Доклад Оказание своевременной социально-педагогической, психологической помощи

  • docx
  • 09.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад Оказание своевременной социально-педагогической, психологический помощи.docx

ОКАЗАНИЕ СВОЕВРЕМЕННОЙ  СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ   ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ ГОАУ ШКОЛЕ_ИНТЕРНАТЕ № 12

г. СВОБОДНЫЙ.

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим  недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на её изменения. Не мене важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.  Коррекционно-развивающее сопровождение ребенка реализуется в его индивидуальном маршруте.

Сложная структура дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер развития ребенка-инвалида требуют многоступенчатого дифференциального обследования и наблюдения, то есть мониторинга. Социально-педагогический мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и анамнеза информации о проблемах конкретного ребенка или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на их поведение, с целью их адаптации и интеграции в социальной среде.

В настоящее время проблема детей-сирот встает особенно остро в связи с обострением социального кризиса, приводящего к резкому снижению материального и нравственного благополучия населения.                                                 

Всё чаще проявляются случаи вытеснения детей из семей, насилия над детьми, жестокого отношения к детям в семье, рост беспризорности, уход детей из семей и т.д. По данным; статистики, за последние годы неуклонно растет число детей, оставшихся без попечительства родителей, особенно резко, возросло количество детей - социальных сирот. Социальное сиротство - это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания, нормальными взрослыми людьми.

Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот привел к тому, что появляется всё больше учреждений, которые вынуждены заниматься устройством жизни таких детей.

Цель работы школы-интерната № 12  г. Свободный  - оказание комплекса социальной, психолого-педагогической, медицинской, коррекционной,  правовой помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и находящимся в состоянии повышенной социальной дезадаптации. В школе-интернате  функционируют 3 возрастные группы:

дошкольная группа (6 лет); младшие школьники (7-10 лет); старшие школьники (11 -18 лет).  Каждая группа имеет свой девиз, свои традиции. В каждой группе оформлен «Паспорт группы».

Социальная  реабилитация  детей,   поступивших  в  наше учреждение проходит в 2 этапа.

I этап - адаптация к условиям жизни в школы-интерната.

Срок —  от 1 до 2 месяцев пребывания в учреждении. На этом этапе:       

-собирается анамнез;

-проводится медицинское обследование;

-изучается социальная среда, семейная и школьная ситуация ребенка;

-проводится психодиагностика, определяются интеллектуальный уровень, умственные навыки, выявляются особенности психофизического развития и потенциальные возможности детей;

-проводится логопедическое обследование, педагогические наблюдения, изучаются интересы и способности ребенка;

-выявляются проблемы несовершеннолетних, проводится оценка утраченности и нарушения связей ребенка с семьей, ближайшим окружением.

На каждого ребенка заводится дневник наблюдения, где еженедельно отмечаются первичные данные наблюдений и обследований, по результатам обследования пишется педагогическая характеристика на несовершеннолетних. В конце первого месяца пребывания воспитанника в школе-интернате проводится ПМПк, на котором школьный психолог сообщает о результатах обследования, на основе чего разрабатывается и утверждается индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего. Заседания консилиума проводятся 1 раз в месяц. В протоколах фиксируются результаты обследования и содержание сопровождающей деятельности специалистов и педагогов.

II этап - реабилитационный.

Цель: вооружение воспитанников социальным опытом, на базе которого они смогут построить собственную жизнь. Срок: до жизнеустройства ребенка.

В дневниках наблюдения отмечаются данные первичного обследования, динамика и результат реабилитации. Воспитатели, специалисты заполняют свои разделы в дневниках.

В школе –интернате все дети  имеют социальную и психическую депривацию. В их личном опыте отсутствует либо оказывается деформированной потребность в основных видах деятельности, способствующих нормальной  социализации - в познании, труде, игре, общении. Жизнь в: нездоровой семейной обстановке и вне семьи не способствовала формированию   элементарных   санитарно-гигиенических,  хозяйственно-бытовых   навыков.    Конечно,    никакое учебное, лечебное учреждение  не   способно   излечить  их окончательно, так как   упущено   время.   Но максимально адаптировать несовершеннолетних к жизни в социуме, дать опыт здоровых отношений, вернуть веру в окружающих  людей  и  в  себя,  помочь  по  возможности приспособиться к новым условиям - это реальные, выполнимые цели.

Наше учреждение ставит своей главной задачей создать такое пространство, где каждый ребенок должен пройти свой путь сначала, переживая все этапы становления от дошкольного возраста, невзирая на личный возраст. Это значит, что воспитанник шаг за шагом должен осваивать все виды деятельности, от которых он был отлучен не по своей воле. То есть абсолютно очевидно, что дети, лишенные родительской опеки и приобретшие значительный опыт асоциальной жизни, требуют реабилитации, в результате которой они окажутся способными, если не ко всем, то хотя бы к основным видам человеческой деятельности (игровой, познавательной, трудовой, коммуникативной), без чего не может состояться личность.

Сущность педагогического процесса в школе-интернате заключается в том, чтобы научить детей самостоятельному применению полученных знаний и умений.

Основные направления в работе педагогов и специалистов школы-интерната – это:

1.   Личностное развитие и социализация общения.

2.  Духовно-нравственная реабилитация, пропаганда ЗОЖ, эмоционально-личностное развитие несовершеннолетних.

3. Трудовая реабилитация, профориентация.

4. Гражданско-правовое просвещение несовершеннолетних.

5. Художественно-эстетический цикл.

6. Подготовка к семейной жизни.

7. Физкультурно-оздоровительная реабилитация.

8. Школьная адаптация (формирование положительного отношения  к школе-интернату, повышение школьной мотивации, успеваемости).

