МБУ ДО ЦРТД и Ю Первомайского района г.Ростова-на-Дону
Доклад на тему:
«Психолого-педагогические аспекты использования медиа в образовательной среде»
Составил: Гунько А.И.
Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукопись и Интернет). Сегодня медиа-комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и др.), активизации знаний.
Особенно надо отметить их информационную и просветительскую функции, благодаря которым массовой аудиторией приобретаются разнообразные, часто противоречивые и несистематизированные сведения.
Медиа — это системная платформа. Как говорил Маршалл Маклюэн, «электронная деревня, в которой есть доступ к самым различным уголкам»
Медиасреда — это все пространство коммуникаций, которые окружают человека. Новые типы медиа повлияли на то, как мы общаемся, как мы производим, как потребляем, и даже на иерархию в современном обществе. Медиасреда не менее важна, чем среда географическая, культурная, языковая, в которых существует современный человек. Нельзя сказать, что современные медиа очень сильно отличаются от тех, что развивались в течение XX века. Фактически все процессы, которые мы наблюдаем сегодня, так или иначе были инициированы политическими, социальными, культурными процессами, которые проистекали в XX веке. Само определение «новые медиа» очень многими исследователями воспринимается скептически, потому что ничего особенно нового в этих медиа определить нельзя.
Наши отношения с медиатехнологиями выведены на уровень несущественного ряда событий. Они используются в автоматическом режиме, выполняя привычные действия. Особенно хорошо это видно при социологических опросах. Мы просим респондента вспомнить, когда и что он слушал по радио, смотрел по телевизору, читал в газете, журнале. Требуется очень сложная работа памяти по восстановлению отношений со средствами коммуникации, которые прочно вошли в повседневность людей. Это уже не технические средства, наполняющие нашу жизнь разнообразными образами, а практически не рефлексируемая окружающая среда. Техническая компетентность современного человека, реализуемая в миллионах повторяемых, рутинных, привычных действиях, объединяет нас и делает заложниками современной коммуникационной среды.
Зависимость от медиа столь же значима, как межличностные отношения. Люди испытывают потребность включать телевизор в качестве фона, так делают 30% россиян, приходя домой. У половины опрошенных телевизор работает все время, пока они находятся дома. Люди испытывают чувство досады, если произошел сбой при загрузке электронной почты или просто страницы в Интернете. И какая-то внутренняя тревога появляется, когда оказывается, что мобильный телефон - связь с миром - остался дома.
За каждодневными контактами с этими электронными средствами лежат определенные социальные отношения, которые коммуникационные и информационные технологии расширяют во времени и пространстве. Например, невозможность объяснить семилетнему ребенку, что, когда мама училась в школе, у нее не было мобильного телефона - факт не столько бытовой, сколько социальный. За ним скрыта совершенно иная коммуникационная среда, которая и является сущностью современной социальности.
Цифровой тип кодирования позволяет технически не различать содержание видео, текста и аудио. Все это для компьютера один и тот же тип. Поэтому те проблемы, которые были существенны для медиа в XX веке, то есть разные технические подходы к обработке тех или иных медианосителей, сегодня просто не существуют.
Другой тип интеграции — это стирание границ между создателем и потребителем сообщений. Поскольку цифровая технологизация позволяет фактически каждому быть создателем медиасообщений, границы между любителями и профессионалами стираются. Эта ситуация ставит совершенно новые исследовательские вопросы, которые решаются в рамках новых направлений.
Проблема
психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и
интригующих на сегодняшний день. Безусловно, вопрос о возможностях и силе
влияния СМИ остается открытым, сами возможности воздействия различны, и
особенности восприятия индивидуальны. Как бы там ни было, но тот факт, что
медиа в той или иной мере все-таки способны влиять на психику человека –
бесспорен. Сегодня медиа - это не только «магическое окно», через которое мы
смотрим на мир, но и «дверь», через которую идеи проникают в наше сознание. И
действительно, в современном обществе масс-медиа выполняют не только
развлекательную и просветительскую функцию, но и в значительной степени
способствуют формированию представления о картине мира, оказывая влияния на
восприятие действительности, на культурные и социальные ценности человека, его
установки и модели поведения. Вспоминается роман Рея Бредбери «451о
по Фарингейту».
Особенно остро эта проблема стоит по отношению к молодежной аудитории, чье
мировоззрение и жизненная позиция еще не устоялись, следовательно, воздействия
на такую аудиторию наиболее продуктивно. Медиа (особенно – телевидение)
оказывают все большее влияние на развитие личности подростков, пропагандируя им
цели ценности жизни, образцы поведения.
