Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»
Оценка 4.8

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Оценка 4.8
Семинары
doc
биология
Взрослым
07.09.2019
Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»
В данном докладе раскрыта тема интеграции ресурсов биологии для формирования естественно-научной грамотности. Данный материал можно использовать как на педагогических советах, так и на научно- практических конференциях. Материал подкреплён практической значимостью. Проблема интеграции стоит остро в современном обществе. Учителю сложно разобраться в данной проблеме, поэтому надеюсь данный материал послужит хорошим помошником в этом вопросе
доклад интеграция ресурсов.doc
Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся» Перед нами, учителями биологии, современное общество ставит проблему:  развитие у школьников умения использовать свои знания, в том числе и  биологические, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам  активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую  жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе. «Важными направлениями работы по повышению качества образования  являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного  процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;  удовлетворение потребности учащихся в получении образования,  обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в  общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно  развитого гражданина /сл. 2/ В ответ на запросы общества мы, учителя, активно осваиваем и внедряем в  образовательный процесс инновационные способы формирования и развития  естественнонаучной грамотности учащихся, применяем новые методики  разработки заданий. Такой подход способствует:  Повышению уровня качества знаний учащихся  Выработке умений применять знания для решения реальных проблемных  ситуаций  Развитию естественнонаучной грамотности В настоящее время инновационная деятельность на уроках биологии и  внеклассная работа по предмету может быть представлена  следующей  деятельностью: 1.Интеграция межпредметных связей 2.Новые методики разработки заданий 3.Информациооные технологии 4.Метод проектов 5.Дифференцированное обучение 6.Работа с одарёнными детьми 7.Здоровьесберегающие технологии 8.Игровые технологии Инновационные технологии позволяют проектировать содержание  деятельности по формированию функциональной грамотности на уроках  биологии: 1. системное проведение мини­исследований по изучаемым темам и разделам с  презентацией на текущих уроках 2. работа по схемам, таблицам с последующей самостоятельной разработкой  учащимися выводов, новых схем, новых знаний 3. системное проведение практических, лабораторных работ различной степени  сложности: плановые, тренировочные, развивающие, деятельностные. 1 4. работа со статистическими материалами: регулярно, по темам и разделам, с  графическим отражением 5. Изучение дополнительного материала: постоянно, с презентацией на уроках  новых знаний, их функционального значения. При этом учащиеся постепенно осваивают уровни естественнонаучной  грамотности, от простого к сложному слайд 3 Для развития естественнонаучной грамотности учащихся включаю в  содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие  общеучебных умений и навыков. слайд № 4­8. При организации учебной деятельности учащихся подбираю, составляю  задания, в которых теоретический материал изложен в виде конкретных  примеров, классификаций, вопросов, схем, диаграмм, таблиц. Считаю, что такая организация работы помогает формированию и развитию у  школьников умений и навыков работы с научной и учебной литературой  (запись лекций, составление планов и конспектов, написание рефератов);  научит правилам оформления исследовательских работ и литературных  обзоров; углубит знания по основным проблемам биологии; расширит  кругозор и стимулирует стремление к самостоятельному приобретению  знаний. Часто это групповые задания. Это стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет  реализовывать их творческий потенциал. Полученные навыки групповой работы будут необходимы при подготовке к  олимпиадам разного уровня. При этом будут востребованы и знания о способах изложения и оформления  материала при выполнении олимпиадных заданий слайд 9 «Все предметы естественнонаучного цикла особо нацелены на изучение  естественных природных объектов, ресурсов, процессов и закономерностей,  которые окружают человека и человечество. Их сохранение, возобновление,  положительное природопользование, умение быть в ладу со всем природным  комплексом, локальным и глобальным, с людьми и с самим собой во время  учебной деятельности нацеленной на результат, является важной  составляющей высокого уровня функциональной грамотности Биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи  всестороннего гармонического развития и формирования личности.  Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое  умственное развитие помогут выпускникам школы в их адаптации к быстро  меняющимся условиям жизни. Цель моей педагогической  деятельности – повысить качество преподавания биологии через  использование интерактивных форм и методов обучения. Поэтому на своих  уроках я стараюсь применять методы обучения, которые могут  2 реализовываться в разных формах. Приведу примеры уроков, где можно  реализовывать цель педагогической деятельности. 1.  