Создание условий для обучения детей с ОВЗ в сельской школе
Докладчик
заместитель директора по УВР МОУ «Ржавская СОШ»
Попова Наталья Владимировна
Политика государства в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья претерпела в последние годы существенные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепил принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей». Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Сельская школа всегда была и является особым компонентом российского образования. В сельской школе вместе обучаются здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть активно осуществляются интегративные и инклюзивные процессы. Связано это, зачастую, с тем, что особенности географического месторасположения школы способствуют тому, что все дети, живущие на данной территории, могут посещать только свою школу вне зависимости от особенностей ребёнка или предпочтений родителя.
В крупных городах вопросы получения детьми с ОВЗ образования, оказания им коррекционной помощи решаются проще: развита сеть разного рода образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, специализированные школы, школы-интернаты, успешно работают различные центры психолого-педагогической помощи и поддержки, реабилитационные центры, есть и частный сектор коррекционно-педагогической помощи. У родителей есть выбор, какой вариант получения образования для их ребёнка с ОВЗ предпочтительней. В условиях сельской местности, такого выбора нет. Соответственно, именно сельская школа вынуждена реализовывать и развивать практику инклюзивного образования.
Федеральный закон «Об образовании», принятый в 2014г. и введенный в действие с 1сентября 2016г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью, предъявляют новые системные требования к организации образовательного процесса, созданию условий для его реализации и всех видов обеспечения. Сегодня уже не стоит вопрос о целесообразной необходимости интегрированного обучения детей с ОВЗ в сельской школе – это законодательно закрепленный факт. Для ОУ в сельской местности ответы на вопросы кого учить, как учить и кому учить должны быть пройденным этапом. Осознание всеми работниками общеобразовательного учреждения жизненной необходимости коррекционной помощи ребенку с ОВЗ, его скорейшей социальной реабилитации как процесса, а не как дополнительной нагрузки, их желание и готовность к интегрированному обучению считаю актуальной проблемой реальной действительности. Другие множественные проблемы решаются по мере их поступления.
Новые требования к образовательному процессу, несомненно, должны подкрепляться новым ресурсным содержанием и в первую очередь правовым, кадровым, методическим, материально – техническим и финансовым. В новых сложившихся образовательных реалиях почти вся организация обучения находится в зоне ответственности самого образовательного учреждения, которое своими силами должно выявить уровень подготовленности и развития каждого ученика, дифференцировать содержание и методы образования, разработать и эффективно реализовать обучение для всех категорий учащихся, создавая для них адекватную материально-техническую и учебно-методическую базу. К сожалению, уровень требований к сельской школе в плане универсальной реализации образовательных стандартов, не всегда соответствует уровню ее готовности, что связано с объективными причинами:
не систематизирована нормативно-правовая база, регламентирующая организацию различных формы образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
недостаточная квалификация педагогов в отношении реализации различных адаптированных образовательных программ, при отсутствии своевременной и эффективной методической поддержки со стороны других образовательных структур;
отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
недостаточное развитие в образовательных учреждениях адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности, материально-технических условий;
нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
недостаточное методическое обеспечение специальных образовательных стандартов, особенно в отношении учебников, пособий, конкретных технологических карт обучения и т. д.
В сельской школе могут реализоваться различные варианты организационного решения проблемы обучения детей с ОВЗ:
1. Если в школе достаточно много детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с задержкой психического развития, может быть сформирован специальный коррекционный класс.
2. В школе может быть создана разновозрастная коррекционная группа, где работают специально подготовленные педагоги с последующей интеграцией учащихся в общие классы.
3. В большинстве сельских школ дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах вместе с нормально развивающимися сверстниками, но по своим индивидуальным планам и АООП.
Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих обстоятельств, при этом могут присутствовать несколько способов организации обучения таких детей. Во всех случаях важнейшая задача сопровождения детей с ОВЗ – помочь им успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, в среду сверстников, чтобы они чувствовали себя комфортно и развивались с учетом своих возможностей. Интеграция рассматривается как одна из главных целей обучения: ученик, имеющий проблемы, связанные со здоровьем, должен быть готов войти в общество, найти свое место в нем как полноценный и полноправный его член, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми и полезной продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения целей социализации, если в образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
Большой проблемой для родителей и педагогического коллектива является получение образования детьми с умственной отсталостью в сельской школе. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации.
На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую общеобразовательную среду детей с нарушениями интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
На данный момент в МОУ «Ржавская СОШ» обучается 7 обучающихся (в основном это дети с ЗПР). На сегодняшний день в МОУ «Ржавская СОШ» реализуется одна основная организационная модель обучения в отношении детей с ОВЗ:
- обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, где содержательной основой обучения является основная образовательная программа общего образования и дифференцированный подход, реализуемый учителем на основе рекомендаций службы психолого-педагогического сопровождения и медицинских показаний.
В нашей школе планомерно осуществляется деятельность по созданию адаптивной образовательной среды, направленной на преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, к жизни в социуме.
О создании адаптивной образовательной среды для детей с ОВЗ можно говорить только при наличии условий: материально-технических, нормативно-правовых, организационных, кадровых.
Детей с ОВЗ, обучение и воспитание которых происходит на дому по индивидуальным образовательным программам, нет. Детей инвалидов в школе нет, но мы предпринимаем шаги по созданию безбарьерной среды, позволяющей инвалидам получать услуги наравне с другими. На здании, на территории школы для инвалидов по зрению продублирована надпись: название ОУ, адрес - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; в здании на информационном стенде, для слабовидящих продублирована информация на желтом фоне крупным шрифтом: расписание уроков, расписание внеурочной деятельности, расписание звонков, календарный график; в школе имеется кресло-коляска, ходунки; дверные проемы соответствуют требованиям; столовая находится на первом этаже, большие и светлые классные комнаты.
