Доклад
Дмитрий Сергеевич Лихачев «Заметки о русском»
Федурновская сельская библиотека на протяжении многих лет в своей работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, подростков и молодёжи сотрудничает с МБОУ «Школа №18» городского округа Балашиха, расположенной по адресу: д. Чёрное, ул. Агрогородок , д.4. Между библиотекой и школой заключено «Соглашение о сотрудничестве» в сфере образовательной и культурно- просветительской деятельности. К юбилею выдающегося учёного, академика, филолога, общественного деятеля Д.С.Лихачёва был организован литературно-библиотечный десант двух сельских библиотек: Федурновской сельской библиотеке и Сельской библиотеки №5. Мероприятие прошло в рамках Ассоциации муниципальных и школьных библиотек. Учащимся 7-х и 9-х классов была представлена презентация о жизни и творчестве величайшего русского учёного, книжно-иллюстративная выставка «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее», интеллектуальная игра «Восстанови цитату». Заведующая Федурновской сельской библиотекой Соловьева Ольга Николаевна познакомила учащихся со сборником Д.С. Лихачева «Заметки о русском».Доклад.Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Д.С.Лихаев Заметки о русском..docx
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
городского округа Балашиха «Централизованная
библиотечная система»
Федурновская сельская библиотека
Автор: Соловьева Ольга Николаевна – заведующая
библиотекой
Доклад
Дмитрий Сергеевич Лихачев «Заметки о
русском»
ученый,
общественный деятель,
Дмитрий Сергеевич Лихачев – светоч русской культуры,
академик,
великий
гражданин и патриот своей страны. Известный актер,
народный артист России Игорь Дмитриев писал о нем:
«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не
знаю, кто сможет занять его место, и кто сможет иметь
право говорить так о любых проблемах российской культуры
с таким знанием и с такой болью за нее».
В сборнике Д.С.Лихачева «Заметки о русском» собраны
статьи и заметки разных лет. Извлеченные из разных
записных книжек, эти материалы объединены одной темой –
исторического прошлого и будущего России. В них
раскрывается личность автора не только как выдающегося
ученого, но и как подлинного гражданина, настоящего патриота своей страны. В «Заметках о русском» Д.С.Лихачев
знакомит со своими размышлениями о русской природе, о
доброте русского человека, о просторах и пространстве, о
русской пейзажной живописи, о памятниках искусства, о
русских писателях и русской литературе, об особенностях
русского национального характера. Он делает –
-2-
вывод о том, что народы – это не окруженные стенами
сообщества, а гармонично согласованные между собой
ассоциации. Впервые вводит такое понятие как «Экология
культуры». В предисловии к своим заметкам Д.С.Лихачев
пишет, что хочет рассказать о «корнях» русской культуры.
«Очень мало у нас делается для того, чтобы рассказать
широкому читателю о наших «корнях», а наши «корни» - это
не только древняя русская литература и русский фольклор,
но и вся соседствующая нам культура. У России, как у
большого дуба, большая корневая система. Мы не знаем о
себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых
вещах».
Все заметки писались по разным поводам, но все они на
одну тему - о русском. Это были ответы на письма, отметки
на полях прочитанных книг, отзывы на книги и рукописи, или
просто записи в записных книжках или тетрадках. « Я говорю
о том, что мне кажется для меня лично самым драгоценным».
Всего в сборник «Заметки о русском» входят 69 статей.
В заметке «Природа и доброта» Д.С.Лихачев пишет о том,
что национальной чертой русского человека является
доброта, способность «приласкать», «пожалеть». Она
находит выражение в поступках русского человека, в его
словах, выражениях. Только в русском языке есть разные
ласкательные, уменьшительные слова, способные передать
вибрацию чувств, которые отражены в русском фольклоре, в
отношении людей и природы. Такие обращение как
«доченька», к незнакомому человеку. В русской поэзии и
литературе ласковость к человеку выражается и в том, что у
него есть родные. Вот, например «Повесть о Горе Злосчастии». В ней выражается необыкновенная ласка к
беспутному ее герою-молодцу и начинается она с того, что у
этого молодца были родители, которые берегли его и холили,
да жить научали. А когда молодцу в повести «О Горе
Злосчастии» становится худо, то поёт он «хорошую»
напевочку, вспоминая, как к нему ласково относились
родители. Приветливость у русского человека проявляется в
словах « родименький», «родненький», «сынок», «бабушка».
