Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

  • Семинары
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
Иконка файла материала Формирование УУД.docx
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ «Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…» Антон Семёнович Макаренко        Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным  образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить  не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему  должны привить две группы новых умений. Речь идет, во­первых, об  универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться:  навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и  интерпретации информации   Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных  блока: Личностные универсальные действия формируют ценностно­смысловую  ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных  отношениях. Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся  организовать их учебную деятельность. В блоке универсальных действий познавательной направленности  целесообразно различать общеучебные, включая знаково­символические;  логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или  деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в  коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и  взрослыми   Во­вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии.   Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная  деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку  проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их  коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.   Цель работы над проектами в начальной школе.  Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи. 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и  рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,  хранение, использование)       Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со  временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в  образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не  столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и  навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими  универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и  самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.     Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности – умение принимать,  сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою  деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с  педагогом и сверстниками в учебном процессе».    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного  совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в  системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование   универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной  основой образовательного и воспитательного процесса.   «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта» В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно  определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих  социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению  новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную  идентичность и толерантность.Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и  форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше  конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,  сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые  помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного  меняющемся обществе.    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и  отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу  проектов.    Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных  УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по  достижению результата творческого характера; в работе по составленному  плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в   понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из  ситуации.  При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная  деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна;  отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные  диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных  источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть  Интернет).  Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе  способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать  взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и  т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при  необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться  подтверждать аргументы фактами.  Проектная деятельность при этом является той качественной основой,  которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как  способствует формированию раскрепощенной, творческой личности,  деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих  идей.     Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в  проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.     Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом  этапе работы над проектом?  1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по  определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей  деятельности). Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей  об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу.  Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке  окружающего мира, посвященному осени. На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные  действия:  умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;  умение формулировать проблему. Коммуникативные УУД­ это:  умение слушать и понимать других;  умение оформлять свои мысли в устной форме;  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД — это:  умение определять цель деятельности. 2 этап — организация деятельности (разбивка на группы,  распределение ролей, планирование, выбор формы и способа  презентации).На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных  учебных действий:  умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  определять цели, функции участников, способов взаимодействия;  умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;  умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы,  искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта,  принимать решение и реализовывать его. 3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую  информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами­ это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с  учителем­ это регулятивные УУД. 4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности,  оценка результативности). Коммуникативные УУД:  формируем умение слушать и понимать других;  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами;  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с  учителем;  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей.    На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта  и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они  выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих  группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать  нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за  общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного  результата.  Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную  деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство  специально организованной учебной деятельности детей. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности  переход от  учебной деятельности к деятельности самообразования и  самовоспитания. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные  учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания  благоприятных условий в реализации разного рода проектов.     В начальной школе,  используя  на уроках проектную  деятельность,  учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные  действия: – научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; – размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать  обоснованные выводы; – принимать самостоятельные аргументированные решения; – самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые  умения в области изучаемой дисциплины; – активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении  пройденного и проведении презентации выполненной работы;– взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное  взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных  задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.      Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников  при  выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом  направлении: 1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от  прямых инструкций; 2.   Не сдерживайте инициативы детей; 3.   Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать)  самостоятельно; 4.    Не спешите с вынесением оценочных суждений; 5.    Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: ­ самостоятельно выявлять проблемы; ­прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями; ­формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; ­ учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации; 6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.Литература: 1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. ­ М.: Просвещение, 2011. ­  32 с. ­ (Стандарты второго поколения).  2.     Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. ­  М.:  Просвещение, 2010.­152с. 3.     Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010. 4.     Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.­сост. –  Волгоград: Учитель, 2010г. 5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. ­М.:  Просвещение, 2011. 6. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М.  Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.