ОГБОУ «Рязанская школа – интернат».
Доклад на методическом объединении
учителей-предметников
«Развитие связной устной речи на уроках географии.
Формирование диалогической речи»
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Данькина М.А.
2021-2022 уч.год
Развитие связной устной речи на уроках географии. Формирование диалогической речи.
Для умственно отсталых учащихся характерные следующие недостатки связной речи.
- отсутствие полноты и развернутости высказывания (пропуски, сокращения, замены);
- нарушение правильной последовательности при воспроизведении
событий;
- искажение логической зависимости, неправильное установление связей между явлениями, предметами;
- отсутствие или неправильное использование языковых средств связи (прилагательных, местоимений, наречий, синонимов);
-обеднённость речи, ее недостаточная выразительность.
В практике преподавания естественнонаучных дисциплин эти особенности проявляются наиболее ярко. В самостоятельной речи умственно отсталые ученики в основном используют простые предложения примитивной, стереотипной синтаксической структуры. При самостоятельном составлении рассказов у учащихся часто встречается нарушение логической последовательности изложения природоведческого материала, что отражает некоторую хаотичность их представлений. Не владея информацией или забыв её, ученики, опираясь на личный опыт или случайные аналогии, подчас используют неадекватные привнесения.
В процессе устных высказываний и при выполнении письменных работ ученики с нарушениями интеллекта часто механически воспроизводят отдельные фрагменты текста учебника, не осознавая связи между частями, что приводит к потере логики высказывания.
Все эти недостатки обуславливают необходимость проведения специально организованной работы по развитию связной речи в процессе изучения и закрепления программного материала, что позволит повысить качество образовательного процесса, обогатит словарный запас учащихся, будет способствовать формированию умения связно излагать материал в соответствии с логикой предметов естественнонаучного содержания.
Работа по развитию связной устной речи подразделяется на формирование диалогической и монологической речи. Диалогическая речь предполагает умение принимать участие в беседе: отвечать на вопросы, правильно формулировать и задавать вопросы. Монологическая речь – самостоятельное изложение школьниками учебного материала с опорой на план, опорные слова, картину, таблицу, карту и т.п.
Формирование диалогической речи. На каждом уроке учитель помимо знакомства с природоведческими понятиями формирует у умственно отсталых школьников умения слушать и понимать обращенную речь, отвечать на вопросы и задавать их. Работа, направленная на развитие связной устной речи, практически на любом уроке начинается с упражнения учащихся в диалоге и завершается обобщением темы урока. Здесь основным вербальным методом является беседа учителя с учениками. Ее форма может быть непринужденной, не стесненной строгими рамками полных ответов на вопросы.
Для диалога характерны простые, часто неполные предложения.
Подчас используются мимика, жесты, иногда реплики собеседников стимулируют к продолжению диалога. То есть требование полного ответа является необязательным.
Из практики известно, что если учитель в беседе всегда требует
полный ответ, то некоторые умственно отсталые учащиеся пытаются запомнить формулировку самого вопроса, а не думают над его содержательной стороной, как на него ответить. Например, учитель спрашивает: «Какие природные зоны есть на территории России?». Ответ: «На территории России зоны природные есть….», а перечислить их не может.
Во время разъяснительной или обобщающей беседы учитель не
должен обрывать ученика, если тот отвечает одним словом, но правильно по содержанию - это снижает речевую мотивацию школьника.
С целью вовлечения в диалог учеников всего класса педагог предусматривает чередование легких и трудных вопросов. Вопросы, которые педагог задаёт в процессе беседы, должны быть доступными для учащихся, как по форме, так и по содержанию, четко сформулированными (Какая эта река по характеру течения?), не сдвоенными (Где находится Баренцево море? Почему оно не замерзает?), заранее продуманными.
Учитель в ходе беседы побуждает учеников подбирать для ответа точные, правильные слова, названия или термины. В случае неправильных или неточных ответов учитель повторяет вопрос, делает ударение на неправильно понятом слове, а затем задаёт вопрос в иной форме (Учитель: «Почему в пустыне бедная растительность?». Ответ: «Потому что там ничего не растет». Учитель: «Почему же там ничего не растёт? Почему в пустыне бедная растительность?»)
Выделяют 4 группы вопросов, которые чаще всего используются в беседе на уроках географии.
1.Информационные, для ответов на которые требуется знание и воспроизведение конкретных названий (например, растений, столиц государств, внутренних органов человека), особенностей (климата), свойств (полезных ископаемых), состояний (воды), признаков (времен года), времени происшедших событий (первый полет человека в космос) и т.п. Такие вопросы часто начинаются со слов «какие», «какой», «как называется…»,«перечислите, из чего состоит...», «назовите фамилии путешественников» и т.п. При ответе на такие вопросы возможно точное, но краткое изложение информации, т.е. педагогу не всегда следует требовать полного ответа, который формально повторяет часть вопроса. (Какие животные обитают в зоне тундры? Где берёт начало река Волга?
2.Вопросы, в ответах на которые требуется уточнение информации ( Какие ещё признаки горной реки вы знаете? Как люди используют реки?)
3.Вопросы, требующие ответа в виде перечисления последовательности действий (Благодаря каким наблюдениям был сделан вывод о шарообразности Земли? Как происходит круговорот воды в природе?)
4. Вопросы, направленные на сравнение природных объектов
(явлений) или установление причинно-следственныхзависимостей.
Почему горные реки не используются для судоходства? Почему в зоне
степей хорошо развито сельское хозяйство?)
Вопросы № 2,3,4 , носят большую коррекционную нагрузку и, как правило, требуют полного, развернутого ответа.
В процессе преподавания географии и естествознания также важно специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками — одна из форм выражения их речевой активности.
Важно организовывать диалоги типа «ученик—ученик» (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту или увиденному опыту) или «ученик-учитель» (ученики ставят учителю вопросы такого же характера, что и в диалоге типа «ученик—ученик»). Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой — предполагает восприятие и частичное усвоение старшеклассниками образцов ответа, которые дает учитель.
От класса к классу ответы умственно отсталых учащихся становятся более развернутыми, включающими элементы монологического высказывания из двух, трех и более предложений
Таким образом, правильно организованные вводные, разъяснительные, обобщающие беседы и беседы, сопровождающие предметно-практическую деятельность способствуют развитию диалогической речи умственно отсталых школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.