Поэтому в настоящее время
актуальна проблема информационно – психологической безопасности всего общества,
детей в особенности.
Сейчас, в эпоху становления информационного общества, медиаобразование стало
актуальным направлением в современном образовании, отображающим процесс
развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации.
Для формирования медиакультуры школьников необходимо педагогам овладеть современными педагогическими технологиями, уметь разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные занятия, используя медиаресурсы. Все это формирует чувство успешности, а энергию для своего интеллектуального роста и учитель, и ученик может черпать только в своих успехах.
Применение мультимедиа в образовании не обязательно требует инновационных методов оценки знаний. По усмотрению педагога могут быть использованы и стандартные методы оценки. Однако, традиционные методы оценки могут быть дополнены специальными приемами, основанными на использовании информационных и коммуникационных технологий. Подобные методические приемы основаны на том, что обучаемые собирают вместе и систематизируют все выполненные ими работы, письменные доклады, чертежи, расчеты, и созданные ими мультимедийные продукты, а также комментарии по поводу этих работ, полученные от преподавателей, свои собственные попутные учебные заметки (журналы или дневники).
Оценка, определяемая с помощью таких методов, порождает педагогическую стратегию сбора и систематической организации подобного рода данных. Создание обучаемыми их собственной папки работ, например, с помощью различного программного обеспечения, может способствовать достижению нескольких целей обучения, таких как формирование самооценки и внешней оценки, развитие различных навыков владения средствами ИКТ, в целом, и средствами мультимедиа, в частности.
С целью наиболее эффективного развития требуемых навыков у обучаемых, преподаватели должны тщательно подбирать критерии оценки мультимедиа-материалов, собранных учащимися и представлять эти критерии участникам курса еще до начала их работы над своими проектами.
Многие преподаватели предпочитают систему оценки всего комплекса разработок, созданных и собранных учащимися, потому, что она обеспечивает высокий уровень документированности процесса обучения и развития. Такие методы позволяют проводить оценку всего учебного процесса от самого его начала, поскольку комплекс ученических разработок пополняется периодически в течение всего обучения. Изменив или заменив конкретные задания, результаты которых предполагается собирать воедино, можно подстроить эту созидательную форму оценки под потребности конкретного открытого дистанционного учебного курса. В этом случае подобный метод позволит сконцентрировать внимание учащихся на результатах обучения и позволит удостовериться, что выбранная учебная стратегия ведет к поставленным целям.
Метод оценки комплекса проектов и разработок обучаемых, изготовленных с применением мультимедиа-технологий позволяет предоставить ретроспективу открытого процесса обучения и развития, определить стиль обучения, присущий учащемуся, служить средством развития навыков общения и выработки взаимной ответственности между преподавателем и участниками курса, раскрыть отношение студентов к обучению в системе открытого образования, а также изучить факторы их мотивации.
Применяя метод оценки совокупности мультимедиа-разработок обучаемых, следует учитывать, что подобная педагогическая стратегия:
1. позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому учащемуся;
2. предоставляет основу для последующего анализа и планирования: изучая стиль обучения отдельного обучающегося, можно выделить его сильные и слабые стороны, а также обнаружить препятствия к личному успеху.
3. служит средством коммуникации, предоставляя средства и технологии информационного обмена для всех людей, прямо или косвенно вовлеченных в систему открытого образования;
4. позволяет самим ученикам стать активными участниками процесса оценки, благодаря чему обучаемые могут представить свои текущие знания и определить цели, которые они хотят достигнуть в дальнейшем обучении;
5. расширяет возможности традиционных методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения с применением мультимедиа-технологий.
6. охватывает широкий спектр знания и информации разных типов из различных источников.
В то же время использование описываемого метода и соответствующее педагогической стратегии не используется для количественной или стандартизированной оценки учащихся (хотя преподаватели могут формировать на основе разработанных проектов и систем мультимедиа-продукции субъективные суждения о достижениях отдельных учеников), оценки соответствия учащихся принятым стандартным нормам. Метод может быть сочтен менее надежным и менее эффективным, нежели такие традиционные методы количественной оценки, как, например, балльная оценка контрольных работ.
Структурирование и оценка мультимедиа-материалов, собранных обучаемыми могут оказаться ресурсоемкими, а формирование собственных критериев оценки педагогами может оказаться сложным или непривычным.
https://videouroki.net/razrabotki/spietsifika-miedia.html
https://videouroki.net/razrabotki/spietsifika-miedia.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.