ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3»
Некрасова ул., д. 51-А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932)23-03-45
ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001
_______________________________________________________________________________________________
Доклад
Тема: «Специальные приёмы формирования первоначального навыка чтения у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Подготовил: Шокин А.Ю.
2019
Дети с тяжёлыми нарушениями речи, чьи познавательно-речевые возможности ниже, чем у других сверстников, не всегда правильно произносят звуки родного языка, могут испытывать затруднения в их различении, в понимании и употреблении некоторых слов и т. д. В этом случае использование классических приёмов обучения чтению, к сожалению, будет малоуспешным и может привести в будущем к появлению устойчивых
трудностей во время освоения грамоты в школе.
Наша задача состоит в том, чтобы дети не только знали отдельные буквы, но и умели уверенно читать. Предлагаемый нами материал основан на многолетнем практическом опыте в работе с детьми, имеющими трудности в овладении грамотой.
Исходя из знания классических и современных подходов к обучению чтению детей младшего школьного возраста, мы хотим познакомить со специальными приёмами и подходами к изучению звуков речи и букв, позволяющими преодолеть недостатки в восприятии устной речи и предупредить потенциальные ошибки чтения.
Крайне важно изучение не только букв, но и звуков. При этом последовательность их прохождения определяется не алфавитным порядком, а доступностью и правильностью произношения. Именно поэтому мы в первую очередь изучаем простые гласные и доступные согласные звуки. По мере усвоения правильного произношения в устной речи других звуков подключается знакомство с новыми согласными.
При изучении всех звуков мы предлагаем обращать внимание детей на точность их артикуляции, учить детей различать звуки на слух (изолированно, в слогах, в составе слова) и даже выполнять задания, связанные с основами звукового анализа и синтеза.
Знакомство с буквами чётко соотносится с прохождением звукового материала.
Мы предлагаем следовать правилу: изучать букву тогда (в идеале), когда ребёнок хорошо произносит и различает на слух соответствующий звук. При изучении согласных букв просим не называть их призвуки с гласными (ша, эл, ка и т. д.), поскольку это усложнит изучение буквы для ребёнка, имеющего те или иные особенности развития.
Называем букву так же, как она звучит, например согласный звук (ш-ш-ш, р-р и т. д.).
При этом рекомендуем не только показывать ребёнку каждую новую букву, но и проводить специальные упражнения, закрепляющие её зрительно-пространственный образ.
Так, целесообразно обводить букву пальцем руки, анализировать составляющие её элементы, обучать ребёнка простейшим графомоторным навыкам, необходимым для печатания и письма буквы. Подобная работа необходима для предупреждения возможных ошибок, возникающих у детей в школьном возрасте.
· Обведи букву Т пальчиком. Нарисуй в воздухе букву Т.
· Соедини точки так, чтобы получилась буква Т.
· Допиши недостающий элемент, чтобы получилась буква Т.
· Сложи букву Т из счётных палочек.
· На картинке спряталась буква Т. Найди её и закрась карандашом.
· Найди картинки, в которых спряталась буква Т. На что ещё может быть похожа буква Т?
· Найди букву Т среди других букв…
· Соедини с буквой Т только те картинки, в названии которых слышится
звук [Т].
Работа выстраивается таким образом, чтобы ребёнок быстро мог включать буквы в слоги, а затем — в слова и предложения, простые, но в то же время разнообразные и интересные.
Важно начинать чтение сначала с отдельной буквы, затем переходить к обратным слогам (АМ, УМ, ОМ) и только потом — читать прямые слоги (МА, МУ, МО). Такая последовательность весьма рекомендуется для обучения грамоте детей, имеющих особенности развития.
После чтения слогов мы будем читать слова, объединяя уже изученные буквы. Важно использовать наглядный картинный материал.
Мы предлагаем выполнять разные виды заданий: выбирать картинки, подходящие к той или иной букве, объяснять значение слова и т. д.
Это важно для развития речи каждого ребёнка.
Необходимо развивать внимание, память детей, их восприятие, формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, крайне необходимые для грамотного письма в будущем.
Чтение коротких предложений начинается достаточно быстро — как только позволяет объём изученных букв. Это даёт ребёнку возможность осмысленного чтения, получения удовольствия от понимания результата процесса чтения. Наш опыт показывает, что это существенно стимулирует мотивацию ребёнка к чтению. Тем более интересно для ребёнка объединить
несколько простых предложений так, чтобы получился короткий рассказ.
Все задания необходимо подбирать таким образом, чтобы ребёнку было интересно их выполнять.
Именно поэтому упражнения и задания должны включать в себя элементы формирования внимания, логического мышления, расширения объёма памяти, тренировать разные виды восприятия и т. д. Использование ритмических речёвок, рассказов и логических задачек обеспечит совершенствование познавательных процессов детей. Рекомендуем разумно чередовать выполнение основных упражнений с использованием познавательных форм работы.
Задания необходимо выстраивать в порядке нарастающей сложности.
Дорогие взрослые, просим уделять особое внимание своей речи!
Она должна быть спокойной, доброжелательной и внятной. Не надо стремиться к длинным высказываниям. Ребёнку проще выполнять ваши просьбы, если они будут краткими и чёткими.
В свою очередь, не забывайте о необходимости развивать речь ребёнка.
Не забывайте хвалить ребёнка, ведь даже небольшое продвижение вперёд может быть значительным шагом в его развитии.
И тогда всё у нас получится!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.