Урок­презентация, сопровождающийся электронным наглядным  материалом для усиления эффекта восприятия учащимися нового материала. 2.  Урок с элементами самостоятельной работы, в процессе которого  используются фрагменты самостоятельного изучения нового материала по  электронному учебнику. 3.  Урок­зачет, на котором проводится электронное тестирование. 4.  Урок­практикум, на котором учащимся предлагается выполнить  индивидуальные задания на компьютере 5.  Урок ­ мозговой штурм, на котором ребята (всем классом или мини­ группами) исследуют проблему и находят пути ее решения. 6.  Урок­обобщение темы, который проводится по завершении изучения  очередного раздела. Учащиеся создают с помощью компьютера презентации, и презентуют их на заключительном уроке. Методы: Поворот от обучения в  условиях класса к обучению в малых группах (малокомплектная школа).  Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3­4 человека.  Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Поворот от работы с более успевающими учениками  к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом,  выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для  работы с отдельными учениками или группами. Поворот к значительному  увеличению активности учащихся. Метод проектов существенно повышает  активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.  Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством.  Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их  мотивацию. Поворот от овладения всеми учениками одного и того же  материала к овладению разными учащимися разного материала. Разрешаю  учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта  образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел  возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку  последние не оцениваются негативно. Поворот от вербального мышления к  интеграции визуального и вербального мышления. Поворот от традиционного  урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это: урок ­ аукцион,  сочинение по биологии, деловая игра, пресс­конференция, диспут,  общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, путешествие, зачет,  игра и так далее. ИКТ как средство формирования функциональной грамотности.  Современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о  том, что современное образование невозможно без использования ИКТ, я  3 считаю, учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут  необходимы ему во «взрослой» жизни  слайд №10.  Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках  способствует повышению мотивации обучения; повышает активность  обучаемых, эффективность процесса обучения. Дает возможность проводить  ознакомление с новым материалом с последующим выполнением  тренировочных упражнений; усиливает межпредметные связи благодаря  использованию компьютерных моделей. Расширяет источники получения  знаний в процессе обучения. Использование рассмотренных приемов в  учебном процессе способствует формированию функциональной грамотности  учащихся. Педагогическая теория приобретает действенную силу только  тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и  стимулирует это мастерство. Исследовательская и проектная деятельность учащихся является  перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно  решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном  организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного  процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным  контингентом учащихся. Актуальность широкого внедрения в практику  работы школы этой формы очевидна, так как именно исследование  аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие  интереса к науке и интеграцию знаний. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной  дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и  одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. На  интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и  разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов,  совершенно по­новому осмысливая события, явления. На интегрированном  уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение  переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит снижение  напряженности, неуверенности, что помогает сознательному усвоению  подробностей, деталей; формирует познавательную компетенцию учащихся. Задача интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному  усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления;  формирование познавательной компетенции учащихся; дать возможность  использовать в ходе обучения современные интерактивные методики и  объективно оценивать достижения учащихся. 4 Современные тенденции развития образования подразумевают достижение  нового уровня изучения естественных наук, оптимального объединения  гуманитарной и естественно­математической составляющих образования,  формирования у детей и молодежи экологической культуры, любви к родной  земле, гармонии отношений с природой. С учётом общественных изменений, на первый план выдвинут, прежде всего,  личностный подход к ребёнку. В связи с этим приобретает значимость такая  организация образовательного процесса в школе, при которой становления  личности учащегося будет процессом целенаправленным и эффективным. В  этом связи актуальным и важным является рассмотрение активных приемов  обучения на уроках биологии как условие развития естественнонаучной  компетенции обучающихся и поиск новых структур, моделирование других,  нетрадиционных форм и методов проведения уроков. Школа призвана развивать способности реализовать в новых динамических  социально­экономических условиях, уметь адаптироваться к различным  жизненным обстоятельствам. Одной из характеристик личности становятся ее способность к сотрудничеству и взаимодействию, владение  естественнонаучными знаниями, связанными с различными жизненными  ситуациями.             