Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Оценка 4.8

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
Взрослым
04.03.2018
Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
Формирование УУД.docx
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ «Постоянно искать новое, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других…» Антон Семёнович Макаренко        Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным  образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить  не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему  должны привить две группы новых умений. Речь идет, во­первых, об  универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться:  навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и  интерпретации информации   Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных  блока: Личностные универсальные действия формируют ценностно­смысловую  ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных  отношениях. Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся  организовать их учебную деятельность. В блоке универсальных действий познавательной направленности  целесообразно различать общеучебные, включая знаково­символические;  логические, действия постановки и решения проблем. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или  деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в  коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и  взрослыми   Во­вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о  помощи им в самоорганизации и саморазвитии.   Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная  деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку  проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их  коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.   Цель работы над проектами в начальной школе.  Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи. 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями  партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и  рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация,  хранение, использование)       Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со  временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в  образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не  столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и  навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими  универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и  самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.     Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности – умение принимать,  сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою  деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с  педагогом и сверстниками в учебном процессе».    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного  совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в  системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование   универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной  основой образовательного и воспитательного процесса.   «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем  сознательного и активного присвоения нового социального опыта» В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно  определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих  социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению  новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную  идентичность и толерантность. Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и  форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше  конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,  сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые  помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного  меняющемся обществе.    Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и  отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу  проектов.    Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных  УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по  достижению результата творческого характера; в работе по составленному  плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в   понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из  ситуации.  При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная  деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна;  отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные  диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных  источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть  Интернет).  Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе  способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать  взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и  т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и  жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при  необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться  подтверждать аргументы фактами.  Проектная деятельность при этом является той качественной основой,  которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как  способствует формированию раскрепощенной, творческой личности,  деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих  идей.     Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в  проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.     Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом  этапе работы над проектом?  1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по  определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей  деятельности). Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей  об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу.  Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке  окружающего мира, посвященному осени. На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные  действия:  умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;  умение формулировать проблему. Коммуникативные УУД­ это:  умение слушать и понимать других;  умение оформлять свои мысли в устной форме;  умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД — это:  умение определять цель деятельности. 2 этап — организация деятельности (разбивка на группы,  распределение ролей, планирование, выбор формы и способа  презентации). На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных  учебных действий:  умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,  определять цели, функции участников, способов взаимодействия;  умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;  умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы,  искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта,  принимать решение и реализовывать его. 3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую  информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами­ это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с  учителем­ это регулятивные УУД. 4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности,  оценка результативности). Коммуникативные УУД:  формируем умение слушать и понимать других;  формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами;  формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД:  формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с  учителем;  формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей.    На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта  и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они  выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих  группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать  нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за  общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного  результата.  Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную  деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство  специально организованной учебной деятельности детей. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности  переход от  учебной деятельности к деятельности самообразования и  самовоспитания. Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные  учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания  благоприятных условий в реализации разного рода проектов.     В начальной школе,  используя  на уроках проектную  деятельность,  учитель стремиться развивать у учеников следующие универсальные учебные  действия: – научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; – размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать  обоснованные выводы; – принимать самостоятельные аргументированные решения; – самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые  умения в области изучаемой дисциплины; – активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении  пройденного и проведении презентации выполненной работы; – взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное  взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных  задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.      Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников  при  выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом  направлении: 1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от  прямых инструкций; 2.   Не сдерживайте инициативы детей; 3.   Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать)  самостоятельно; 4.    Не спешите с вынесением оценочных суждений; 5.    Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: ­ самостоятельно выявлять проблемы; ­прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями; ­формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; ­ учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации; 6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных. Литература: 1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. ­ М.: Просвещение, 2011. ­  32 с. ­ (Стандарты второго поколения).  2.     Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. ­  М.:  Просвещение, 2010.­152с. 3.     Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010. 4.     Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.­сост. –  Волгоград: Учитель, 2010г. 5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. ­М.:  Просвещение, 2011. 6. Фундаментальное ядро содержания общего образования./ Под ред. В. В. Козлова, А. М.  Кондакова. — М.: Просвещение, 2011.

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Доклад «ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018