Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
«Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать
других…»
Антон Семёнович Макаренко
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным
образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить
не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему
должны привить две группы новых умений. Речь идет, вопервых, об
универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться:
навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и
интерпретации информации
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
блока:
Личностные универсальные действия формируют ценностносмысловую
ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях.
Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся
организовать их учебную деятельность.
В блоке универсальных действий познавательной направленности
целесообразно различать общеучебные, включая знаковосимволические;
логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми
Вовторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о
помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная
деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку
проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их
коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Цель работы над проектами в начальной школе.
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и
рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование)
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и
навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими
универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и
самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об
этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в
системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной
основой образовательного и воспитательного процесса.
«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно
определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих
социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность.Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и
форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,
сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые
помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного
меняющемся обществе.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу
проектов.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных
УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по
достижению результата творческого характера; в работе по составленному
плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в
понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из
ситуации.
При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная
деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна;
отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть
Интернет).
Совместная проектная деятельность учащихся при работе в группе
способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать
взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при
необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами.
Проектная деятельность при этом является той качественной основой,
которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как
способствует формированию раскрепощенной, творческой личности,
деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих
идей.
Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе
создания проекта могут доминировать определенные УУД.Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в
проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом
этапе работы над проектом?
1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по
определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей
деятельности).
Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в
гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей
об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу.
Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке
окружающего мира, посвященному осени.
На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные
действия:
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
умение формулировать проблему.
Коммуникативные УУД это:
умение слушать и понимать других;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД — это:
умение определять цель деятельности.
2 этап — организация деятельности (разбивка на группы,
распределение ролей, планирование, выбор формы и способа
презентации).На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных
учебных действий:
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы,
искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта,
принимать решение и реализовывать его.
3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации,
контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).
На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую
информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами это коммуникативные УУД.
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с
учителем это регулятивные УУД.
4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности,
оценка результативности).
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с
учителем;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта
и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они
выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих
группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать
нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за
общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного
результата.
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную
деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство
специально организованной учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности
переход от учебной деятельности к деятельности самообразования и
самовоспитания.
Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные
учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания
благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
В начальной школе, используя на уроках проектную деятельность,
учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные
действия:
– научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
– размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать
обоснованные выводы;
– принимать самостоятельные аргументированные решения;
– самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые
умения в области изучаемой дисциплины;
– активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении
пройденного и проведении презентации выполненной работы;– взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное
взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных
задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством
формирования универсальных учебных действий у младших школьников при
выполнении методических рекомендаций по организации работы в этом
направлении:
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от
прямых инструкций;
2. Не сдерживайте инициативы детей;
3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать)
самостоятельно;
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений;
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
самостоятельно выявлять проблемы;
прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;
6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
32 с. (Стандарты второго поколения).
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под.ред.А.Г.Асмолова. М.:
Просвещение, 2010.152с.
3. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.
4. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.сост. –
Волгоград: Учитель, 2010г.
5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.:
Просвещение, 2011.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М.
Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.