В настоящее время определяющая тенденция познавательного  процесса – интеграция. Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются  отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: как идет  усвоение обучающимися знаний о природе, обществе, человеке? Формируются ли в их сознании целостная научная картина мира? Ни для кого не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся  зачастую представляют собой так называемое “лоскутное одеяло”, когда  русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, химия также и  так далее. И происходит это чаще всего из­за не состыковки программ по  предметам:  биологии в 9 классе и  химии – в 10 классе. Особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного  мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке  информации различной степени сложности, языковой и социально­культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты  образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно  интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения  человека. Философский словарь дает следующее толкование этих  понятий: Интеграция — сторона процесса развития, связанная с  5 объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграция —  ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она  проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного  исследования. Интеграция предметов естественного и языкового цикла позволяет более  тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию  окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор  школьников, повысить их уровень воспитанности. Большое значение интеграции для развития интеллектуальных способностей  учащихся объясняется тем, что в современной науке все более усиливается  тенденция к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов  познания. При этом ученые утверждают, что данная тенденция должна  постоянно усиливаться в будущем. Потребность в синтезе научных знаний  обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем,  стоящих перед человечеством; проблем, решение которых возможно лишь с  привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о  формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и  необходимого для современного человека. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения  взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий,  методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и  творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно  сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска,  педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на  уровне интеграции знаний по предметам. Интегрированные уроки и проектная деятельность учащихся имеют  определенные преимущества:  Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что  способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;  Способствуют формированию целостной научной картины мира,  рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,  практической, прикладной;  Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению  темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого  6 школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют  творческому подходу к выполнению учебного задания;  Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки,  эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления  учащихся (логического, художественно­образного, творческого);  Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки,  рациональные навыки учебного труда. Методической основой  интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об  окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление  внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук. Виды учебно­исследовательской и проектной деятельности учащихся: На уроке. Применение на уроках проектного метода и исследовательского метода  обучения (ИМО); Интегрированные уроки; Домашнее задание исследовательского характера. Во внеурочное время. Элективные курсы; Образовательные экспедиции (походы, поездки, экспедиции); Факультативы и кружки; Работы в ученических научно­исследовательских обществах; Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях; Учебные проекты и исследования. Наиболее общая характеристика интегрированных уроков:  Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных  дисциплин.  Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем,  имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.  Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец,  курсов. Интегрированные уроки имеют определенные преимущества: 7  Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что  способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;  Способствуют формированию целостной научной картины мира,  рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,  практической, прикладной;  Обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению  темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого  школьника в активную работу на каждой минуте уроке и способствуют  творческому подходу к выполнению учебного задания;  Способствует развитию в большей степени, чем обычные уроки,  эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления  учащихся (логического, художественно­образного, творческого);  Формирует в большей степени общеучебные умения и навыки,  рациональные навыки учебного труда. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются  формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а  также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении  наук. Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают  связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых  шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы  взаимосвязаны. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она  должна соединить получаемые знания в единую систему. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно интегрировать не  только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких  уроках. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей  структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных  предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а  формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты,  дискуссии, лекции, путешествия и так далее. Интеграция обучения и  воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому  поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем  месте в них.         Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано  с повышением качества знаний и успеваемости учащихся. Каждый учитель  8 вправе выбирать такие формы и методы, которые соответствуют целям его  урока и научно­ исследовательской деятельности, но при этом схема работы  на уроках по предметам естественнонаучного цикла требует изменений. Таким изменением и является использование научно­исследовательской и  проектной деятельности, при котором учащийся превращается из пассивного  объекта воздействия в активного участника процесса обучения. Интеграция предметов приведет к  развитию научного познания в  современных условиях в синтезе знаний, повышающих эффективность  научного исследования. Учащиеся получают достаточно информации, которая необходима для  выполнения государственного стандарта, но при этом знания становятся  осознанными, а тесная связь предметов позволяет применять эти знания не  только в ходе урочной деятельности, но и в дальнейшей жизни. Таким образом, результативность работы по внедрению интеграционных  процессов в  естественнонаучной грамотности будет достигнута с  максимальным комфортом для учителя и ученика. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся  количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством; проблем,  решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных  отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного  способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает  способность к их переносу. Значит, интеграция необходима в современной  системе образования. Различаются разные виды интеграции, прежде всего содержательная и деятельностная. В рамках  содержательной интеграцией мы  осуществляем:  формирование единого понятийного аппарата школьников разных ступеней обучения;  всестороннее использование межпредметных связей при изучении учебных дисциплин;  проведение   интегрированных   и   бинарных   уроков   и   внеклассных занятий (в том числе факультативов, классных часов и т.п.);  разработка   и   введение   в   образовательный   процесс   различных интегрированных курсов, элективов; создание авторских предметных образовательных программ.  В рамках деятельностной интеграции осуществляется: 9 сходных    использование современных педагогических   технологий   педагогами   разных   учебных дисциплин, а также отдельных методик и методов, форм и приемов организации образовательного процесса; согласованных    выработка единых требований к различным формам работ и видам деятельности обучающихся;  выработка   единых   критериев   оценивания   труда   учащихся   и учителя. Биология – это такая научная дисциплина, которая интегрируется со многими предметами школьного курса (смотри схему и таблицу 1).  10 Опираясь   на   знания   этих   наук,   учитель   сможет   в   полном   объёме представить   обучащимся   объект   изучения,   достигнуть   более   глубокого осмысления изучаемого явления.  Межпредметные   связи,   используемые   на   уроках   биологии,   помогут доказать взаимосвязь и единство живой и неживой природы. Они позволят провести урок по любой, даже самой удаленной от реальной жизни, теме интересно и актуально, с яркими запоминающимися примерами. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», ­   рекомендовал ещё Я.А. Коменский. И в наше время К.