Доклад на тему : «Педагогический этикет».
Оценка 4.9

Доклад на тему : «Педагогический этикет».

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2017
Доклад на   тему : «Педагогический этикет».
Цель: Расширить представления о педагогическом этикете, сформировать умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности педагога, творчески использовать полученные знания. Данная разработка включает в себя теоретический материал по теме «Педагогический этикет» и практические задания по формированию умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности педагога .
АСМИРА.docx



                                             тема: «Педагогический этикет».
Цель: 
     Расширить представления о педагогическом этикете, сформировать умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности педагога, творчески использовать полученные знания.


     Данная разработка включает в себя теоретический материал по теме «Педагогический этикет» и практические задания по формированию умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности педагога .
            Такой вид деятельности, как педагогическая, отличается повышенной напряженностью, сложностью, так как непосредственным объектом общения является человек. О профессиональных качествах педагога судят не только потому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.
             Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни.
          Само понятие поведенческой культуры весьма разнообразно, оно включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также, связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
            В современном понимании слова этикет - это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. 
         Основой педагогического этикета, в большей мере, является соблюдение педагогической нравственности. 

Профессиональной нравственностью педагога является конкретизация общечеловеческих принципов морали, которые отражаются в правилах и нормах поведения, применительно к условиям его деятельности. Можно вспомнить слова М. Монтеня "Тому, кто не познал науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред". Следует назвать так называемое золотое правило нравственности: "не поступай по отношению к другим так, как бы ты не хотел, чтобы они поступили по отношению к тебе".

          Уже в  Древней Греции имелось довольно ясное представление о поведении учителя, его нравственных качествах. От него, прежде всего, требовалось знание предмета, любовь к детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний.

         Требования, предъявляемые в настоящее время к современному педагогу, весьма велики. Работа с людьми требует особого терпения, такта, так как строится на взаимодействии между людьми. Этические правила и этикетные нормы поведения могут оказать в этом неоценимую услугу. 
         Педагоги, обязаны осознавать свою роль в формировании профессиональной этики у студентов. Принцип "не навреди", известный в медицинской этике, очень близок и нашей деятельности. 

Основные понятия, которые включает педагогическая этика, это:
- профессиональная справедливость;
- профессиональный такт, исходными для которых, является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к личности человека, понимание его неповторимости, самодостаточности. Для учителя этот принцип реализуется, прежде всего, в любви к детям.
         С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма. Так например, учителю очень сложно воспитывать будущего гражданина без светлой веры в его возможность стать полнокровным членом общества. 
         Формируя культуру поведения студентов, педагог не только способствует развитию их внутренней и внешней культуры, но таким образом влияет на современное состояние общества. Культура общения включает как вербальные, так и не вербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.
         Манеры - один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека:
- походку;
- телодвижения;
- позу при сидении, стоянии;
- жестикуляцию;
- мимику;
а также совокупность свойств речи:
- интонации;
- силу голоса;
- употребление человеком характерных слов или выражений.


         В обществе существует представление о педагоге, его имидже:
image - с англ. - образ, картина, изображение, символ. Студенты нашего колледжа понимают необходимость соответствия своего образа профессии и с помощью педагогов начинают его формировать. 
         Это, прежде всего, касается:
- внешнего облика;
-соблюдения гигиенических требований;
-использования вербальных и невербальных средств общения.

         Культура общения педагога строится на речевом этикете.
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.

Речевой этикет имеет специфику:

-  тактичность;

- терпимость;

- предупредительность;

- доброжелательность;

- выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

           Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование.  В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания, включает прежде всего искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко чувствуют лицемерное неправдивое слово.
      Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
      Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему.
      Основными требованиями к разговорной речи являются:
- чистота произношения;

- правильная грамматика;

- понятность;

- уверенность;

- честность;

-  искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы).

          В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.
           Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно.
           В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.

         Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать в него вовсе. Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
- аргументацию начните с похвалы,
- если вы поняли, что неправы, признайте это,
- используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон. Критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.

         Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
         Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия. 

Итак, в идеальном учителе сочетаются качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя. Поэтому будущий учитель обязательно должен заранее готовить себя к этой сложной, требующей большой выдержки и душевных сил роли. Ему, в частности, необходимо постоянно помнить, что нравственный долг учителя заключается в том, чтобы всегда и везде, словом, делом и личным примером, личным поведением воспитывать доверенных ему детей. Нет такого момента, когда учитель может считать себя свободным от обязанности воспитывать в своем ученике Человека и Гражданина.

 

В заключение следует подчеркнуть, что педагогическая этика основана не только на любви к студентам, но и на глубоком знании и понимании их внутреннего мира, целей, интересов и стремлений, особенностей характера каждого студента, на педагогике сотрудничества. Следует обучать так, чтобы студент действительно становился соучастником учебного процесса. Если не сделать студента своим союзником, то никакого нравственного влияния на него невозможно оказать. Только приобщая студента к активной творческой и самостоятельной деятельности, познавая и понимая его, можно способствовать нравственному становлению будущих специалистов.

 


Поэтическая игра

 *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо
*
Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день
*Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо
*Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста
*И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания
*Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте


Педагогический этикет». Цель:

Педагогический этикет». Цель:

Работа с людьми требует особого терпения, такта, так как строится на взаимодействии между людьми

Работа с людьми требует особого терпения, такта, так как строится на взаимодействии между людьми

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения

В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось

В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось

Критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования

Критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования

Поэтическая игра * Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *

Поэтическая игра * Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017