Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»
Оценка 4.7

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
математика
11 кл
14.09.2019
Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»
В настоящее время во всех нормативных документах (в «Стандарте 2004г.», в программах и др.), регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одними из приоритетных направлений общеобразовательной подготовки обучающихся по математике является также их подготовка к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации
доклад.doc
«Формирование ключевых и предметных компетенций на уроках математики»                                                                       Освоение   обучающимися  в процессе   изучения  общеобразовательного курса   математики   ключевых   и   предметных     компетенций,   позволит   им   в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни       Решаемые задачи: 1. Внедрение в учебную программу предметных и ключевых компетенций на основе деятельностного подхода 2.   Усиление   прикладного,   практического   характера   школьного   курса математики 3.   Разработка   и   внедрение   практико­ориентированных   образовательных программ   в   дополнение   школьному   курсу   математики   (внеклассная деятельность)  4. Разработка способов и процедур оценки уровня достижений ключевых и предметных компетенций в образовательном процессе. Актуальность: В настоящее время во всех нормативных документах (в «Стандарте 2004г.», в программах и др.), регулирующих учебный процесс в ОУ, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.   Одними   из   приоритетных   направлений   общеобразовательной подготовки обучающихся по математике является также их подготовка   к получению специальности при продолжении образования в ССУЗе и ВУЗе. Для   создания   новых   технологий,   изобретения   новых   механизмов,   для управления   современным   производством   нужен   человек,   обладающий необходимой   системой   знаний,   определённым   складом   ума,   развитым мышлением   и   умением   принимать   оптимальное   решение   в   зависимости   от возникшей ситуации.                  Вместе с тем, всё чаще раздаётся критика в адрес «академической» подготовки   выпускников   российских   школ,   которые,   как   показывают результаты   международных   исследований,   не   справляются   с   заданиями, проверяющими   математическую   компетентность,   обеспечивающую готовность учащихся к повседневной жизни в современном обществе.                  Анализ ситуации с обучением математики в общеобразовательных школах сегодня демонстрирует общее снижение успеваемости учащихся по математике, связанное в первую очередь с отсутствием мотивации в изучении данного предмета. Современные школьники ясно осознают, что те знания и умения,   которые   они   приобретают   на   уроках,   вряд   ли   пригодятся   в   их будущей жизнедеятельности. Действительно, как можно убедить учащегося, например, в необходимости умения решать тригонометрические уравнения? Зачем,     для   чего   ему   это   нужно,   пригодится   ли   данное   умение   в послешкольной   жизни?   Только   ли   для   продолжения   образования?   При отсутствии   устойчивой   мотивации   изучения   школьных   дисциплин   теряется интерес   к   учёбе   в   целом.   Учащиеся   становятся   пассивными   участниками образовательного процесса, снимая с себя ответственность за своё будущее.                  Таким образом, перед учителем стоит важная проблема поиска и освоения   таких   форм   обучения,   в   которых   акцент   ставится   на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.                                 Острой проблемой является трудоустройство выпускников российской   школы.   Половина   выпускников   из   числа   окончивших   ВУЗ   не могут найти работу по выбранной специальности. Успешно усвоив знания и умения в школе, ВУЗе, молодые люди не могут столь же успешно применить их   в   своей   профессиональной,   общественной   и   личной   жизни.   Часть выпускников   продолживших   своё   образование   в   ССУЗе,   пополняет   число безработных и это на фоне позитивных тенденций социально­экономического развития. Часть молодежи, выходцы из социально ­ неблагополучных семей, не   сумевшая   адаптироваться   в   современном   обществе,   создают криминогенную среду.                               Поэтому   необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Стратегия модернизации содержания общего образования России одним   из   направлений   обновления   называет  компетентностный   подход. Предполагается, что в основу обновлённого содержания общего образования будет   положено   формирование   и   развитие   ключевых   компетентностей учеников.   (см.   презентация     1).   Под   ключевыми   компетентностями понимается   готовность   и   способность   ученика   использовать   усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач в различных сферах.                                 Основной целью данной работы является формирование у школьников   (на   уроках   математики   и   внеурочных   занятиях)   следующих компетенций:   (Хуторской   А.В.,   доктор     педагогических   наук,   академик Международной педагогической академии г.Москва).     ПРЕДМЕТНЫЕ способность структурировать данные вычленять математические отношения создавать   математическую   модель реальной ситуации интерпретировать результаты Извлечь   и   проинтерпретировать информацию,   представленную   в различной   форме(таблицы,   графики, диаграммы, схемы) полученные КЛЮЧЕВЫЕ учебно­познавательные коммуникативные информационные личностного самосовершенствования социально­трудовая, общекультурная               Для формирования ключевых, предметных компетенций на уроках я выбрала     деятельностный   подход   обучения.   При   данном   подходе   у обучающихся   формируются   навыки   самообразования,   процесс   обучения строится   на   основе   осознанного   целеполагания,   а   уровневая   организация учебной деятельности создаёт ситуацию выбора для ученика. Обучающиеся большую   часть   времени   работают   самостоятельно,   учатся   планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.                   В процессе решения вышеназванных задач обучающиеся должны приобрести   неоценимый   опыт   жизнедеятельности   в   современном   мире, освоить умения проектно­исследовательской деятельности, приобрести такие компетентностные навыки, которые помогут им успешно социализироваться.  Механизм достижения поставленной цели:                      Компетентностный   подход   в   обучении   математики   на   основе деятельностного   подхода   в   обучении   предполагает   следующие преобразования в содержании образования:  1. Разработка учебных циклов и включение в циклы предметных и ключевых компетенций.   В   данном   случае   компетенции   рассматриваются   как необходимые компоненты результатов обучения. Интеграция компетенций в программу   школьного   курса   математики   позволит   учащемуся   овладеть   и предметными     и   ключевыми компетенциями за определённый период времени. Пример разработки  дан в приложении 1.    профессиональными), (специальными, 2.   Разработка   и   подбор   заданий   для   формирования   предметных компетентностей   у   учащихся.   На   международном   уровне   для   достижения данной   цели   используются   два   типа   задач   –   чисто   математические   и контекстные, т.е. практико­ориентированные. Практика обучения математике в старших классах долгие годы были ориентированы на формирование умения решать только чисто математические задачи различного уровня сложности. Поэтому действующие учебники мало предлагают практико­ориентированных задач, связанных с материалом, которые изучаются в 5­9 классах. В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования математической компетентности учащихся.    К   поставленной   цели   следует   двигаться,   следующие этапы:   реализуя   на   практике  I этап – изучение и анализ опыта коллег по применению компетентностного обучения, корректировка программ  II этап – внедрение программ в учебный процесс и организация внеклассной работы  III этап – анализ полученных результатов и  обобщение опыта. Система мониторинга:                      Способы   и   процедуры   оценки   уровня   достижений   ключевых   и предметных   компетенций   в   учебном   процессе.   В   настоящее   время   в международных   исследованиях   общеприняты   три   уровня   математической компетентности:   уровень   воспроизведения,   уровень   установления   связей, уровень   рассуждений.   Эти   уровни   математической   компетентности   в основном проявляются при решении математических задач, отвечающих трём уровням   сложности,   принятым   при   разработке   контрольно­измерительных материалов   по   математике   в   рамках   ОГЭ:   базовому,   повышенному   и высокому.   Таким   образом,   ОГЭ     можно   рассматривать   как   процедуру оценивания предметных компетентностей выпускников, а его результаты как результат овладения выпускниками предметными компетентностями.                                 