Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Оценка 5

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
5 кл—9 кл
03.03.2017
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Доклад рассказывает о формировании мировоззрения учащихся, чему и способствуют уроки литературы, на которых происходит духовное и нравственное становление учащихся. Учитель литературы, как никакой другой предметник, имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие.
Доклад на тему Дух.-нрав.восп..docx
Муниципальное образовательное учреждение Информационный методический центр Доклад на тему: Духовно – нравственное воспитание в школе на уроках литературы Выполнила: учитель Черкашина Наталья Анатольевна МОУ Дмитровская СОШ №2 Дмитров 2012 г. Духовно­нравственное воспитание в школе на уроках литературы.        Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся,  способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в  решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности,  алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.).        В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа – не только  расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить по­христиански,  «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам  способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь. Каждый, наверное, еще в детстве  задавал себе вопрос: «Как стать счастливым? В чем оно, счастье?» Позже приходит вопрос: «Для чего я живу?» Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой  и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила,  власть – вот приоритеты современного общества.        Что мы противопоставим золотой лихорадке, боевикам, насилию? Чем можем помочь юному созданию, впервые задумавшемуся над смыслом собственной жизни? Именно учитель­словесник  может здесь быть полезным. Ибо наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение  «вечных» вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и  поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда сознавал свое  служение как пророческое.        Сегодня, изучая произведения русских классиков, учитель литературы, как никакой другой  предметник, имеет возможность говорить о духовно­нравственных категориях, живительным  источником которых всегда для русского человека являлось православие. Не понимать роли  христианства, когда в течение тысячи лет именно под воздействием православия шло  формирование русского национального характера и изучать произведения русской классики,  отсекая духовные корни, которые всегда её питали, – значить изучать литературу ради самого  предмета. Понятийный аппарат        Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в  силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности ­  религиозной. Религиозность ­ это лишь определенное убеждение. А вот исполнение  высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным,  культурным, умение прощать и др.­ это и есть духовность. Это качество всей человеческой  деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.       Духовность ­ это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу,  идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и  внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).        Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим  миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением  духовности ­ любовь.        Нравственность ­ это компонент культуры, содержанием которого выступают этические  ценности, составляющие основу сознания. Нравственность ­ это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и  приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.       Таким образом, можно привести несколько формулировок духовно­ нравственного  воспитания:      духовно­ нравственное воспитание­ это создание условий для воспитания человека,  который старается жить в согласии со своей совестью. «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).     Духовность и нравственность ­ понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.       В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного  народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно­эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами  работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения,  включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.       Если мы попытаемся подойти к анализу произведений русских писателей именно с этой  стороны, наверное, не ошибемся. Задачу свою мы видим в том, чтобы, говоря о художественно­ эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное  приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно  спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.       Исследование стиля писателя, особенностей жанра, композиции, работа над выразительными  средствами и т.п. не должны подменять главного в уроке литературы – серьезного разговора о  духовных ценностях, о всегда сложном пути человека к пониманию Истины – Бога –  Совершенства. Опору для осмысления русской литературы найдем в Нагорной проповеди: «Не собирайте  себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но  собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не  подкапывают и не крадут…» (Мф.6, 19­20). В этой великой заповеди определена сокровенная  суть двух пониманий смысла человеческой жизни, как и двух мировоззрений, двух различных  типов мышления, двух типов культуры. В этих словах Христа – указание на смысл того  разделения, которое Он принес в мир. Две системы жизненных ценностей, связанных с тою или  иною ориентацией человека в земном мире, обусловливают и различие в понимании добра и зла  вообще.       