ОГБОУ «Рязанская школа – интернат».
Доклад на методическом объединении
учителей-предметников
«Региональный компонент на уроках географии
в коррекционной школе 8 вида»
Учитель географии
высшей квалификационной категории
Данькина М.А.
2019-2020 уч.год
Региональный компонент на уроках географии
в коррекционной школе 8 вида.
В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.
Закон РФ "Об образовании" закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования.
Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, куль-турное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие своего края.
С этой целью региональный компонент на уроках географии формирует у учащихся целостное представление о своём крае как географическом объекте, так как является в тоже время частью единого природно-хозяйственного комплекса нашей страны. Нельзя рассматривать природу и хозяйство России оторвано от конкретной территории.
Использование краеведческих материалов помогает воспитывать у детей любовь и уважение к Родине, её истории, природе и традициям. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические центры, промышленные предприятия, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Главная цель коррекционной школы - сформированная социально-трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни. Учащиеся коррекционных школ в основном остаются жить и работать в своём регионе, поэтому изучение социальных, экологических аспектов своей местности, знакомство с местными экономическими проблемами, предприятиями промышленности и сельского хозяйства, рынком труда поможет лучшей социализации выпускников. Они получат практические сведения о своей местности, которые будут востребованы в дальнейшей самостоятельной жизни. Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить обучающихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности.
Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.
Основные задачи регионального курса географии-
- сформировать географический образ своего края на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства.
- расширить географические и экологические знания учащихся в решении проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики, воспитания у учащихся любви к Родине, своему родному краю.
Важнейшие личностные результаты обучения географии своего региона-
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты, гражданин РФ, житель региона)
- представление о своем крае как субъекте Российской Федерации, его месте и роли в жизни страны,
- осознание единства географического пространства края как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб,
-эмоционально- ценностное отношение к природным богатствам края, их сохранению и рациональному природопользованию,
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона.
Учитывая значимость знаний о своей местности для детей с ОВЗ, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. В 9 классе тема «Свой край» завершает весь географический цикл. В процессе изучения Рязанской области учащиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в нашей области. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов, рассматриваются вопросы истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций.
На реализацию национально-регионального компонента отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.
Внедряется региональный компонент в географии с 6 по 9 класс, постепенно расширяя и углубляя знания о природе, населении и его хозяйстве, экологии. Более подробно изучается в 7 и 9 классе. 7 класс – тема «Лесная зона», 9 класс - «Наш край» (14 часов). Но при изучении других тем курса возможно изучение регионального компонента. Например:
6 класс.
|
Тема |
Региональный компонент |
1 |
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года. |
Признаки времён года Рязанской области |
2 |
Географические сведения о своей местности и труде населения. |
Геогр. положение Рязанской области. Промышленность города. |
3 |
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. |
Местоположение здания школы, стадиона и т.д. |
4 |
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. |
Особенности рельефа нашей области. |
5 |
Овраги, их образование. |
Овраги в населённых пунктах, где проживают обучающиеся. |
6 |
Родник, его образование. |
Родники в населённых пунктах, где проживают обучающиеся. Составление рассказа. |
7 |
Река, её части. Горные и равнинные реки. |
Реки Рязанской области. |
8 |
Как люди используют реки. |
Использование рек нашего региона в жизни и деятельности человека. |
9 |
Озёра, водохранилища, пруды |
Озёра, водохранилища, пруды Рязанской области. Составление рассказа об одном из водоёмов. |
10 |
Болота, их осушение. |
Болота Рязанской области. Экологические проблемы. |
Использование национально-регионального компонента играет большую роль в процессе овладения каждым предметом.
Математика, чтение, русский язык, музыка, и, конечно, биология и история – при изучении многих тем этих предметов возможно использование материала, связанного с изучением нашего края, что способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своей области, городе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.