Д. Ушинский утверждал, что «знания и   идеи, сообщаемые какими бы то ни было   науками,   должны   органически   строиться   в   светлый   и,   по возможности обширный взгляд на мир». После   согласования   изучаемых   тем   и   вопросов   разных   предметных дисциплин был составлен примерный перечень межпредметных связей и вопросов интеграции, которые можно использовать на уроках биологии. Однако,   считать   его   полным   и   окончательным   нельзя,   так   как   новые научные факты, данные биологии и других смежных дисциплин ежегодно вносят в него свои коррективы. Примерный перечень межпредметных связей,  используемых в курсе биологии. Класс 6 класс Ботаника Выращивание  растений,  отделы  растительного мира 7 класс Зоология Предмет Сельскохозтруд География  Литература Природоведение Таблица 1. Содержание  Агротехнические приёмы выращивания растений  Распределение солнечного света и тепла на земной  поверхности в зависимости от географической  широты; о природных богатствах Мирового океана, их  использование и охрана; о растительности разных природных зон; о каменном угле.    Басня Крылова «Листы и корни»  Значение воды в природе, свойства воды, агрегатные  состояния воды; гидросфера, её значение для жизни на Земле; круговорот воды в природе;    Мировой океан: температура и солёность вод океана,  движение воды.  Явления диффузии в жидкостях;  три состояния вещества, плотность морской и чистой  воды; давление воды на дне морей и океанов;   Архимедова сила, плавание тел.  Коралловые острова, атоллы и их происхождение.  Свойства почвы, типы почв, охрана почв. Простейшие (все  водные животные) География Физика Кишечнополостные География Черви Черви ОБЖ Сельскохозтруд Природоведение География  Укусы ядовитых насекомых  Насекомые – вредители с/х культур, меры борьбы;  Свойства воздуха, его состав и значение.  Атмосфера: её охрана, атмосферное давление,  температура воздуха.  Вес воздуха, атмосферное давление;  Рычаг, правило рычага, применение рычагов в быту и  технике.  Плотность, давление воды. Электрические явления  Состав воздуха  Простые механизмы (рычаг), КПД механизма,  диффузия  Сила трения, рычаг (простые механизмы), архимедова сила  Укусы ядовитых животных  Теплопередача. Испарение.   Воздухоплавание, вес тела, скорость, сила трения,  плавание тел. Архимедова сила. Давление жидкости и  газа.  Простые механизмы. Инерция. Механическое  движение,   Рычаг, механическая работа органические и неорганические вещества свойства солей  Электрический ток. Атмосферное давление   Световые явления.   Эхолокация, ультразвуки  Простые механизмы, сила трения, диффузия.   Первая медицинская помощь при повреждениях.    Диффузия, атмосферное давление  Свойства солей.   Теплопередача. Испарение.  Теплоемкость, теплопроводность  Окисление веществ клетки,  восстановление  Катализаторы.  Диффузия, атмосферное давление, разница давлений.  Теплообмен   Оптика, спектры солнечного света   Электрический импульс  Периодическая система химических элементов Д.И.  Закон сохранения и превращения энергии Газообмен, окисление, восстановление Звук Менделеева,   Свойства растворов  Теория электролитической диссоциации  Получение и свойства предельных углеводородов. Членистоногие Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Физика Физика Химия Физика Физика ОБЖ Птицы и  млекопитающие Физика 9 класс Анатомия Опорно­двигательная система Общее знакомство с  организмом. Дыхание, обмен  веществ. Физика ОБЖ Химия Физика Химия Теплорегуляция. Физика Функции  крови. Химия Физика Анализаторы. Физика 10­11 класс Общая биология. Химия Возникновение  жизни. Физика История Возникновение  жизни. Астрономия История Эволюция География Обществознание Химия Изменчивость Математика Антропогенез География Обществознание Химия Физика Цитология География Размножение и  Химия  Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения,   биологическая защита. Развитие естественных наук в разные исторические  эпохи  Организация планетных систем  Солнечная система и её структура, место планеты  Земля в Солнечной системе  Культура Западной Европы конца 15­ первой  половины 17 века  Культура первого периода Новой истории  Великие географические открытия    Население мира.  Предпосылки возникновения марксизма, социал­ Горообразование, оледенение Геологическое летоисчесление дарвинизма  Кислород, его распространение в природе. Оксиды.  Горение  Построение кривой,  определение средней величины  признака.  Анализ графиков  История континентов, освоение Земли человеком  Население мира, решение национального вопроса   Органогены (кислород, водород, углерод, азот, сера,  Расизм, несостоятельность расизма фосфор и т.д.), их основные свойства.  Основные группы органических соединений,  принципы их организации (белки, жиры, углеводы,  нуклеиновые кислоты, амины, аминокислоты).  Вода, растворы, основания, кислоты, соли,  химическая связь, строение вещества.  Ионы    Периодическая система химических элементов Д.И.  Гидролиз, ферменты Менделеева.  Свойства жидкостей.  Тепловые явления, законы термодинамики  Отражение света, световые явления  Диффузия.   Удельная теплоемкость вещества, тепловые явления,  теплопроводность  Свойства и  применение электромагнитного  излучения, электромагнитные волны.  Атомы и атомное ядро.  Поглощенная доза излучения и ее биологическое  действие. Защита от излучений. География мировых и природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды.    Экологические проблемы человечества.  Охрана природы от воздействия отходов химических развитие организмов Размножение и  развитие организмов Физика Генетика Математика Взаимоотношения  организма и среды География Экология Биосфера География  Краеведение  Физика Химия Физика География Селекция География Обмен веществ и  энергии Обществознание Химия Физика производств.  Спирты, фенолы. Ядовитость спиртов, их губительное воздействие на организм человека.  