В школе создана нормативно-правовая база, позволяющая регламентировать организацию деятельности с обучающимися с ОВЗ.
Для эффективной организации обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо правильно составить режим дня детей в школе.
Согласно п. 8.2 вступающих в силу 1 сентября 2016 г. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – СанПиН 2.4.2.3286-15), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26, учебные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Ржавская СОШ» организованы в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются в 9 часов.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с п. 8.5 СанПиН 2.4.2.3286-15 для предупреждения переутомления обучающимся с ОВЗ организовано:
• облегченный учебный день в среду или четверг;
• продолжительность урока – 40 мин (кроме 1-го класса), перемены – не менее 10 мин, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) – 20 мин. В это время организовано горячее питание.
В 13.30 ч. для детей с ОВЗ организован обед.
При благоприятных погодных условиях (осенний, весенний периоды) занятия физической культуры проводятся на открытом воздухе.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях массовой сельской школы усложняется из-за отсутствия психологов, дефектологов, логопедов, медицинских работников и других специалистов, что затрудняет оказание своевременной и квалифицированной помощи ребенку. Вся ответственность ложится на плечи учителей, организаторов воспитательной работы, администрацию, которых необходимо подготовить к обучению детей. Эффективность оказываемой помощи ребенку заметно снижается. Привлечение к работе в ОУ логопеда, психолога и, желательно, дефектолога, реализация всех рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является объективной необходимостью.
Существующие противоречия между необходимостью инклюзивного образования в сельской школе и ограниченными возможностями, а также низкими показателями готовности ОУ к инновациям не позволяют ей быть полностью «инклюзивной».
С другой стороны, небольшое количество учащихся в школе позволяет уделить специальное внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, разработать индивидуальные программы обучения по предметам, регулярно вовлекать в общешкольные, классные мероприятия. В условиях сельской школы более мобильные и оперативные связи учителей, тесное взаимодействие классного руководителя с родителями, что способствует согласованности действий взрослых при оказании помощи и поддержки ребенку с ОВЗ.
В ходе работы с детьми ОВЗ мы пришли к выводу о необходимости регулярного прохождения курсов повышения квалификации по программам организации и содержания обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, а также получения дополнительного специального образования. Педагогического образования учителя начальных классов, учителей-предметников и многолетнего опыта педагогической деятельности оказалось недостаточно.
В МОУ «Ржавская СОШ» детям с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для занятий в различных кружках, спортивных секциях, они участвуют в различных конкурсах (особенно в спортивных), олимпиадах и занимают призовые места. Наша школа тесно сотрудничает с Сельским клубом «Ржавка» и сельской библиотекой. Мы стараемся максимально включать детей с ОВЗ в художественную самодеятельность, общественную жизнь поселка. В этих случаях они испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта.
Недостаточный объем коррекционно-образовательных услуг в школе заставляет педагогов искать возможность помогать в усвоении необходимых знаний всем детям. Это использование различных видов диагностических исследований, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно-образовательную программу с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка. Это и дополнительные занятия, беседы, которые проводит классный руководитель, заместители директора по УВР и ВР, а также учителя.
Необходимо отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ОВЗ напрямую зависит от системы преемственности дошкольного и школьного образования в части оказания логопедической помощи, четко налаженной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Печально, но факт в детских садах нет дефектолога, психолога и логопеда, а в школах только единицы. Именно в детском саду необходимо сформировать правильное звукопроизношение, развить связную речь, активизировать словарный запас речи, сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
В МОУ «Ржавская СОШ» имеется дошкольное отделение с двумя разновозрастными группами: младшая (возраст от 1,5 лет) и старшая группы. Роли «дефектолога», «психолога», «логопеда» выполняют воспитатели. Постоянный мониторинг усвоения программы дошкольного образования помогает выявить затруднения у ребенка. В 2020 году 3 воспитанников прошли ПМПК. По результатам ПМПК они были направлены в детские сады г.Магнитогорска в логопедические группы.
В младшем возрасте трудности обучения существенно мешают овладению ребенком обязательной программы. А именно в младшем возрасте у детей закладывается фундамент системы знаний, который пополняется в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не овладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой. Диагностирование причин трудностей в обучении и оказание ребенку своевременной коррекционной помощи поможет справиться с неуспеваемостью в дальнейшем.
Результатами нашей работы по созданию эффективных условий для обучения детей с ОВЗ можно считать следующее:
- развитие толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с различными нарушениями развития;
- увеличение степени участия детей с ОВЗ в мероприятиях школьного и районного уровня;
- по педагогическому исследованию, повышение процента социальной адаптации и эмоциональной устойчивости;
- повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка;
- увеличение понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- увеличение активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка.
Таким образом, целенаправленная педагогическая поддержка детей с ОВЗ, раскрытие их потенциала способствует их успешной самореализации и адаптации в обществе.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
6. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебно-методическое пособие для педагогических. и гуманитарных, вузов. В.П. Глухов.
7. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ: проблемы реализации и перспективы развития. Всероссийская научно-практическая конференция 2016г.
8. Педагогика инклюзивного образования: хрестоматия (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». — Москва, 2014.
9. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.
10. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.