ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 105 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Доклад
«Профориентационная подготовка школьников на уроках технологии с использованием дистанционных образовательных технологий»
Подготовила:
учитель технологии
Сайкова И.М.
ДОНЕЦК- 2024
«Если профессия становится образом жизни,
то ремесло превращается в искусство»
И. Шевелев
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Выпускники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие им, реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством РФ, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле – это длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи. Таким образом, формирование у молодежи мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, а роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личностно-профессиональном становлении молодежи возрастает. Уроки технологии в школе - это уроки жизни, направленные на овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для ведения домашнего хозяйства. Самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда, развитие познавательных интересов, мышления, воображения творческих способностей, воспитание трудолюбия, бережливости аккуратности, предприимчивости, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
На мой взгляд
эта теме очень актуальна в настоящее время, т.к. правильно выбранная профессия
способствует достижению наиболее высоких показателей трудовой и общественной
деятельности, а удовлетворённость процессом труда и его результатами даёт
возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального
настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека,
так и общества в целом.
К сожалению, наши дети знакомы с немногими
профессиями, часто не знают содержания работы, характера и условий труда,
требований предъявляемых работнику той или иной профессии. Поэтому целью своей работы я поставила:
§знакомство обучающихся с различными профессиями;
§ воспитание качеств, присущих людям этих профессий4
§ выявление и развитие профессионально значимых качеств личности;
§осуществление самоанализа развития своей личности;
§проведение профессиографических анализов профессий и
соотношение требований профессии к человеку с его личными достижениями.
Для изучения данной темы я пользовалась
пособиями следующих авторов: Захарова, В.Д.Симоненко, Климова, Прощицкой, кроме
того изучала статьи по профориентации в методическом журнале «Школа и
производство». В изданиях по профориентации под редакцией Чистяковой
представлено большое количество диагностик, тестов, игр и упражнений.
Полное раскрытие задатков человека возможно,
если он правильно подготовится к будущей профессиональной деятельности, выберет
профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко
осознает возможности профессионального роста в определённой сфере, учитывая
потребности общества и свои интересы. Однако пока ещё многие выпускники школ
вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых
народному хозяйству, испытывают серьёзные затруднения в начале трудовой
деятельности. Помочь молодёжи выбрать
жизненный путь, адаптироваться к профессии и в целом оказать влияние на
рациональное распределение трудовых ресурсов призвана система профориентации.
Профессиональная ориентация – это
целостная система , состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых
общностью цели и единством управления. Профессиональное просвещение, развитие
интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности - игровой,
познавательной, трудовой (профессиональная активизация), профессиональная
психодиагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор
(подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.
Ведущая роль в профессиональной ориентации школьников принадлежит учителю технологии. На уроках технологии обучающиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача такой организации работы, чтобы каждый школьник научился любить труд, приносить пользу людям, испытал эстетическое чувство радости от процесса деятельности и её результатов.
В своей работе для достижения профориентационных целей
я использую такие формы и методы, которые обеспечивают наибольшую активность и
самостоятельность обучающихся в овладении универсальными учебными действиями. К
ним относятся лабораторно-практические, учебно-производственные работы,
производственные экскурсии, производственная практика, включающие в себя
самостоятельные наблюдения, опыты, анализы, расчёты, решение производственных и
творческих задач и непосредственно общественнополезный производительный труд.
Но основной формой профессиональной ориентации всё-таки остаётся урок.
В
процессе обучения я логически
увязываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Для
этого разработано краткое содержание по профессиональной ориентации школьников
в общеобразовательной области «Технология» по блокам. Например, блок «Обработка
ткани», 5 класс. В этом блоке я знакомлю ребят с организацией рабочего места
швеи, с профессией швеи и закройщика (выполняемая работа, характер и условия
труда). Знакомлю с профессиями
прядильного и ткацкого производства: прядильщиц и ткачих (выполняемая работа,
характер и условия труда). В ходе занятий воспитывается уважение к работникам
швейной промышленности: внимание, чуткость, отзывчивость - качества присущие
швее и закройщице. С помощью упражнений и практических работ развиваются
профессионально значимые умения и качества: ловкость пальцев, координация
движения рук. Среди разнообразных занятий
по интересам в школе особую важность приобретает и внеурочная деятельность.