Жалость – это очень «русская черта». В русском языке много
слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ,
природа, родина…
-3-
В заметке «Просторы и пространство» Д.С.Лихачев
рассуждает о том, что для русских людей природа всегда
была свободной, волей, привольем. Широкое пространство
всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия
и представления, которых нет в других языках. Понятие
воля-вольная – это свобода, соединенная с простором.
Притеснять человека – это, прежде всего, лишить его
пространства. Воля – это большие пространства, по которым
можно идти и идти, плыть и по течению больших рек и на
большие расстояния, дышать вольным воздухом. Воля
вольная воспета в русских лирических песнях, особенно
разбойничьих. А русское понятие храбрости – это удаль. Это
храбрость, помноженная на простор для выявления
храбрости. Ощущение пространства есть в зачинах к
былинам, восторг перед пространством присутствует и в
древнерусской литературе - в летописи, в «Слове о полку
Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», В «Житие»
Александра Невского, да почти в каждом произведении
древнейшего периода Х1-Х111 веков. Издавна русская
культура считала простор и большие расстояния величайшим
этическим и эстетическим благом для человека. В своей заметке «Русская природа и русская культура»
Д.С.Лихачев размышляет о воздействии человека на природу.
Он говорит о том, что начиная с 18 века, утвердилось
противопоставление человеческой культуры природе. Века
эти создали миф о «естественном человеке», близком
природе и потому не только неиспорченным, но и
необразованным.
Естественным состоянием человека
считалось невежество. Всякое проявление культуры и
цивилизации способно испортить человека, а потому надо
возвращаться к природе и стыдиться своей
цивилизованности. Это привело в 19веке к руссоизму –
народничеству, толстовским взглядам на «естественного
человека»
противопоставляемого
«образованному сословию»- интеллигенции. Образованность
и высокое интеллектуальное развитие Д.С. Лихачев считает
необходимым для человека.
А невежественность,
неинтеллигентность - состояние ненормальные для человека.
В чем же выражается культура природы? По мнению
Д.С.Лихачева
природа живет обществом, сообществом.
Существуют растительные ассоциации; деревья живут не
вперемежку, а известные породы совмещаются с другими, но
далеко не со всеми. Под покровом ольхи растет сосна. Сосна
вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха.
крестьянина,
-
-4-
Природа по своему «социальна». Она может жить рядом с
человеком, если он в свою очередь социален и
интеллектуален сам. Русский пейзаж в основном создавался
усилиями двух культур: культуры человека, смягчающего
резкости природы, и культуры природы, в свою очередь
смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно
создавал в ней человек. Отношения природы и человека - это
отношения двух культур, каждая из которых обладает
своими «правилами поведения». И если природа может
существовать без человека, то человек без нее нет. Пейзаж
России на всем ее богатырском пространстве как бы
пульсирует, он то разряжается и становится более
природным, то сгущается в деревнях, погостах, городах и становится более человечным. Город идет к природе через
пригород, с его деревьями, огородами, садами.
У каждой страны своя природа. Природа страны, ее пейзаж -
это такой же элемент национальной культуры, как и все
прочее. Не хранить родную природу - это тоже самое, что не
хранить родную культуру. Пейзаж - выражение души народа.
Д.С.Лихачев переживал и много писал по поводу сохранения
памятников культуры, призывал современников сохранять, а
не разрушать то, что по своей сути бесценно. Памятники
культуры принадлежат народу, а не одному только нашему
поколению. Мы несем ответственность перед нашими
потомками. С нас будет спрос и через сто, и через двести
лет. В статье «Ансамбли памятников искусства» он пишет
о том, что «Каждая страна – это ансамбль искусств».