Органические вещества  Электромагнитное поле  Ионизирующее излучение  Статистический характер законов МКТ   Степень многочлена (квадрат суммы)  Выполнение арифметических действий над  Рентгеновское излучение, понятие о дозе. приближенными значениями.  Использование калькулятора  Понятие о математическом моделировании  Применение производной  Климат Земли, климатическая зональность  Природные комплексы  Почва и земельные ресурсы  Водные ресурсы   Природа своей местности  Первый закон термодинамики  Воздействие инфракрасного и ультрафиолетового  Растительный и животный мир Земли излучения на организм  Электромагнитные волны.  Окисление. Охрана воздуха.   Кислород. Оксиды. Горение   Первый закон термодинамики  Тепловые двигатели и охрана природы  Основы термодинамики.  Взаимосвязи компонентов природы  Население и политическая карта мира  Сравнение природных комплексов материков и  океанов География мировых природных ресурсов Растительный и животный мир Земли Законы диалектики в живой природе.   Экологические проблемы человечества  Материки и океаны    Диалектический материализм  Тепловой эффект химической реакции  Первоначальные химические понятия   Окисление, восстановление, цепь переноса электрона  Реакции окисления и брожения ОВР  Первый закон термодинамики  Необратимость тепловых процессов, КПД теплового  двигателя  Основы термодинамики.  Световые кванты. Действие света.  Химическое действие света и его применение. Использование интеграционных тем и межпредметных связей отражается в тематическом планировании (смотри приложение) и встраивается в проект урока.  При конструировании урока важно понимать, что интеграционные темы и межпредметные связи можно использовать на разных этапах современного урока:   актуализации   знаний,   изучения   нового   материала,   проверки   и закрепления изученного материала, домашнего задания и даже при контроле знаний. Приведем несколько примеров использования межпредметных связей на уроке: Актуализация знаний.   Привлекательная   цель:  перед   учеником   ставится   простая   и привлекательная   цель,   осуществляя   которую   он   волей­неволей выполняет учебное действие, планируемое педагогом.   Собрать открытки, картинки, фотографии животных или растений определенной  среды обитания  (это  может быть и летнее  задания для ребят, которые увлекаются фотографированием). Удивляй: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным (как правило, используется при переходе к изучению новой темы).  В   давние   времена   в   Японии   случилась   такая   история.   Во   дворец императора был отправлен ценнейший груз. Несколько шхун везли вазы из тончайшего фарфора. По дороге их застиг шторм, и все шхуны до единой затонули. Это произошло недалеко от берега, где стояли хижины бедных рыбаков.  Вазы   стоили   баснословных   денег,   поэтому   неудивительно,   что многие смельчаки пытались достать их. Но это не удавалось никому – слишком велика была глубина. Никакой удочкой, сетью или веревкой дна не достать, а подводных аппаратов тогда, конечно, не знали.  Но спустя год вазы стали появляться в хижинах рыбаков. Вопрос классу: Как же вазы оказались на берегу?..  Речь идет о головоногих моллюсках, обыкновенном осьминоге. (биология – география: приливы, отливы). Отсроченная   отгадка:    в   начале   урока   учитель   дает   загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. ­ загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.  В   1383   году   в   небольшом   германском   городе   Вильснаке   гостии (лепешки   из   пшеничного   теста),   оставшиеся   в   заброшенной полуобгоревшей   церкви,   покрылись   кровавыми   пятнами.   Пятна   эти смыли, но они появились вновь в еще большем количестве. Слух об этом «чуде» быстро распространился. Церковники взвалили вину на еретиков, началось сжигание людей на кострах. Кто такие еретики? Почему с ними так жестоко расправлялись? Как бы вы объяснили причину появления пятен? Это   пример   введения   в   тему   «Бактерии»:   они   в   подходящих условиях   образуют   колонии   на   подходящем   субстрате   –   пшеничном тесте; эти колонии были красного цвета,  т.е. «кровавые пятна». (биология – история: эпоха средневековья) Получение новых знаний. «Колесо   будущего»:    школьникам   предлагается   какая­либо глобальная   проблема,   решение   которой   требует   от   учеников межпредметных знаний.  Как правило, данный прием начинается со слов:   «Что   произойдет,   если….»   Учитель   записывает   все предположения   на   доске,   оформляя   их   в   схему   причинно­ следственных связей.  …Исчезнут все растения?  …Исчезнут бактерии?  …Закончатся запасы полезных ископаемых? И т.д. Учебный мозговой штурм (УМШ):  решение творческой задачи организуется в форме УМШ, способствующего развитию творческого мышления   обучающихся.   Это   активная   форма   работы.   Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли, учатся слушать   и   слышать   друг   друга.   Наработанные   идеи   часто   дают новые подходы к изучению темы, в том числе и межпредметные. Методика   проведения   УМШ   достаточно   широко   описана   в методической   литературе.   Поэтому   остановимся   лишь   на нескольких     примерах   тем,   которые   можно   решить   с   помощью учебного мозгового штурма.  