоркость», «орфограмма», «словарная работа»

Слайд 7) Обучение звуковому анализу

Слайд 7) Обучение звуковому анализу

Слайд 12) Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что повысить интерес учащихся к работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение…

Слайд 12) Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что повысить интерес учащихся к работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение…

За годы работы я пришла к выводу, что не только использование разнообразных приёмов и интересного дидактического материала стимулируют познавательную деятельность учеников, но и атмосфера, в…

За годы работы я пришла к выводу, что не только использование разнообразных приёмов и интересного дидактического материала стимулируют познавательную деятельность учеников, но и атмосфера, в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2022