Проверку   освоения   учащимися   ключевых   и   предметных компетентностей также можно провести в неформальной обстановке в форме деловых   игр.   Например,     нестандартный   урок   «Математика   в   жизненных ситуациях».         В процессе урока создаются условия, в которых учащиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества:   умение  «презентовать»  себя   на   рынке   труда,  умение   руководить коллективом,   инициативность,   смелость,   коммуникативность,   рассчитать бюджет семьи и т.д. В процессе игры методом наблюдения, анкетного опроса, диагностических   карт   можно   оценить   уровни   овладения   учащимися ключевыми и предметными компетентностями.  Ожидаемые   результаты.   В   результате   внедрения   компетентностного подхода   в   образовательный   процесс   на   основе   деятельностного   подхода   в обучении возможные следующие результаты:  1. Повышение качества школьного математического образования в результате внедрения   активных   форм   и   методов   обучения,   в   результате   которых обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через   практику,   продуктивную   работу   учащихся   в   малых   группах, выстраивание   индивидуальных   учебных   траекторий,   использование межпредметных   связей,   развитие   самостоятельности   учащихся   и   личной ответственности за принятие решений. 2. Успешная социализация в послешкольной жизни: действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни  Риски   реализации:  Реализация   данного   проекта   потребует   готовности учащихся   к   самостоятельной   познавательной   деятельности.   Негативные последствия возможны в том случае, если некоторые учащиеся не приемлют новые   виды   деятельности.   Для   минимизации   данного   риска   необходимо грамотно мотивировать их, создавать психологически благоприятные условия, обеспечивать ситуации успеха.  Приложение 1 Содержание работы по формированию у детей компетентности на  уроках математики Компетенция Ценностно­ смысловая Цель:  осмысленная  организация  собственной  деятельности Темы и цели  уроков,  математические  объекты Содержание  новой темы Математическая  цель урока, цикла уроков Текст учебника Сущность заданий Примечания Формулировка  детьми вопросов  по изучаемой  теме, начинаются  со слов: “зачем”,  “почему”, “как”,  “чем”, “о чём”,  оценивается  самый  интересный. Используя  жизненный опыт  ребёнка, помочь  ему  самостоятельно  сформулировать  цель. Организация  самостоятельного изучения  отдельных  Используется на  начальных этапах  изучения новой  темы. Ни один вопрос  не остается без  ответа Используется при обучении  составлению  краткого  конспекта  параграфа учебника По мере  необходимости Работа  проводится при  изучении новых  терминов параграфов  учебника.  Задание:  пересказать или  пояснить  прочитанное:  выделить,  обозначить,  подвести итог,  подчеркнуть,  перечислить,  произнести... За 1­2 недели до  урока –  практикума по  решению  расчетных задач  выдаётся  карточка с  указанием набора  данных,  необходимых для  урока. Дети  собирают данные, используя  доступные им  источники.  Данные  адаптируются  учителем при  подготовке к  уроку. Используя  толковый  словарь, дайте  различные  определения  математического  понятия.  Например: в  Расчетные задачи  на движение,  стоимость Информационная Цель: учить  добывать нужную  информацию,  используя  доступные  источники  (справочники,  учебники,  словари, СМИ),  передавать ее Старинные меры  длины, массы,  исторические  термины,  математические  понятия,  образованные от  иностранных или  устаревших слов Коммуникативная Математические  софизмы Цель:  навыки работы в  группе, умение  работать на  результат,  доказывать  собственное  мнение, вести  диалог Подбираются из  книг по  занимательной  математике для  каждого раздела Работа в начале  урока математике  модуль ­ это… В строительстве  модуль – это … В космонавтике  модуль – это … Например, 5  класс: возьмём  верное равенство  35+10­45=42+12­ 54. Вынесем в  каждой части  общий множитель за скобки. 5(7+2­ 9)=6(7+2­9).  Разделим обе  части на общий  множитель.  Получаем 5=6. Задание:  Объясните в чём  ошибка. Задание:  расскажи соседу  по парте  определение,  правило,  выслушай его  ответ, правильное определение  обсудите в  четвёрке. Получи  пропуск на урок,  рассказав правило консультанту.

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»

Доклад «Формирование ключевых и профессиональных компеенций на уроках математики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019