Доклад на тему: проблемное обучение в спо на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7

Доклад на тему: проблемное обучение в спо на уроках истории и обществознания

Оценка 4.7
docx
04.06.2022
Доклад на тему: проблемное обучение в спо на уроках истории и обществознания
проблемное обучение на истории и обществознании.docx

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

Цель современного образования направлена на воспитание цельной. Развитой личности способной самостоятельно мыслить, создавать причинно-следственные связи, видеть возникающие в современном мире проблемы и искать пути их решения, применяя полученные знания в реальной жизни.

История и обществознание позволяют научиться правильно оценивать современные социальные и политические процессы, а также формируют собственную точку зрения в отношении прошлого и настоящего. Все это в полной мере позволяет осуществить технология проблемного обучения, применяемая на уроках в рамках изучения обществоведческих дисциплин.

Актуальность данной темы самообразования объясняется возможностью развить высокий уровень мотивации к учебному процессу, активизацией познавательных процессов при решении проблемных ситуаций на занятиях.

В ходе проблемного обучения у студентов формируются следующие умения и навыки:

1.      Умение классифицировать и структурировать материал

2.      Умение формулировать вопросы и делать умозаключения

3.      Навык работы с текстом и видеоматериалами

4.      Умение доказывать сою точку зрения.

Цели моей работы:

 Приспособить методы и приемы проблемного обучения для преподавания истории и обществознания среди учащихся СПО, а также разработать систему заданий с использованием методов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.      Разработка заданий с использованием технологий проблемного обучения.

2.      Участие в вебинарах по теме самообразования

3.      Обзор литературы по теме исследования

4.      Участие в конкурсах и создание исследовательских проектных работ в курсе изучения истории и обществознания.

Суть проблемного обучения

Проблемный метод обучения – это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную деятельность, содержащую постановку и решения продуктивно-позновательных вопросов и задач содержащих противоречия, способствующих усиленной реализации целей учебно - воспитательного процесса.

Основная цель такого обучения – обладание компетенциями через активную самостоятельную поисковую и творчески-исследовательскую деятельность.

Обзор литературы по теме:

Данной темой занимались такие ученые как: М. Н, Скаткин, И. Я. Лернер, В. Оконь, Н. А, Менчинская, М. А. Данилов. В их работах содержатся экспериментальные данные по основным методическим приемам и их практическим применениям.

Что касается зарубежных работ, то там большой вклад внес Дж. Дьюи. Его методическая теория заключается в том, что для полноценного интеллектуального развития и активности необходимо применение игровых и проблемных методов.

Этапы проблемного обучения:

Действия преподавателя

Действия студента

1. Создаёт проблемную ситуацию.

1. Осознаёт противоречия в изучаемом явлении.

2. Организует размышления над проблемой и её формулировкой.

2. Формулирует проблему.

3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Организует проверку гипотезы.

4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.

5. Организует обобщение результатов и применение.

5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

На своих занятиях по истории и обществознанию я использую следующие проблемные методы:

1.      Постановка проблемного вопроса

Примеры:

·         Плюсы и минусы монголо-татарского ига

·         Преобразования Петра I: новый шаг в развитии России или уход от самобытного пути развития страны?

·         Независимость судебной власти: миф или реальность?

·         Свобода: вседозволенность или ответственность?

2.      Решение проблемных ситуаций:

·         Дискуссии

·         Круглый стол по теме: Актуальные проблемы трудового права

3.      Проблемные задачи на уроках обществознания

В рамках изучения тем: защита прав потребителей, административное и трудовое право.

4.      Задачи на анализ теоретических положений высказанных разными людьми по поводу одного и того же события (Холодная война).

5.      Задачи на оценку конкретной личности

Противоречивость личности Ивана Грозного, Сталина, Николая II.

6.      Применение на уроках карикатуры

7.      Рассмотрение явлений с разных позиций

8.      Самостоятельная работа с текстами, эссе.

9.      Анализ кинокортины с позиции достоверности показываемых событий.

10.  Проектные работы.

В своей педагогической практике я так же использую методы проблемного обучения. Например, на уроке обществознания на тему «Социальный статус и престиж» мной использовались элементы проблемного обучения, а именно метод проблемных вопросов и  ситуаций.  Образовательной целью использования педагогического метода на этом уроке было усвоение понятия «статусный набор». А этот метод был избран потому, что он не только позволяет студентам узнать о понятии, но самим найти его объяснение.

В ходе мной было принято участие в вебинарах по теме самообразования, в Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании», принято участие в ряде онлайн-уроков по финансовой грамотности.

Студенты 1- 2 курсов принимали участие в онлайн – олимпиадах по истории, обществознанию и финансовой грамотности, и конкурсе проектных работ по предпринимательству.

В дальнейшем я планирую развивать эту тему самообразования. В перспективе планируется:

         Организовать экскурсию в музей в рамках темы: «Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке».

         Сделать публикацию в рамках темы  самообразования: «Проблемное обучение на уроках истории и обществознания среди обучающихся СПО»

         Разработать рабочую тетрадь по истории для студентов с использованием технологии проблемного обучения.

Исходя из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что технология проблемного обучения – одна из наиболее продуктивных технологий, которую можно использовать для различных целей на уроке (как для усвоения новых знаний, так и для закрепления ранее изученных).

Так же данная форма работы оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов, т.к. позволяет им самостоятельно  изучать поставленный вопрос, а не «поглощать» готовые знания. Происходит так же развитие коммуникативных навыков студентов, что является одной из главных целей предметов гуманитарного цикла.

Подводя итог, я прихожу к выводу о том, что применение технологии проблемного обучения способствует не только лучшему усвоению предметов обществознание и история, но и более успешному формированию образовательных компетенций студентов.


 

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

Данной темой занимались такие ученые как:

Данной темой занимались такие ученые как:

В рамках изучения тем: защита прав потребителей, административное и трудовое право

В рамках изучения тем: защита прав потребителей, административное и трудовое право

Так же данная форма работы оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов, т

Так же данная форма работы оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие студентов, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2022