Доклад Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы
Оценка 4.8

Доклад Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы

Оценка 4.8
Семинары
doc
администрации
02.11.2021
Доклад Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы
Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы.doc

Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы

Докладчик

Попова Н.В.

В связи вступлением в силу с 2016 года новых Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ, современное российское общество стало больше уделять внимание обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» распространение процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у детей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. «Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность».

Цель введения ФГОС:

- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;

- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы;

- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академической» и «жизненной компетенции».

В МОУ «Ржавская СОШ» для введения образовательного процесса для детей с ОВЗ были внесены изменения в локальные акты, разработаны АООП, изданы соответствующие приказы, создана Школьная психолого-педагогическая комиссия (ШППк)

Наряду с учебной программой ведутся коррекционные занятия.

Все педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации по обучению детей с ОВЗ, но, к сожалению, у нас в штатном расписании нет «узких» специалистов: учителя-логопеда, педагога-дефектолога, психолога, социального педагога. Но имеются педагогические работники с высшим образованием по специальностям «Педагог-логопед», «Социальный работник», «Педагог-валеолог». Именно они помогают в построении индивидуального маршрута детей с ОВЗ.

На данный момент всего в МОУ «Ржавская СОШ» обучается 7 детей с ОВЗ. В школе ведется инклюзивная форма обучения.

В течение всего учебного года классные руководители проводят диагностику всех учащихся класса для определения устойчивости внимания, уровня развития ребенка, уровня тревожности, уровня внимания, диагностика воспитанности и т.д.

По итогам диагностик составляется план коррекционной работы, и проводятся индивидуальные беседы, как с учащимися, так и с родителями.

У детей динамика прослеживается в течение всего курса обучения.

Важным моментом в обучении детей с ОВЗ является постоянная проверка усвоения школьной программы. Учителя-предметники в начале учебного года проводят стартовые контрольные работы, тестирования. В течение учебного года  тематические контрольные работы, самостоятельные работы с обязательным анализом. Данная работа помогает выявить затруднение детей в изучении отдельным тем и своевременной коррекции.

С введением Итогового собеседования как допуска к государственной итоговой аттестации мы столкнулись с проблемой. Дети с ОВЗ психологически были не готовы к новой «проверке» знаний. Поэтому было принято решение о проведении «пробного итогового собеседования» в 5-9 классах с целью психологической, моральной подготовки детей к данному мероприятию.

В связи с отсутствием в штатном расписании должности «библиотекарь», наша школа тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Совместно с ней мы проводит библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, устраивает викторины, конкурсы. Данное сотрудничество помогает развивать культуру чтения, формировать информационную культуру личности детей с ОВЗ, готовить ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.

Самым важным моментом для детей с ОВЗ является их социализация в обществе, чтобы, став взрослыми, они могли себя обслуживать и ориентироваться в окружающем. Не секрет, что единственным университетом знаний для детей является школа. Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Досуговая и нравственно-этическая адаптация происходит за счет включения детей в общешкольные, классные мероприятия согласно плана воспитательной работы.

Социально-бытовая адаптация в основном происходит на уроках технологии. Начиная с 5 класса, учащиеся учатся готовить, создавать изделия из текстильных материалов, осенью и весной ребята работают на пришкольном участке (посадка растений, уборка урожая, уход за растениями) и т.д.

При этом мы понимаем, что наши дети проживают в поселке, а потому должны быть приспособлены к сельскому образу жизни, любить природу и людей, которые возделывают хлеб и производят молоко. С гордостью можем сказать, что в нашем поселке сохранились традиции оказания помощи попавшим в беду «всем миром», поэтому живы традиции милосердия и сострадания.

Готовя выпускников к самостоятельной жизни, учителя также работают и над формированием у них привычки к здоровому образу жизни, так как современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Для этого организовывают и проводят соревнования между учащимися классов, окружные спортивные мероприятия с целью популяризации здорового образа жизни, приобщения учащихся к спорту.

В школе имеется уголок здоровья с регулярным пополнением полезной информации по темам: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Вредные привычки», «Физическая активность» и многое другое.

Ребята с удовольствием посещают школьные спортивные секции. Все это служит формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни и является способом поддержания и сохранения здоровья, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Из практических методов в работе с детьми с ОВЗ, хотелось бы добавить, что наиболее эффективные. Упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей (особенно для детей с ЗПР и УО), ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Так наши педагоги используют карточки, на которых записаны термины по теме с сопровождением иллюстрации. Карточки используются в начале темы учителем для подкрепления слов, затем карточки используют ученики при ответе на вопросы по теме, затем индивидуально при проверке знаний. Карточка может состоять из двух частей – на одной название термина, а на другой содержание термина и ученик должен правильно их сложить.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как: дополнительные наводящие вопросы; наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала; приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач; помощь в выполнении определенных операций; образцы решения задач; поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

На каждом уроке обязательна словарная работа («расшифровка» терминов по предметам через простые, где-то даже бытовые понятия). Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий, а в нашей школе на уроках обязательно проводятся физкультминутки.

Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста. Для того чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение, может быть разных типов, но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит закрепить полученные знания.

В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний. Необходимо организовать деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает. Большой объем информации, который необходимо освоить в ходе изучения любого предмета, требует организации самостоятельной работы учеников. Каждому ученику предоставляется возможность широкого использования справочного материала, словарей, памяток, схем. Только при соблюдении всех этих условий самостоятельная работа становится средством развития познавательной активности учащихся.

Необходимо учить детей с ОВЗ проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку.

Таким образом, при подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь предмета с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи, ибо дети с ОВЗ особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.

Учет особенностей детей с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение:

а) подробное объяснение нового материала;

б) беглое повторение с выделением главных определений и понятий;

в) осуществление обратной связи — ответы учеников на вопросы, работа по плану и т. п.

Для коррекции мыслительной деятельности, в частности анализа и синтеза используются коррекционные задачи.

Прием «Причина-следствие» Цель: развитие умения у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Прием «Логическая цепочка» Цель: развитие умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.

Прием «Составь рассказ». Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание приема: на этапе осмысления знаний  предлагается составить рассказ из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Прием «Почемучка». Цель: развитие практического мышления, формирование умения выделять причину и следствие изучаемых явлений, составление цепочки причинно-следственных связей.

Описание приема: в ходе игры или эвристической беседы учащиеся объясняют одно из следствий, но это объяснение влечет за собой следующий вопрос «Почему?» и так далее, пока не будет названа изначальная причина данной логической цепочки.

Прием «Продолжи фразу».  Цель: учить строить рассуждение по схеме. Описание приема: на этапе мотивации не задают прямой вопрос, а просят учащихся продолжить начатую им фразу по определенной схеме: «Если …., то…», «…., так как….», «…, потому что….», «Для того чтобы…», «Чем…, тем …».

Пример: «Если будешь сидеть долго работать на компьютере, то……»

Прием «Реши задачу». Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности. Описание работы: учащимся предлагается проблемный вопрос или задача, для решения которой необходимо применить определенные мыслительные действия, объяснить выбранное решение, привести доказательства.

Прием «Самостоятельная работа». Цель: раскрытие причинно-следственных связей, а также понимание логических отношений между понятиями.

Описание приема: после пояснения алгоритма действия, учащимся дается задание для самостоятельного выполнения с использованием различных источников информации.

Пример работы по установлению причинно-следственных связей на уроках математики.

- Найди значения остальных выражений, не вычисляя:

150 + 240 = 390 …………………7000 – 650 = 6350

250 + 240 = ………………………6000 – 650 =

350 + 240 =……………………… 5000 – 650 =

 

Эффективная динамика развития детей с ОВЗ намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Английский литератор Э. Хаббард сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Учитывая, что дальнейшая жизнь обучающегося с ОВЗ будет иметь определенные ограничения, именно школа должна сделать акцент на организации его образовательной деятельности с дополнительными возможностями коммуникации, а эффективность возможна только при условии постоянного изучения личности учащегося и проведения поэтапной психолого-педагогической работы.

 

Литература

1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. – М., 2009. – 173 с.

2. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М., «Школьная пресса», 2009.

3. Морова, Н.С. Дошкольное образование в условиях сельского социума: Концепция / Н.С. Морова. – М.: Издание Института социально-педагогических проблем сельской школы, 2008. – 64 с.

4. Морова, Н.С. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. – 2012. – №2. – С. 33 – 34.

5. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: Методическое пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис Пресс, 2007.


Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы

Обучение и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы

Важным моментом в обучении детей с

Важным моментом в обучении детей с

В школе имеется уголок здоровья с регулярным пополнением полезной информации по темам: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Вредные привычки», «Физическая активность» и многое другое

В школе имеется уголок здоровья с регулярным пополнением полезной информации по темам: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Вредные привычки», «Физическая активность» и многое другое

Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала , введением в занятия игровых моментов

Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала , введением в занятия игровых моментов

Таким образом, при подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь предмета с жизнью, с…

Таким образом, при подготовке к урокам нужно помнить о необходимости отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь предмета с жизнью, с…

Прием «Реши задачу». Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности

Прием «Реши задачу». Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021