Здесь учитель имеет возможность создавать все условия для творческого развития
у школьников специальных способностей: изобретательских, конструкторских и др.
В настоящее время большую роль в профориентации
играет то, что ребята выполняют творческие проекты, участвуют в научно-практических
конференциях, в ходе работы в этих направлениях они приобретают не только
практические навыки в изготовлении каких-либо изделий, но интересуются научной
стороной тех или иных вопросов.
Я считаю, что работа в этом направлении
даёт много для развития творческих способностей школьников, развивает
эстетический вкус, самостоятельность в работе. Кроме этого учитель технологии призван также заниматься изучением
личности обучающихся, проводить профконсультационную, профвоспитательную работу.
В своей работе я использую следующие диагностики: «Определение самооценки», «Определение
профессиональных склонностей» на различные типы профессий, «Самооценка деловых
качеств», «Выявление коммуникативных и организаторских способностей»,
«Определение темперамента», «Направленность личности»; диагностика «Художник
или мыслитель», определяющая тип мышления художественный или логический. Кроме
диагностик провожу различные упражнения, игры, развивающие или выявляющие те
или иные способности школьников, например, объём внимания. Устойчивость
внимания, зрительную память, мышление и др.
Большинство специальностей и профессий связаны с
двигательными предметными действиями. Говоря о координации движений имеют в виду
согласованность в работе мышц разных групп. Эта способность необходима в работе
по всем специальностям: швея, закройщик, повар, официант, манекенщица,
водитель, парикмахер и др. Для развития координации движений я провожу такие
упражнения в виде физкультурные минутки. Например, вытянутой правой рукой
выполнять круговые движения, левой горизонтальные перемещения. Эти упражнения
забавляют детей, снимают усталость и в тоже время развивают координацию
движений. Развивать эту способность можно играя на различных инструментах, а
также в процессе лепки, рисования, вязания. Полное развитие координации
движений у человека происходит только после 13-14 лет, поэтому дети младшего и
среднего школьного возраста иногда не могут справиться с той работой, которая
требует чёткой координации движений.
Для
развития мышления провожу такие
упражнения: «Способ использования предметов», где я предлагаю записать все
возможные с точки зрения детей способы использования обычных предметов,
например, карандаша, кирпича, скрепки. Также развитию мышления способствует
разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, загадок. Интересное упражнение «Хромая обезьяна», которое
рассеивает иллюзию о том, что человек обладает полной или достаточной властью
над своими мыслями. Это упражнение вызывает особый интерес при первом
выполнении. Многим кажется удивительным то, что невозможно по заказу думать о
том, о чём не думали никогда. Упражнение проходит весело, вызывает смех и
эмоциональную разрядку. Поэтому его можно использовать для снятия напряжения.
Для развития коммуникативных умений и навыков
провожу упражнение «Комплимент» В кругу каждый по очереди говорит своему соседу
комплимент. Тот, кому сделан комплимент благодарит и говорит комплимент своему
соседу. Анализируя результаты диагностик,
тестов обучающиеся пишут характеристику сами себе. В которой уже учитывают те
данные, которые они получили в результате работы на нескольких уроках, они уже
знают, какие требования предъявляются к людям той или иной профессии, и могут
сказать, какие качества есть у них для того, чтобы овладеть данной профессией,
а над какими ещё следует поработать.
Для более глубокого ознакомления с
профессией ребята самостоятельно готовят сообщения профориентационного
характера. Применение этого метода требует тщательной подготовки. Сообщения
выполняют по единому плану. Собирают материал из справочников, журналов, газет
, сети Интернет, бесед со знакомыми и родственниками.
