Основным средством организации образовательного процесса является развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы.
Целесообразно помещение группы разделить на небольшие уголки активности, содержание которых зависит от возможностей помещения и возраста детей: кунацкая; уголок искусства народов Дагестана; литературный уголок; уголок сюжетно-ролевых (драматических) игр; уголок дагестанской кухни.
Особенности организации развивающей предметно
пространственной среды
Основным средством организации образовательного процесса является
развивающая предметнопространственная среда, которая позволяет
педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы.
Целесообразно помещение группы разделить на небольшие уголки
активности, содержание которых зависит от возможностей помещения и
возраста детей: кунацкая; уголок искусства народов Дагестана;
литературный уголок; уголок сюжетноролевых (драматических) игр; уголок
дагестанской кухни.
Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый
«уголок уединения», позволяющий детям отдохнуть, отвлечься.
Для решения задач Программы возможно использование в группах тема
тических стендов («Наш день», «Я горжусь своим папой», «Моя семья»,
«Мой самый лучший друг» и т.д.), где прослеживаются и фиксируются
познания и достижения детей. Такая среда способствует навыкам
коммуникативного общения, работы в группе, дает практику взаимопомощи
и развивает навыки социального взаимодействия.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно
тематический и деятельностный принципы (с ведущей игровой деятельно
стью). Решение программных задач предполагает осуществление разных
форм совместной деятельности взрослых и детей, а также организацию
самостоятельной деятельности детей. Необходимо учитывать принципы
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и
индивидуальными возможностями дошкольников.
Организация образовательного процесса предусматривает:
– игровую деятельность (сюжетноролевые, театрализованные и режис
серские игры) на темы социализации и интеграции в дагестанскую культуру,
приобщение к традициям и нормам дагестанского этикета; – творческиезадания, предполагающие организацию разных видов художественно
творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально
исполнительской, театральноигровой, двигательной, речевой) с элементами
сюжетов дагестанского фольклора и произведений дагестанских авторов;
– экскурсии (в Дагестанский музей изобразительного искусства,
Дагестанский государственный объединенный историкоархитектурный
музей, Музей города Махачкалы, (родного села), Центр народного
творчества);
– развлечения (организация постановок, отображающих народные праздники,
бытовые сценки жизни дагестанской семьи – встреча гостей, проводы отца
в дальнюю дорогу); – проектирование решения проблемы (по смысловому
содержанию дагестанских пословиц, поговорок, народных песен,
проектирование ситуаций из народных сказаний); – познавательные беседы (с
примененем разнообразного наглядноиллюстративного материала,
изображающего быт и деятельность дагестанцев; музыкального
сопровождения, художественного слова – по произведениям фольклора
дагестанских авторов); – посещение гостей (соседней группы, школьного
класса, малого семейного предприятия); – чтение произведений
дагестанских авторов, пересказывание и аудиопрослушивание дагестанских
народных сказок, просмотр мультфильмов с сюжетом, раскрывающим
быт, традиции, этические нормы и способы социального взаимодействия
народов Дагестана;
– использование сказкотерапии как техники диагностики и коррекции нару
шений социализации и коммуникации дошкольников. Применение педагогом
разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов,
максимально активизирующих возможности детей в их взаимодействии со
взрослыми и сверстниками. При этомпедагог максимально использует
краеведческий материал.
Решение поставленных задач предусматривает применение:
– игровыхмотиваций и сюрпризных моментов;–сказочных персонажей дагестанского фольклора и произведений даге
станских авторов;
–произведений дагестанских композиторов, народной музыки, соответ
ствующих характеру и содержанию осуществляемой деятельности, дизайн
проектов на тему быта и традиций, культуры дагестанского народа как
средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в
содержание изучаемого явления;
–художественного слова (коротких фольклорных рассказов, познавательных
дагестанских сказок, стихотворений дагестанских авторов, загадок,
пословиц, поговорок, примет и т.д., отражающих особенности быта и
поведения дагестанского народа, его этические нормы и духовные
традиции);
–ситуаций взаимодействия в ходе игр и творческой деятельности, преду
сматривающих участие родителей и детей других групп, в ходе чего
осознается принадлежность к своей семье, своему тухуму, роду, селу, городу,
республике;
– имитации характерных особенностей изучаемых семейнобытовых норм и
правил несемейных взаимодействий, отношений в других значимых
социальных группах, существенных коммуникациях;
– поощрения детей за внимательность к младшим, уважительное
отношение к старшим, гостям, доброжелательность, сотрудничество