Предметы искусства не просто хранятся, а составляют
некоторые культурные ансамбли, связанные с историей
городов и страны в целом. Например, в музеях Ленинграда
много голландской живописи (это Петр!), а также
французской (Это Петербургское дворянство 18 и начала 19
века). В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по
величине центр древнерусской живописи. Если взять всю
нашу страну, то можно удивиться разнообразию городов и
хранящейся в них культуры: в музеях и частных коллекциях,
да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом –
драгоценность. Одна из типичных черт русских городов – их
расположение на высоком берегу реки.
Страна - это единство народа, природы и культуры.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить их
историческую память, их общее -5-
-5-
национально-историческое своеобразие – одна из важнейших
задач наших градостроителей.
Д.С. Лихачев уделял внимание таким понятиям как
патриотизм и национализм. В своей статье «Патриотизм
против национализма» Д.С.Лихачев пишет о том, что существует неправильное представление о том, что
подчеркивая национальные особенности,
пытаясь
определить национальный характер, мы способствуем
разъединению народов, потакаем шовинистским инстинктам.
Вся история русской культуры показывает ее
преимущественно открытый характер, восприимчивость и в
массе своей отсутствие национальной спеси. Восхвалением
самих себя по – настоящему русские никогда не страдали.
Д.С.Лихачев пишет о том, что национальные особенности –
это достоверный факт. Отрицать наличие национального
характера, национальной индивидуальности - значит делать
мир народов скучным и серым. Выявление национальных
особенностей характера, знание их, размышление над
историческими обстоятельствами, способствующие
их
созданию, помогает нам понять другие народы.
« Патриотизм - благороднейшее из чувств. Важнейшая
сторона личной и общественной культуры духа, когда
человек и весь народ как бы поднимаются над собой, ставит
себе сверхличные цели. Национализм же – самое тяжелое из
несчастий человеческого рода, как и всякое зло, оно
скрывается, живет во тьме и только делает вид, что
порождено любовью к своей стране. А порождено оно на
самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той
части своего собственного народа, которая не разделяет
националистических взглядов. Национализм порождает
неуверенность в самом себе, слабость и сам в свою очередь
порожден этим же. Национализм проявление слабости
нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей
части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с
помощью националистических чувств и идеологии. Но
великий народ, народ со своей большой культурой, своими
национальными традициями, обязан быть добрым, особенно
если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ
должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою
культуру.
Русская история в прошлом – это история бесконечных
испытаний, несмотря на которые народ сохранял и
достоинство, и доброту. Будем любить свой -6-
город, свою природу, свое село, свою семью. Если в семье все
благополучно, то и в быту к такой семье тянуться другие
семьи – навещают и принимают участие в семейных
праздниках. Благополучные семьи живут гостеприимно,
радушно, живут вместе. Это сильные семьи. Так и в жизни
народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется
национальным «приобретательством»,
жадностью и
человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе
и мире со всеми народами. Национальность всегда
миролюбива.
А не просто безразлична к другим
национальностям. Д.С.Лихачев от всего сердца сказал, что
мы все граждане своего народа,
«Экология культуры». Что же это такое?
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу
или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно
расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к
своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а
затем и ко всему человечеству, к человеческой культуре.
В экологии есть два раздела: экология биологическая и
экология культурная или нравственная. Наука, которая
занимается охраной и восстановлением окружающей
природы, называется экологией. В чем же различие между
экологией природы и экологией культуры? Экологию нельзя
ограничить только задачами сохранения природной
биологической среды. Если природа необходима человеку
для биологической жизни, то культурная среда столь же
необходима для духовной, нравственной жизни, для его
привязанности к родным местам. Человек воспитывается в
определенной, сложившийся на протяжении многих веков
культурной среде, незаметно вбирая в себя не только
современность, но и прошлое своих предков. Вот, например,
после войны в Ленинград вернулись, как известно далеко не
все довоенное население, тем не менее, вновь приехавшие
быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы.
