Доклад «Развитие связной устной речи на уроках географии. Формирование диалогической речи»

  • docx
  • 19.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие связной устной речи на уроках географии.docx

ОГБОУ  «Рязанская   школа – интернат».

 

 

 

 

Доклад на методическом объединении

учителей-предметников

 

«Развитие связной устной речи на уроках географии.

 Формирование диалогической речи»

 

 

 

Учитель географии

высшей квалификационной  категории

Данькина М.А.

 

 

 

 

 

2021-2022 уч.год

Развитие связной устной речи на уроках географии. Формирование диалогической речи.

Для умственно отсталых учащихся  характерные  следующие недостатки связной речи.

- отсутствие полноты и развернутости высказывания (пропуски, сокращения, замены);

- нарушение правильной последовательности при воспроизведении

событий;

- искажение логической зависимости, неправильное установление связей между явлениями, предметами;

- отсутствие или неправильное использование языковых средств связи (прилагательных, местоимений, наречий, синонимов);

-обеднённость речи, ее недостаточная выразительность.

В практике преподавания естественнонаучных дисциплин эти особенности проявляются наиболее ярко. В самостоятельной речи умственно отсталые ученики в основном используют простые предложения примитивной, стереотипной синтаксической структуры. При самостоятельном составлении рассказов у учащихся часто встречается нарушение логической последовательности изложения природоведческого материала, что отражает неко​торую хаотичность их представлений. Не владея информацией или забыв её, ученики, опираясь на личный опыт или случайные аналогии, подчас используют неадекватные привнесения.

В процессе устных высказываний и при выполнении письменных работ ученики с нарушениями интеллекта часто механически воспроизводят отдельные фрагменты текста учебника, не осознавая связи между частями, что приводит к потере логики высказывания.

Все эти недостатки обуславливают необходимость проведения специально организованной работы по развитию связной речи в процессе изучения и закрепления программного материала, что позволит повысить качество образовательного процесса, обогатит словарный запас учащихся, будет способствовать формированию умения связно излагать материал в соответствии с логикой предметов естественнонаучного содержания.

Работа по развитию связной устной речи подразделяется на формирование диалогической и монологической речи. Диалогическая речь предполагает умение принимать участие в беседе: отвечать на вопросы, правильно формулировать и задавать вопросы. Монологическая речь – самостоятельное изложение школьниками учебного материала с опорой на план, опорные слова, картину, таблицу, карту и т.п.

Формирование диалогической речи. На каждом уроке учитель помимо знакомства с природоведческими понятиями формирует у умственно отсталых школьников умения слушать и понимать обращенную речь, отвечать на вопросы и задавать их. Работа, направленная на развитие связной устной речи, практически на любом уроке начинается с упражнения уча​щихся в диалоге и завершается обобщением темы урока. Здесь основным вербальным методом является беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стеснен​ной строгими рамками полных ответов на вопросы.

Для диалога характерны простые, часто неполные предложения.

Подчас используются мимика, жесты, иногда реплики собеседников стимулируют к продолжению диалога. То есть требование полного ответа является необязательным.

Из практики известно, что если учитель в беседе всегда требует

полный ответ, то некоторые умственно отсталые учащиеся пытаются запомнить формулировку самого вопроса, а не думают над его содержательной стороной, как на него ответить. Например, учитель спрашивает: «Какие природные зоны есть на территории России?». Ответ: «На территории России зоны природные есть….», а перечислить их не может.

    Во время разъяснительной или обобщающей беседы учитель не

должен обрывать ученика, если тот отвечает одним словом, но правильно по содержанию - это снижает речевую мотивацию школьника.

   С целью вовлечения в диалог учеников всего класса педагог предусматривает чередование легких и трудных вопросов. Вопросы, которые педагог задаёт в процессе беседы, должны быть доступными для учащихся, как по форме, так и по содержанию, четко сформулированными (Какая эта река по характеру течения?), не сдвоенными (Где находится Баренцево море? Почему оно не замерзает?), заранее продуманными.

     Учитель в ходе беседы побуждает учеников подбирать для ответа точные, правильные слова, названия или термины. В случае неправильных или неточных ответов учитель повторяет вопрос, делает ударение на неправильно понятом слове, а затем задаёт вопрос в иной форме (Учитель: «Почему в пустыне бедная растительность?». Ответ: «Потому что там ничего не растет». Учитель: «Почему же там ничего не растёт? Почему в пустыне бедная растительность?»)

Выделяют  4 группы вопросов, которые чаще всего используются в беседе на уроках географии.

1.Информационные, для ответов на которые требуется знание и воспроизведение конкретных названий (например, растений, столиц государств, внутренних органов человека), особенностей (климата), свойств (полезных ископаемых), состояний (воды), признаков (времен года), времени происшедших событий (первый полет человека в космос) и т.п. Такие вопросы часто начинаются со слов «какие», «какой», «как называется…»,«перечислите, из чего состоит...»,  «назовите фамилии путешественников» и т.п. При ответе на такие вопросы возможно точное, но краткое изложение информации, т.е. педагогу не всегда следует требовать полного ответа, который формально повторяет часть вопроса. (Какие животные обитают в зоне тундры? Где берёт начало река Волга?

2.Вопросы, в ответах на которые требуется уточнение информации ( Какие ещё признаки горной реки вы знаете? Как люди используют реки?)

3.Вопросы, требующие ответа в виде перечисления последовательности действий  (Благодаря каким наблюдениям был сделан вывод о шарообразности Земли? Как происходит круговорот воды в природе?)

4.​ Вопросы, направленные на сравнение природных объектов

(явлений) или установление причинно-следственныхзависимостей. 

 Почему горные  реки не используются для судоходства? Почему в зоне

степей  хорошо развито сельское хозяйство?)

Вопросы   № 2,3,4 , носят большую коррекционную нагрузку и, как правило, требуют полного, развернутого ответа.

    В процессе преподавания  географии и естествознания также важно специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками — одна из форм выражения их речевой активности.

Важно организовывать диалоги типа «ученик—ученик» (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту или увиденному опыту) или «ученик-учитель» (ученики ставят учителю вопросы такого же характера, что и в диалоге типа «ученик—ученик»). Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой — предполагает восприятие и частичное усвоение старшеклассниками образцов ответа, которые дает учитель.

От класса к классу ответы умственно отсталых учащихся стано​вятся более развернутыми, включающими элементы монологи​ческого высказывания из двух, трех и более предложений

Таким образом, правильно организованные вводные, разъяснительные, обобщающие беседы и беседы, сопровождающие предметно-практическую деятельность способствуют развитию диалогической речи умственно отсталых школьников.