Ужасный человеческий недуг – слепота. Слепые люди идут по земле и   неуверенно   определяют   свой   путь   палкой,   не   замечая   многих препятствий.   Как   помочь   слепому   человеку?   Чем   можно   заменить палку? Предложите несколько вариантов. (Это   задание   пересекается   с   вопросами   обществознания, социального   положения   инвалидов   в   обществе,   имеет   воспитательное значение.)  «Почему комар не летит». Предложите гипотезу. В электрическом поле ЛЭП (линии электропередач), напряженность которого   может   достигать   нескольких   десятков   кВ/м,   нарушаются многие формы поведения, а такие электрические поля есть на многих территориях,   попадающих   в   полосу   отчуждения   ЛЭП.   Так,   что   ЛЭП становится экологическим барьером. (биология – физика: влияние электромагнитных волн на организмы)   Найдите возможные причины вымирания динозавров. (биология – география – астрономия) Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ)   также хорошо известна учителям школ. Напомню, что исследовательские (изобретательские,   открытые,   творческие   и   т.п.)   задачи   ­     это задачи, не имеющие прямого ответа. Они требуют от обучающихся нестандартного, креативного  мышления.  На   цветных   фотоснимках,   сделанных   со   вспышкой,   зрачки   глаз людей часто получаются красными. Это происходит, если их размер в момент съемки  достаточно велик. Тогда значительное количество света проникает в глазное яблоко и отражается от его насыщенных кровью внутренних тканей. Как быть? (биология – физика: световые явления)   В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные   представители   сильного   пола   пытаются   соревноваться   с… женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина… в женском обличье!   Выиграть   –   не   в   споре   равных,   а   у   тех,   кто   ему   заведомо уступает.   Оказывается,   такое   плутовство   возможно.   Существуют способы   обмануть   судей.   Как   не   допустить   появления   на   женских соревнованиях мужчин?  Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива. (биология   –   физкультура:   тест   –   контроль   перед   спортивным состязанием) Деловые игры:   сюда можно отнести уроки, организованные в форме научных конференций, исследовательских лабораторий и т.п. Как   правило,   обучающиеся   класса   делятся   на   группы,   каждая   из которых   изучает   или   объясняет   свою   часть   изучаемой   проблемы, внося свой вклад в решение общей задачи урока.  Урок конференция о вреде никотина: класс делится на несколько групп: ­ историки – освещают вопрос о ввозе табака в Россию; ­ географы – освещают вопрос о путешествии Колумба; ­ биологи, медики – о влиянии никотина на организм человека; ­ химики – о составе табачного дыма; ­ социологи или обществоведы – о законодательных актах в отношении курильщиков. Театрализация:  разыгрывается сценка на учебную тему.  Постановка басни И.А. Крылова «Листы и корни».  Постановка экологической сказки «О рыбаке и рыбке» и т.д. В   нашей   школе   действуют   театральные   кружки   и   студии.   В   них занимается большое количество обучающихся.  Ребята с удовольствием участвуют   в   различных   постановках.   Здесь   речь   идет   об   интеграции между основным и дополнительным образованием.  Вопросы   к   тексту:    перед   изучением   предметного   текста ребятам  ставится  задача ­ составить  к  нему  список вопросов:  3­ репродуктивных и 3­5 расширяющих и развивающих.  Предлагается следующий текст при изучении отряда Китообразные, их приспособлений к среде обитания: На   глубинах   под   водой   животные   дышат   воздухом   при   повышенном давлении.   Кровь   их   насыщается   при   этом   газами   воздуха,   особенно азотом.   При   подъеме   с   глубин   азот   выделяется   в   виде   пузырьков   и может привести к закупорке небольших сосудов (т.н. газовая эмболия), что   имеет   серьезные   последствия   для   организма.   Кашалот   способен пребывать, под водой не дыша час – полтора и нырять на глубину до 1 км. Давление огромного столба воды должно было бы расплющить кита и раздавить. Однако этого не происходит. Дело в том, что тело китов на 90% состоит из жиров, которые почти не сжимаются. Легкие  должны бы у кашалота лопаться при быстром подъеме. Но объем их у кашалота в 2 раза   меньше,   чем   у   сухопутных   животных.   Оттого,   что   легкие   по отношению к общей массе невелики, эмболия китам не опасна, так как они уносят в легких мало воздуха, а с ним и азота. Кроме того, кровь кита и жировые массы обладают повышенной способностью растворять азот,   при   этом   пузырьки   не   образуются.   Причина   столь   длительных погружений   кашалота   при   малом   объеме   легких   объясняется следующим. Во­первых, имеется дополнительный резервуар для воздуха в   голове,   занимающий   более   1/3   длины   тела.   В   нем   хранится   почти столько же воздуха, сколько и в легких. Во­вторых, легкие кашалота устроены таким образом, что вентиляция их при выдохе происходит на 85­90% их объема, а у человека и наземных животных – только на 15%. В­третьих, у ныряющих животных значительное количество кислорода связывается с гемоглобином мышц и крови, что создает значительное депо кислорода. (биология – физика: давление жидкости и газов. Деятельностная интеграция – формирование умений работать с текстом) Проверка и контроль знаний. Лови ошибку:  Учащимся предлагается текст, рассказ, в котором намеренно допущены ошибки.  