Работа над этой темой очень объёмна и требует много времени. Но, к сожалению, времени на уроках очень мало, поэтому практикую вводить профессиональную ориентацию и во внеурочную работу. Роль учителя технологии конечно велика в выборе профессии, но только общие усилия педагогического коллектива дадут возможность школьникам прийти к правильному профессиональному выбору.
К концу 9-го класса выпускник изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно всегда должен сделать определённый выбор. Как бы ни было трудно, школьнику необходимо самостоятельно определиться в профессиональном выборе, а педагог может только оказать ему помощь. Вопрос самоопределения для учеников исключительно важен. Для каждого человека в жизни всегда наступает момент, когда нужно выбирать, где продолжить образование, какую выбрать профессию и чему посвятить свою дальнейшую жизнь.
Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий — одна из основных задач школы и цель, которую она ставит перед собой — подвести учеников к осознанному выбору профессии.
Давайте вспомним притчу: «К трем слепцам, по их просьбе, привели слона. Для того чтобы понять, как выглядит слон, они поднялись и начали его ощупывать. Один взял слона за ногу и понял что, слон похож на колонну, другой за хобот и сказал, что слон напоминает ему змею, а третий потрогал хвост и уточнил не змею, а веревку». Так и в школьной практике узкая направленность содержательного ядра образования не всегда дает возможность формировать целостную картину мира. Технология обеспечивает межпредметные связи и структурно- логические, дает представление о современных новых технологиях преобразования материалов, информации, предметов социальной среды, живой природы, таким образом помогает сформировать специализированные интересы детей в той или иной отрасли научных знаний.
Интерес нашей школы к профориентации и системные разработки в этом направлении объясняются высоким потенциалом интеграции этой образовательной области, которая дает возможность в полном объеме применить в практической деятельности, знания, полученные на уроках физики, химии, математики, истории и других предметов. За основу стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность.
В последнее время неслучайно уделяется большое внимание методу проектов. Это одна из форм работы, где дети вкладывают максимум усилий для поиска нужного материала, а не принятия готового. Выполняя проект, они одновременно становятся мастером, нового для него творчества.
Вместе с другими учебными предметами предмет «Технология» способствует не только социализации ребенка, но и формированию личности в современном мире. Уроки имеют в основном практическую направленность, поэтому у педагога открываются огромные возможности вовлечь учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Каждому известно, что заинтересованный школьник учится лучше. Где есть интерес, там у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на формирование устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена деятельность педагога.
Убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета использование проектной деятельности. Во время коллективного проекта – дети учатся анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет детям приобретать навыки работы в команде.
Предмет «Технология» - интегративный предмет, несущий полученные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающий их использование в работе связи, энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, и другой деятельности человека.
Предмет «Технология» позволит молодому поколению приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным жизненным условиям.
Главной задачей предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Учебный предмет «Технология» позволяет синтезировать предметно-преобразовательную, познавательную и деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.
Самые распространённые методы профориентации:
§ производственные иллюстрации и практические примеры;
§ упражнения и задачи с практическим содержанием;
§ учебно-практические работы, близкие по характеру к производственным;
§ профориентационные контрастные вставки в учебный материал;
§ проведение экскурсий.
Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.
Целью современного трудового воспитания и обучения на уроке технологии должно быть:
§ привитие любви к труду и уважения людям труда;
§ ознакомление учащихся с основами современного производства, транспорта, сферы обслуживания строительства;
§ формирование у детей в процессе учебы трудовых навыков и умений;
§ побуждение к осознанному выбору профессий;
§ получение первоначальной профессиональной подготовки.
В процессе обучения на уроках технологии школьники приучаются к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, выполнять и планировать общественно-полезные дела, работать в коллективе, ценить труд других.
Чем больше практики на деле будет в учебной деятельности ребенка, тем эффективнее процесс профориентации. А наша задача правильно направить деятельность детей в нужном направлении.
Из вышесказанного следует, что подготовка к осознанному выбору профессии и овладению ей не просто занимает наиважнейшее место в учебном процессе, но и выступает его главным организующим звеном.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.