9. Досуговая и игровая деятельность.

В группе раннего возраста и дошкольной группе занятия проводятся по расписанию (Нестерова В.Ф. предлагает для дошкольников взять за основу программу Стрибелёлой Е.А.).

В школьной группе педагоги проводят занятия  по своему направлению.

Каждый воспитатель разработал план мероприятий по данному направлению, конспекты занятий, изготовил пособия, подобрал игры и упражнения, используемые в работе.

Динамика эмоционально-личностного развития и формирования навыков отмечается в дневниках наблюдения.

Одно из ведущих направлений реабилитации воспитанников -это школьная адаптация и повышение школьной мотивации. Дезадаптированный, отстающий от сверстников ребенок не может ощутить ценность и радость познания. Задача педагогов – предметников состоит в том, чтобы на индивидуальном уровне помочь  ребенку не только успешно овладеть программой того класса, на котором остановилось его обучение, но и догнать своих сверстников.

Принципы нашего учреждения - учиться могут и должны все, это интересно; неважно, какой багаж знаний имеешь ты и твой одноклассник, надо помогать друг другу, необходимо непременно закончить школу и поступить учиться в профессиональное училище.        

Обучение детей организовано на строго индивидуальной основе. ?

Одно из условий успешной социально-реабилитационной работы - вовлечение детей в посильный, развивающий труд. Социальная адаптация ребенка через труд в школе-интернате № 12 предполагает обучение его обслуживающим видам труда (уборка различных помещений, прилегающей территории, стирка мелкого белья, ремонт одежды).

Несовершеннолетние с удовольствием занимаются ручным и художественным трудом: вышивка, вязание салфеток, шарфиков, изготовление «прихваток», разнообразных картин (аппликации, рисование) для оформления спален группы под руководством педагога дополнительного образования, воспитателей.

Инструктор по труду учит мальчиков делать из дерева разнообразные игрушки, рамки для фотографий и картин. Но больше всего подросткам доставляет удовольствие работа по обслуживанию здания: прикрутить ручку к двери, починить сломавшуюся детскую кроватку. Полученные навыки для части детей могут стать основой в дальнейшем для профессиональной деятельности, повышают уровень их социально-бытовой адаптации, расширяют возможности трудового устройства.

Одно из приоритетных направлений социально-реабилитационного процесса в рамках школы-интерната - духовно-нравственная реабилитация. Формированию способностей к нравственному выбору и достойному образу жизни способствуют занятия теоретического и практического характера в кружке «Мир вокруг нас», «Горенка». Один из разделов курса - «Календарь православных праздников». Изучение православной жизни осуществляется и через участие воспитанников в православных праздниках. На такие праздники наше учреждение приглашала настоятеля церкви отца Валерия, и ранее у нас была традиция крестить воспитанников.

С целью формирования у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, профилактики и борьбы с вредными привычками в школе –интернате № 12 проводятся дни здоровья с периодичностью один раз в четверть. Каждый месяц специалисты учреждения проводят занятия ознакомительно-практического характера, на такие мероприятия приглашаются: врач-педиатр, невролог, нарколог, психиатр и другие специалисты. Каждый специалист при проведении своих занятий затрагивает вопросы по теме Дня здоровья. Медицинские сестры готовят бюллетени, альбомы по темам. Врач-педиатр проводит разнообразные консультации, в том числе по вопросам пола. Все вопросы совместной работы специалистов обсуждаются на совещаниях специалистов при директоре.

Психическое здоровье и психологическое состояние ребенка и подростка определяются в большей мере его способностью к игровой деятельности. В план реабилитации включены разделы: «Обучение игре», «Досуговая деятельность». Педагоги и специалисты играют с детьми и подростками в игры на общение, преодоление страхов, застенчивости, снятие агрессии, сюжетно-ролевые игры, разучивают игры-драматизации (по сказкам). Используется настольный кукольный театр.

У наших воспитанников не было настоящего детства, наполненного играми и игрушками. Именно поэтому игра - одна из основных форм проведения занятий специалистов и воспитателей. И если заменить слово «занятие» словом «игра» - дети охотнее принимаются за намеченную работу.

Все сотрудники школы-интерната стремятся сделать наше учреждение своеобразным островком детства, детства радостного, доброго?
О наших воспитанниках мало кто заботился, не умеют и они заботиться о ближних. И научить этому нельзя никакими беседами и занятиями. Именно поэтому в нашем учреждении ведется кружок «Страна сказок», «Сказкотерапия».  Воспитанники разучивают небольшие сказки и ставят спектакли (кукольные, драмотические) для  всех воспитанников. Улыбки, смех, счастливые лица, совместное общение малышей и подростков, большую часть жизни представленных грубой и жестокой действительности, - незаменимый метод возрождения детской души.

На жизнь и здоровье ребенка, его самочувствие и настроение, отношение к окружающим влияет среда, в которой он проживает. Совместное проживание школьников и дошкольников, забота старших о младших - все как в большой дружной семье.

Конечно, в работе специалистов и воспитателей нашего учреждения есть определенные трудности:

-низкая познавательная активность детей старшего школьного возраста;

-нежелание подчиняться требованиям взрослых, неадекватная реакция на замечания;

-бродяжничество, вредные привычки, сквернословие и зачастую нежелание отказаться от этих привычек.

Ежегодно 2-3% подростков не проходят курс реабилитации вследствие частых побегов со школы-интерната, нежелания отказаться от того образа жизни и окружения, в котором они жили.

Весь обслуживающий персонал учреждения стремится понять, принять проблемы каждого ребенка, помочь найти решение в создавшейся трудной ситуации, восстановить утраченные связи со школой, сверстниками, семьей.

Исп. Скобелкина О.А.