Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
Цель современного образования направлена на воспитание цельной. Развитой личности способной самостоятельно мыслить, создавать причинно-следственные связи, видеть возникающие в современном мире проблемы и искать пути их решения, применяя полученные знания в реальной жизни.
История и обществознание позволяют научиться правильно оценивать современные социальные и политические процессы, а также формируют собственную точку зрения в отношении прошлого и настоящего. Все это в полной мере позволяет осуществить технология проблемного обучения, применяемая на уроках в рамках изучения обществоведческих дисциплин.
Актуальность данной темы самообразования объясняется возможностью развить высокий уровень мотивации к учебному процессу, активизацией познавательных процессов при решении проблемных ситуаций на занятиях.
В ходе проблемного обучения у студентов формируются следующие умения и навыки:
1. Умение классифицировать и структурировать материал
2. Умение формулировать вопросы и делать умозаключения
3. Навык работы с текстом и видеоматериалами
4. Умение доказывать сою точку зрения.
Цели моей работы:
Приспособить методы и приемы проблемного обучения для преподавания истории и обществознания среди учащихся СПО, а также разработать систему заданий с использованием методов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработка заданий с использованием технологий проблемного обучения.
2. Участие в вебинарах по теме самообразования
3. Обзор литературы по теме исследования
4. Участие в конкурсах и создание исследовательских проектных работ в курсе изучения истории и обществознания.
Суть проблемного обучения
Проблемный метод обучения – это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную деятельность, содержащую постановку и решения продуктивно-позновательных вопросов и задач содержащих противоречия, способствующих усиленной реализации целей учебно - воспитательного процесса.
Основная цель такого обучения – обладание компетенциями через активную самостоятельную поисковую и творчески-исследовательскую деятельность.
Обзор литературы по теме:
Данной темой занимались такие ученые как: М. Н, Скаткин, И. Я. Лернер, В. Оконь, Н. А, Менчинская, М. А. Данилов. В их работах содержатся экспериментальные данные по основным методическим приемам и их практическим применениям.
Что касается зарубежных работ, то там большой вклад внес Дж. Дьюи. Его методическая теория заключается в том, что для полноценного интеллектуального развития и активности необходимо применение игровых и проблемных методов.
Этапы проблемного обучения:
Действия преподавателя |
Действия студента |
1. Создаёт проблемную ситуацию. |
1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении. |
2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой. |
2. Формулирует проблему. |
3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. |
3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления. |
4. Организует проверку гипотезы. |
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д. |
5. Организует обобщение результатов и применение. |
5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. |
На своих занятиях по истории и обществознанию я использую следующие проблемные методы:
1. Постановка проблемного вопроса
Примеры:
· Плюсы и минусы монголо-татарского ига
· Преобразования Петра I: новый шаг в развитии России или уход от самобытного пути развития страны?
· Независимость судебной власти: миф или реальность?
· Свобода: вседозволенность или ответственность?
2. Решение проблемных ситуаций:
· Дискуссии
· Круглый стол по теме: Актуальные проблемы трудового права
3. Проблемные задачи на уроках обществознания
В рамках изучения тем: защита прав потребителей, административное и трудовое право.
4. Задачи на анализ теоретических положений высказанных разными людьми по поводу одного и того же события (Холодная война).
5. Задачи на оценку конкретной личности
Противоречивость личности Ивана Грозного, Сталина, Николая II.
6. Применение на уроках карикатуры
7. Рассмотрение явлений с разных позиций
8. Самостоятельная работа с текстами, эссе.
9. Анализ кинокортины с позиции достоверности показываемых событий.
10. Проектные работы.
В своей педагогической практике я так же использую методы проблемного обучения. Например, на уроке обществознания на тему «Социальный статус и престиж» мной использовались элементы проблемного обучения, а именно метод проблемных вопросов и ситуаций. Образовательной целью использования педагогического метода на этом уроке было усвоение понятия «статусный набор». А этот метод был избран потому, что он не только позволяет студентам узнать о понятии, но самим найти его объяснение.
В ходе мной было принято участие в вебинарах по теме самообразования, в Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании», принято участие в ряде онлайн-уроков по финансовой грамотности.
Студенты 1- 2 курсов принимали участие в онлайн – олимпиадах по истории, обществознанию и финансовой грамотности, и конкурсе проектных работ по предпринимательству.
В дальнейшем я планирую развивать эту тему самообразования. В перспективе планируется:
• Организовать экскурсию в музей в рамках темы: «Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке».
• Сделать публикацию в рамках темы самообразования: «Проблемное обучение на уроках истории и обществознания среди обучающихся СПО»
• Разработать рабочую тетрадь по истории для студентов с использованием технологии проблемного обучения.
Исходя из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что технология проблемного обучения – одна из наиболее продуктивных технологий, которую можно использовать для различных целей на уроке (как для усвоения новых знаний, так и для закрепления ранее изученных).
Так же данная форма работы оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов, т.к. позволяет им самостоятельно изучать поставленный вопрос, а не «поглощать» готовые знания. Происходит так же развитие коммуникативных навыков студентов, что является одной из главных целей предметов гуманитарного цикла.
Подводя итог, я прихожу к выводу о том, что применение технологии проблемного обучения способствует не только лучшему усвоению предметов обществознание и история, но и более успешному формированию образовательных компетенций студентов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.