Доклад на тему «Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции».
Оценка 4.9

Доклад на тему «Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции».

Оценка 4.9
Семинары
pdf
преподавание
Взрослым
12.10.2020
Доклад на тему «Портфолио педагога как средство  повышения его профессиональной компетенции».
Доклад на тему «Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции». "
Доклад на тему «Портфолио педагога.pdf

МБОУ Новомихайловская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Кирсанов Анатолий Анатольевич, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ Новомихайловской СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Слайд № 2 Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно-способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Слайд № 3 Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 

1.                  Работа в методических объединениях, творческих группах; 

2.                  Исследовательская, экспериментальная деятельность; 

3.                  Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; 

4.                  Различные формы педагогической поддержки; 

5.                  Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;  6.             Обобщение собственного педагогического опыта; 

                7.         Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Слайд № 4 Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:    самоанализ и осознание необходимости; 

  планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);    самопроявление, анализ, самокорректировка. 

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

 

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».

Портфолио даѐт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.

 

Слайд № 5 Задачи портфолио:

      Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;

      Основание для отнесения педагогического работника к той или  иной педагогической квалификационной категории. 

      Основание для назначения стимулирующих выплат

      Основание для назначения денежного вознаграждения 

 

Слайд № 6 Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. 

Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. 

Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель,

руководитель образовательного учреждения.

 

1. Слайд № 7 Структура портфолио.

 

Раздел 1. «Общие сведения об учителе».

В этом разделе фиксируются:

     фамилия, имя, отчество, год рождения;

     образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);

     трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

     повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

     копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

     правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

     дипломы различных конкурсов;

     другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

 

Слайд № 8 Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности" В этот раздел помещаются:

     материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; 

     сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:

o                  контрольных срезов знаний;

o                  участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах,

конкурсах; o результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; o наличия медалистов; o поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.

                Материалы    данного     раздела    должны    давать    представление    о    динамике результатов

педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

 

Слайд № 9 Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" В этот раздел входят:

     материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; 

     материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий; 

     материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; 

     материалы     по        использованию         информационно-коммуникационных             технологий    в

образовательном процессе;

     методические технологии обучения детей с проблемами развития; 

     материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями;  отчетные материалы по:

o        участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; o             участию в методических и предметных неделях;

o        организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; o         проведению научных исследований; o     разработке авторских программ;

o        написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; o             подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

 

Слайд № 10 Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят:

     список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; 

     список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; 

     сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.);  программы кружков и факультативов; 

     другие документы.

 

Слайд № 11 Раздел 5. "Учебно-материальная база"

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

     наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; 

     наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); 

     наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); 

     наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);  аудио и видеопособия; 

     наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; 

     измерители качества обученности учащихся;  другие документы по желанию учителя.

Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и еѐ результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

Слайд № 12 Раздел 6. Выполнение функции классного руговодителя.

*                Диагностика сформированности и развития  коллектива  класса. Определение  уровня

 воспитанности.

*                Работа  с  родителями ( тематика  родительских  собраний, подборка советов)  для

 родителей)

Достижения  классного  коллектива

Личный  план  профессионального самообразования

Отзыв  педагогического коллектива  о  работе  учителя Раздел 7. Рефлексивный блок.

 

Слайд № 13 1.  Подготовка портфолио 

При подготовке портфолио практикующий         учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:

     цели и задачи своего профессионального роста, 

     умения, которые ему необходимо приобрести, 

     тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.

2. Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:

  профессиональными стандартами преподавания предмета  

  успеваемостью учеников 

  стратегическим планом школы

3. Оценка портфолио

При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели:

     Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно 

     Достижения учащихся – как правило 

     Общие результаты школы при аттестации – возможно

Слайд № 14 Профессиональные достижения учителя, вновь приобретѐнные умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников. 

В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста:  педагогическая концепция; 

     награды и сертификаты; 

     тренинги и курсы; 

     публикации; 

     авторские либо коллективные программы; 

     проекты и исследования; 

     планы уроков; 

     примеры заданий; 

     достижения учеников; 

     отзывы и оценки учеников, коллег, администрации

Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.

Слайд № 15 Критерии оценки составляющих портфолио учителя:

     позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; 

     позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам; 

     позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя; 

     использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе; 

     обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.);  участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах; 

     повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

 

Слайд № 16 4. Представление информации в портфолио

Для того чтобы всѐ разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объѐмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:

     Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога; 

     Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников; 

     Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания; 

     Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

 

Слайд № 17 Примерный перечень документов для включения в портфолио:

     Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).

     Авторская концепция  усовершенствования государственной программы.

     Авторская дидактическая система.

     Концептуальная модель воспитательного пространства класса.

     Программа экспериментальной работы.

     План реализации эксперимента (по годам или этапам).

     Краткое описание используемых методов исследования.

     Методические разработки тем.

     Планы уроков (выборочно)

     Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности    используемых методов

     Тематика творческих работ для выбора учащихся

     Тематика проектов

     Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)

     Инновационные проекты (с указанием соавторов)

     Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся

     Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся

     Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы

     Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов

     Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету

     Творческие отчѐты. Доклады. Статьи

     Рекомендации учащимся и родителям

     Анкеты и их анализ

     Аннотированный список прочитанной литературы

     План самообразования

     Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов

экспериментальной работы

 

Электронное портфолио.

МБОУ Новомихайловская СОШ

МБОУ Новомихайловская СОШ

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности…

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности…

Слайд № 4 Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:  самоанализ и осознание необходимости;  планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);  самопроявление, анализ, самокорректировка

Слайд № 4 Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:  самоанализ и осознание необходимости;  планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);  самопроявление, анализ, самокорректировка

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

Слайд № 10 Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

Слайд № 10 Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету»

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами: — профессиональными стандартами преподавания предмета — успеваемостью учеников — стратегическим планом школы 3

Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами: — профессиональными стандартами преподавания предмета — успеваемостью учеников — стратегическим планом школы 3

Слайд № 17 Примерный перечень документов для включения в портфолио: —

Слайд № 17 Примерный перечень документов для включения в портфолио: —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020