СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕС ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Юстратова Надежда Сергеевна
Преподаватель русского языка и литературы
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Лесозаводский индустриальный колледж»
Аннотация: Данная работа показывает использование дистанционного обучения и способов его применения для аттестации студентов.
Ключевые слова: Дистанционное обучение, локальный, сетевой, телеконференция, вебинар, offline, online, e-mail, электронная доска.
(слайд 1)
Дистанционное обучение приобретает всё большую популярность как современный вид образования, особенно это актуально на сегодняшний день. Его отличие от обычного образовательного процесса содержится в методике проведения занятий. [2]
Здесь обучающиеся и преподаватель общаются посредством электронных средств связи, когда преподаватель передаёт, а обучающиеся получает знания, выполняет и сдает контрольные работы, экзамены, то есть происходит проведение учебного процесса на расстоянии в режиме реального времени. И, естественно, такое образование требует больших методических изменений. Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». [2]
В
«Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в
России», которая утверждена постановлением №6 Государственного Комитета
Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г., под
дистанционным обучением понимается «комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью
специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,
радио, компьютерная связь и т.п.» [2:3.]
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на
которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на
использовании персональных компьютеров, видео и аудиотехники, космической и
оптоволоконной техники». [2:2]
Дистанционное обучение – это «взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность и «это самостоятельная форма обучения». [2:2]
В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением» понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». [2:5]
Из этого множества определений наиболее точным является: Дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения». [2:3] (слайд 2)
Обучающимся необходима самодисциплина, самоконтроль, для принятия большого объёма информации в виде лекций или иной обучающей информации. Преподавателю же в свою очередь необходимо разрабатывать пошаговые инструкции, чтобы обучающийся смог выполнить практические задания и предоставить результаты исследования самостоятельно, (для подведений итоговых результатов применяются тесты, написание эссе и пр.) а также уметь контролировать и корректировать учебный процесс. (слайд 3)
Технологии дистанционного обучения включают в себя локальные (мультимедиа курсы, электронные книги и учебники, аудио) и сетевые (offline, e-mail, телеконференция, вебинары, аудио и видеоконференция, электронная доска для комментариев и тестовый чат).
Для реализации дистанционного обучения требуется техническое оснащение:
- доступная сеть - интернет;
- устройства, принимающие и отправляющие информацию (текстовую, графическую), а также обеспечивающие звуковой и визуальный контакт в реальном времени для осуществления преподавания лекций, семинаров, проведения всякого рода обсуждений в виде дискуссий. [1]
Преимущества дистанционного обучения: (слайд 4)
· Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала.
· «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.». [2:2]
· Проведение обучения учащихся, имеющие ограниченные возможности.
· «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме». [2:2]
· «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением». [2:2]
· Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения:
- компьютерные обучающие программы;
- электронные учебные пособия;
- компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
- электронные справочники;
- учебные аудио и видеоматериалы;
- информационные материалы.
Также в свою очередь дистанционное обучение имеет и ряд недостатков: (слайд 5)
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие учащегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучаемыми, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого человека.
Из своего опыта работы на дистанционном обучении могу привести пример о порядке аттестации студентов первого курса заочного отделения группы ЭМ-11 по дисциплине Родной язык. (слайд 6)
Аттестационная форма экзамена проходила в виде теста на платформе Google classroom. Данная форма проведения аттестации позволяет за короткий срок принять экзамен или контрольную работу у всей группы сразу. Достаточно лишь назначить день экзамена и выслать в день экзамена код курса. Google classroom доступен для всех владельцев личного аккаунта Google. На данной платформе преподаватель организует работу с несколькими курсами, даёт задания, в том числе индивидуальные, проверяет и ставит оценки. Каждый курс автоматически получает код, по которому обучающиеся впоследствии смогут найти свою «виртуальную комнату». Доступ также открыт в мобильном приложении.
В настоящие время онлайн-платформы прочно заняли своё место в системе образования. Такие как: MoodieCloud также широко используется в школах, институтах, колледжах, для дистанционного обучения. Online Test Pad – это хороший сервис для организации и проведения тестирования. (слайд 7)
Итак, дистанционное обучение:
- предоставляет возможность обучения, как всеобщую доступность, в разных уголках мира, где есть коммуникативная связь;
- предполагает индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- ведет к развитию самодисциплины и получению дополнительного образования;
- лояльно подходит ко времени получения знаний, позволяя гибко использовать его и формировать график интерактивного обучения. (слайд 8)
В результате дистанционное обучение становится эффективным за счет лояльного подхода ко времени, усиления наглядности учебного материала: моделирования, хранения, использования и обработки больших учебных объемов информации, автоматизации управления и контроля учебной деятельности, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, погружения обучаемого в информационно-образовательную среду.., то есть позволяет использовать широкий спектр образовательных техник и возможностей.
Список использованной литературы
1. Теория и технология современного обучения. И.В. Руденко, Электронно – учебное методическое пособие, ФГБОУ ВО, // «Тольяттинский университет», 2016.
2. Романов А.М. Организация информационно-коммуникативной обра-зовательной среды в образовательном учреждении // М., 2010.
3. Романов А.М. Педагогические условия и средства формирования смыслообразующей мотивации студентов в информационно-образовательной среде // М., 2009.
Интернет-ресурсы: [2]
1. Дистанционное обучение. https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Нормативная база дистанционного обучения. https://www.sites.google.com/site/elektronnaaobrazovatelnaasreda/distancionnoe-obrazovanie-v-sovremennoj-skole/normativnaa-baza-distancionnogo-obucenia.
3. Понятие дистанционного обучения и образования.
https://studopedia.ru/15_44593_ponyatie-distantsionnogo-obucheniya-i-obrazovaniya.html.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16)
http://n-ipk.ru/zakonodatelstvo-rf-v-sfere-distantsionnogo-obucheniya.html.
5. Плюсы и минусы дистанционного образования.
https://moeobrazovanie.ru/plusy_i_minusy_distancionnogo_obrazovaniya.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.