После изучения темы «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» обучающимся предлагается проверить следующий текст: «…   при   помещении   растительной   ткани   в   гипотонический   раствор (раствор  с большей концентрацией  солей,  чем в клетке),  вода начала выходить   из   клеток.   Наблюдался   плазмолиз.   Это   явление   вызвано разницей   осмотического   давления.   Вода   из   области   высокой концентрации солей переходит в область с низкой концентрацией солей, а   соли   наоборот.   Движение   молекул   воды   происходит   через   поры цитоплазматической   мембраны   за   счет   активного   транспорта,   на который клетка тратит дополнительную энергию. При помещении ткани в гипертонический  раствор (раствор с меньшей концентрацией солей) наблюдался обратный процесс диффузии…» Интегрированные   задачи   и   вопросы:  Учащимся   предлагается задача, которую можно решить, используя знания других предметов.  Рабочая медоносная пчела за 1 мин посещает до 12 цветков, а за день – около 7,2 тыс. В сильной пчелиной семье бывает до 50 тыс. рабочих пчел   (в   слабой   –   около   10   тыс.).   Подсчитайте   и   запишите,   сколько цветков могут опылить пчелы одной пчелиной семьи в течение одного дня. (биология – математика)  Почему дельфины являются быстроходными пловцами? (биология – физика: сила трения) Совместные   проверочные   работы:  В   случае   тесной межпредметной работы при изучении тем используем  совместные проверочные работы, тесты, составленные несколькими учителями разных предметов. Выгода проведения таких работ очевидна: дети пишут   не   две   работы   (как   планировалось   раньше),   а   только   одну. Отметка,   полученная   за   такую   работу,   выставляется   на   два предмета. Проверить ее может и один учитель.  В   нашей   практике   такие   работы   разработаны   в   виде   тестов   по смежным   темам:   биохимия,   биофизика,   соответственно   при   изучении тем «Химический состав клеток», «Энергетическое обеспечение клеток» (смотри приложение). Домашнее задание. Может быть самым разнообразным и включать в себя задания разного   уровня   сложности   (репродуктивного,   познавательного, творческого).   Последние   два   как   нельзя   лучше   соответствуют поставленной цели и задачам. Проблемные   вопросы:  технология   ТРИЗ   (описана   выше).   Такие задания хороши для ребят с нестандартным мышлением, их решение требует   глубоких   разносторонних   знаний.   Один   нюанс   –   задание может   быть   задано   не   наследующий   урок,   а   на   более продолжительный   срок,   который   нужен   ученику   для   его качественного выполнения. Совместные   задания:  такие   задания   облегчают   затраты   на приготовление   домашней   работы.   Ребенок,   выполняя   одно   задание готовиться сразу к двум предметам.  Приготовить презентацию к теме «Биосинтез белка». (осваивая компьютерную программу по информатике, ученик выполняет и   домашнее   задание   по   биологии).   Такие   презентации   в   дальнейшем можно   использовать   на   уроке   при   начальном   знакомстве   с   темой   на этапе актуализации знаний.  Приготовить сообщение на тему, которая позволит лучше понять смысл   изучаемого   на   уроке   нового   материала.   Например,   «Образ Орлеанской девы – Жанны Д Арк в истории». (история – биология) Предложенные   выше   формы   и   приемы   организации   учебной деятельности на уроке являются универсальными не только на биологии, но и на других учебных предметах. Интересными   с   точки   зрения   деятельностной   интеграции   являются отдельные технологии и методики: «ТРИЗ», «Учебный мозговой штурм», «Творческие   задачи»;   работа   с   рефератами,   докладами,   сообщениями; проведение на уроках исследовательских, практических и лабораторных работ.  Важно, чтобы учителями были согласованы все подходы к организации   как   коллектив подобной   деятельности   на   уроке. единомышленников,   вместе   вырабатывают   единый   алгоритм   для проведения аналогичных работ, формулируют основные требования к ее выполнению, оформлению и написанию выводов. И, главное, оценивают работу обучающихся по одним и тем же критериям.   Педагоги, Ученик, успешно освоив на одном уроке определенные навыки, смело демонстрирует   их   и   на   других   предметах,   получая   положительные отметки. Определенные   наработки   в   этом   направлении   сделаны   и   в   нашем лицек.   Совместно   учителями   биологии,   химии,   географии,   физики, истории, литературы сформулированы единые требования к написанию и оформлению   рефератов,   докладов,   сообщений,   а   также   выполнению исследовательских работ. Осуществление содержательной и деятельностной интеграции на уроках позволило повысить интерес обучающихся к урокам биологии. А   это   значит,   что   все   педагогические   усилия   не   прошли   даром.   И направления достижения цели определены верно. Однако останавливаться на сделанном нельзя. Современная наука не стоит на месте ­ появляются новые научные данные и факты, новые методики и технологии. Завтра ко мне на урок придут другие дети, с другими интересами и запросами. И мне, как педагогу, важно меняться вместе с ними. И заново начинать все сначала.

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»

Доклад «Интеграция ресурсов биологии для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2019