Человек - существо нравственно оседлое, даже и тот, кто
был кочевником, для него тоже существовала «оседлость» в
пространствах его привольных кочевий.
Только
безнравственный человек не обладает ею и способен убивать
оседлость в других.
-7-
Если человек не любит изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они возделывали, в вещах,
которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если
человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и
плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если
человек равнодушен к памятникам истории своей страны,
он, как правило, равнодушен к своей стране. Это не
означает, что надо приостановить строительство в старых
городах. Градостроительство должно основываться на
изучении развития городов, на выявлении в этой истории
всего нового и достойного продолжать существование, на
изучении корней, на которых оно вырастет.
Бородинская битва всегда поражала нас своей нравственной
силой. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь
ожесточенных атак, следовавших одна за другой с
неслыханным упорством. Под конец битвы солдаты обеих
армий сражались в полной тьме на ощупь. Нравственная
сила была удесятерена необходимостью защитить Москву. И
здесь, на этой национальной святыне, политой кровью
защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный
памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал,
совершили преступление против самого благородного из
чувств – признательности герою. Кто же эти люди,
убивающие живое прошлое, которое является и нашим
настоящим? Иногда это сами архитекторы, которым хочется
поставить «свое творение» на «выигрышное место». Иногда
это реставраторы,
чтобы
заботящиеся о том, восстановленное произведение искусства принесло им славу.
Иногда же совсем случайные люди - «туристы», разводящие
костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или
выковыривающие изразцы «на память». И за этих случайных
людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том,
чтобы таких случайных убийц не было.
Д.С.Лихачев просил ввести в программу средней школы
преподавание краеведения с основами биологической и
культурной экологии, шире создавать в школе кружки по
истории и природе родного края. К патриотизму нельзя
призывать, его нужно заботливо воспитывать. До известных
пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить
загрязненные реки и моря, можно восстановить леса,
поголовье животных или иной вид растений. Так удалось
восстановить поголовье зубров на
-8-
Кавказе и в Беловежской пуще. Природа при этом сама
помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает
способностью к самоочищению, к нарушенному человеком
равновесию. Иначе обстоит дело с памятниками культуры.
Запас памятников, запас культурной среды крайне ограничен
в мире и он истощается. Современным примером является
разрушение в Сирии древнего города в Пальмире. Каждый
памятник разрушается навечно, искажается навечно,
ранится навечно. Чтобы сохранить памятники культуры, мало
только платонической любви к своей стране, любовь должна
быть действенной. А для этого нужны знания, и не только
краеведческие, но и более глубокие, объединенные в особую
дисциплину – экологию культуры.
Книга Д.С.Лихачева «Заметки о русском» - это настоящий
сборник мудрости, в нее вложено много любви и веры. Ее
призвание – служить людям. Это не просто книга заметок и
статей, это особый стиль настоящего русского ученого и
защитника всего русского. Эта книга - чтение для души о
нас, о русских людях, о России и о жизни. Литература:
Лихачев Д.С. Заметки о русском.- М.: КоЛибри, 2014.-240с.,
ил.
Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся.-
М.:Просвещение, 1983.-256с.,ил.
Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Сост. и общая
ред. Г.А.Дубровской.- Изд. 2-е доп.-М.: Дет.лит.,1988.-
238с.,ил.-(Библиотечная серия)
Изборник. Повести Древней Руси/ Сост. и прим. Л.Дмитриева
и Н. Понырко; Вступ. Ст. Д.Лихачева.- М.: Худож. Лит., 1986.-
447с.,ил.
История русской литературы Х1Х века. 1800-1830-е годы:
Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой.-
2-е изд., доп.-М.: Издательство Оникс, 2008.-640с. Попов В.Г. Дмитрий Лихачев.- М.: Молодая гвардия,2013.-
269с.,ил.-(Жизнь замечательных людей: сер. Биогр. ;
вып.1404)
Сайты:
. ru
www
pgz-68.narod.ru
ru.wikipedia.org
.: fondspb
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Доклад. Д.С.Лихачев "Заметки о русском"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.