МБОУ Новомихайловская СОШ
Доклад на тему
«Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции».
Подготовил: Кирсанов Анатолий Анатольевич, учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ Новомихайловской СОШ
2018 год
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Слайд № 2 Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно-способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Слайд № 3 Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; 6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Слайд № 4 Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио».
Портфолио даѐт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам.
Слайд № 5 Задачи портфолио:
• Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио - предмет экспертизы при аттестации педагогического работника;
• Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории.
• Основание для назначения стимулирующих выплат
• Основание для назначения денежного вознаграждения
Слайд № 6 Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель,
руководитель образовательного учреждения.
1. Слайд № 7 Структура портфолио.
Раздел 1. «Общие сведения об учителе».
В этом разделе фиксируются:
— фамилия, имя, отчество, год рождения;
— образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
— трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
— повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
— копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
— правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
— дипломы различных конкурсов;
— другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
Слайд № 8 Раздел 2. "Результаты педагогической деятельности" В этот раздел помещаются:
— материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
— сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании:
o контрольных срезов знаний;
o участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах,
конкурсах; o результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; o наличия медалистов; o поступления выпускников в вузы на бюджетной основе.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов
педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Слайд № 9 Раздел 3. "Научно-методическая деятельность" В этот раздел входят:
— материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы;
— материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;
— материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
— материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в
образовательном процессе;
— методические технологии обучения детей с проблемами развития;
— материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями; — отчетные материалы по:
o участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; o участию в методических и предметных неделях;
o организации и проведению семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; o проведению научных исследований; o разработке авторских программ;
o написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; o подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи.
Слайд № 10 Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят:
— список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
— список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
— сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); — программы кружков и факультативов;
— другие документы.
Слайд № 11 Раздел 5. "Учебно-материальная база"
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
— наличие словарей и другой справочной литературы по предмету;
— наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
— наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
— наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); — аудио и видеопособия;
— наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
— измерители качества обученности учащихся; — другие документы по желанию учителя.
Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и еѐ результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
Слайд № 12 Раздел 6. Выполнение функции классного руговодителя.
Диагностика сформированности и развития коллектива класса.
Определение уровня
воспитанности.
Работа с родителями ( тематика родительских собраний,
подборка советов) для
родителей)
Достижения классного коллектива
Личный план профессионального самообразования
Отзыв педагогического коллектива о работе учителя Раздел 7. Рефлексивный блок.
Слайд № 13 1. Подготовка портфолио
При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет:
— цели и задачи своего профессионального роста,
— умения, которые ему необходимо приобрести,
— тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года.
2. Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами:
— профессиональными стандартами преподавания предмета
— успеваемостью учеников
— стратегическим планом школы
3. Оценка портфолио
При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели:
— Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно
— Достижения учащихся – как правило
— Общие результаты школы при аттестации – возможно
Слайд № 14 Профессиональные достижения учителя, вновь приобретѐнные умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников.
В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста: — педагогическая концепция;
— награды и сертификаты;
— тренинги и курсы;
— публикации;
— авторские либо коллективные программы;
— проекты и исследования;
— планы уроков;
— примеры заданий;
— достижения учеников;
— отзывы и оценки учеников, коллег, администрации
Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция.
Слайд № 15 Критерии оценки составляющих портфолио учителя:
— позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
— позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам;
— позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
— использование современных образовательных технологий, в том числе информационнокоммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
— обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.); — участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах;
— повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Слайд № 16 4. Представление информации в портфолио
Для того чтобы всѐ разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объѐмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя:
— Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога;
— Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников;
— Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания;
— Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.
Слайд № 17 Примерный перечень документов для включения в портфолио:
— Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями).
— Авторская концепция усовершенствования государственной программы.
— Авторская дидактическая система.
— Концептуальная модель воспитательного пространства класса.
— Программа экспериментальной работы.
— План реализации эксперимента (по годам или этапам).
— Краткое описание используемых методов исследования.
— Методические разработки тем.
— Планы уроков (выборочно)
— Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов
— Тематика творческих работ для выбора учащихся
— Тематика проектов
— Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские)
— Инновационные проекты (с указанием соавторов)
— Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся
— Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся
— Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы
— Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов
— Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету
— Творческие отчѐты. Доклады. Статьи
— Рекомендации учащимся и родителям
— Анкеты и их анализ
— Аннотированный список прочитанной литературы
— План самообразования
— Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов
экспериментальной работы
Электронное портфолио.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.