Вот главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце  наших стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным. Человек обречен на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключенный в этом трагизм  своего существования еще и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту­то смятенность души высветила русская литература, сделав ее, по сути, главным предметом своего  сострадательного исследования.      Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель может помочь детям  найти себя в прекрасном мире русской культуры, сердцем которого является православие.      Именно поэтому на уроках литературы, сегодня так важно рассматривать не только  особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей  видится создание на уроке особого  духовного пространства.      Вот несколько примеров.      Начнём с 5 класса на примере Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Рассказ  последовательно строится автором так, что в каждой точке встречи мальчика с тем или иным  человеком сюжет может пойти совсем по другому руслу. Недаром естественно возникали  методики преподавания этого рассказа таким образом, что учитель, читая первый раз текст в классе, останавливался в определенных местах и предлагал детям продолжить повествование  самим. В этих точках рассказа людям предлагается узнать в мальчике Младенца­Христа и в себе  – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество, и все вот сейчас вспоминают  события и образы двухтысячелетней давности. Но никто не оказывается способен увидеть их  вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в "рабском виде". Снова и снова реализуется  предсказанное в Евангелии: "ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня" (Мф 25, 42­43). И когда спросят Его: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или  жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?  Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих  меньших, то не сделали Мне" (Мф 25, 44­45). Достоевский своим способом построения образа  убеждает нас в том, что в словах Христовых отсутствует какая бы то ни было метафоричность.  Ибо Он неизменно и неложно присутствует в каждом "из сих меньших", продолжая евангельскую историю.      Скрытой пружиной 6 класса является идея – “Изображения в литературе взаимоотношений  человека с окружающим миром: здесь важно показать учащимся, как невидимые духовно­ нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью,  природой по­настоящему правят миром; как писатель в силу своего таланта умеет передать  людям необратимость действия этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть Человеком, с осознанием свой самоценности как личности и с чувством самоуважения.      Раздел “Устное народное творчество” в 6классе представлен былиной об “Илье Муромце и  Соловье Разбойнике”. Наделяя героев­богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской. Обращаем внимание учеников на построение и язык  былины, говорим о художественных изобразительных средствах языка: повторах, гиперболе,  литоте: “мальчик­с­пальчик, мужичок­с­ноготок”, о постоянных эпитетах, о красоте русского  языка. Многие былины посвящены подвигам Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Микулы  Селяниновича, но с особой любовью показан Илья Муромец, крестьянский сын.       Большое значение для духовно­нравственного развития школьников имеют уроки  древнерусской литературы, сюжетом которой, по точному замечанию Д.С. Лихачева, является  мировая история, а темой – смысл человеческой жизни.      Знакомясь со всеми ее жанрами, представленными в школьной программе, особое внимание  мы уделяем жанру агиографии. Жития святых во все времена были любимым чтением русского  человека. Произведения этого жанра дают нам образец правильной (т.е. праведной) жизни,  повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Героями житий стали  самые разные люди: монахи, крестьяне, горожане и князья. На уроках мы выделяем 2 типа житий – монашеские и княжеские. Примером первого типа могут служить жития преподобных  Феодосия Киево­Печерского и Сергия Радонежского. На этих уроках мы обычно вспоминаем  евангельскую притчу о талантах: как приумножили преподобные отцы «талант», данный им  Богом? Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это  прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели  и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них  идеалом и что составляет предмет стремления совершенного человека. Кто он, современный  герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.      Разговор о преподобном Сергии можно окончить уроком, на котором совершить заочную  экскурсию в Троице­Сергиеву Лавру. Полезно будет вспомнить имена учеников преподобного,  основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного  преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этом уроке.  Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига преподобного Сергия с возрождением Руси в  наше время.      В 7­8 классе ребята знакомятся с княжескими житиями (например, святого благоверного  князя Александра Невского, святых Бориса и Глеба, святых Петра и Февронии Муромских). Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и  веры православной. Нужно подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения,  попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа:  «Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду».      Разговор о Петре и Февронии в классе мы обычно начинаем с выяснения того, за что  прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской  семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и  друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент.      Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей  древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно  это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По  мнению Николая Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные  темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой­либо литературе мира. Вся наша  литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых  значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о  Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в  сознании своем русские писатели отступали от христианской веры».      Религиозность литературы нашей проявляется не только в обращенности писателей к  библейским сюжетам. Они смотрели на события, характеры, стремления людей с точки зрения  евангельской истины, что и проявилось, конечно, в их творчестве.      Именно для Православия характерно пристальное внимание человека к своему духовному  миру. Человек изначально создан Творцом свободным, но он и несет ответственность за свои  поступки. И если человек по своей воле впадает в грех, то чтобы обрести внутреннее  спокойствие, утраченную гармонию душевных сил (ведь мы знаем из той же классической  литературы, что за преступлением всегда следует наказание), человек должен изжить свой грех  покаянием и напряженной духовной работой. Анализируя произведения русской литературы,  учитель может пользоваться религиозными нравственными категориями, привлекать то духовное наследие, которое содержат в себе творения святых отцов.      Так, например, универсальной «формулой» для анализа образов «лишних людей», объяснения противоречий их характеров, их внутренней дисгармонии могло бы стать изречение  преподобного Исаака Сирина: «Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля». (То же  самое мы могли бы посоветовать и шекспировскому Гамлету). Очень часто вспоминаем мы на  уроках и слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи  спасутся». Евангельской моралью стараемся мы поверять свои суждения на уроках. Хочется  надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый  духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.      Наши программные произведения дают такой материал в большом количестве. Так, например, в 8 классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина «Метель», учитель может повести  серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака.      Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась той патриархальностью (т.е.  стабильностью бытия, нравственностью), о которой мы сейчас лишь со вздохом вспоминаем.  Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же  благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь  романтическому порыву, она становится той «блудной дочерью», которых так много знала наша  литература. Спасла Машу метель, в образе которой нужно видеть символ: Промысел Божий  удерживает человека от безнравственного поступка. Встреча героини с Бурминым, кажется,  сулит героям счастье. Однако есть одно «но». Современным школьникам необходимо объяснить, что удерживает Бурмина от признания в любви. Герои воспитаны на христианской морали, и  таинство брака, как бы нечаянно не совершившееся, свято для них. И это непреодолимое  препятствие для следующего вступления в брак, ибо «что Бог сочетал, человек да не разлучит». (МФ. 19,6). Мы еще вернемся к этой проблеме, говоря о «Песне про купца Калашникова»  Лермонтова.      Уже в 7­8 классах на уроках­диспутах ребята ставятся перед необходимостью решать  вопросы нравственного порядка. При изучении «Песни про купца Калашникова» Лермонтова –  «Сильный или слабый человек Кирибеевич? ­ оттолкнувшись от слов Белинского «какая  сильная, могучая натура…», семиклассники строят свое рассуждение, в чем истинная сила  характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости,  побеждающей страстные порывы? При изучении повести «Тарас Бульба» Гоголя – «Прав ли  Тарас, убивая своего сына?» ­ ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что  решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения,  опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии.           Чего ждать от жизни? Зачем жить? – проблема по сути своей религиозная, но в современном  литературоведении и, следовательно, в школьной практике, она осмысливается по­иному.  Называются социальные, политические, житейско­бытовые причины появления «лишних людей». Тот набор банальных частных идей, которыми объясняют данное явление в школе, никак не  может быть признан удовлетворительным. И проблема остается нерешенной.      «Дар напрасный, дар случайный» ­ иначе не может решить эту проблему атеистический разум. Ибо если не создан я Творцом для вечности, а всего лишь случайно появился на свет в  результате игры бездушных стихий, ­ для чего и жить мне?      И ни активная общественная деятельность (вспомним Рудина, Базарова), ни научное  мировоззрение (вспомним Бельтова, героя чеховского рассказа «Скучная история»,  выдающегося ученого) не дают удовлетворительного ответа на вопрос «для чего я живу?» Все  подобные изыскания просто бессмысленны перед базаровским «лопухом»: «ну будет он (т.е.  мужик) в белой избе жить, а из меня лопух расти будет, ну, а дальше?»      Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом,  человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не  желая слышать о ней еще раз. В том­то и смысл пророческого служения нашей литературы:  напоминать нам постоянно, «что есть истина», помогать нам в ее постижении, в этом нелегком  духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими  предшественниками; пробудить наше сознание к решению «вечных» проблем, предостеречь от  неправильных путей.     Выводы:      Современный учитель­словесник работает в условиях такого сокрушительного духовного и  нравственного слома, который в России вряд ли когда­либо наблюдался. Все, что наработано  веками подвижниками духа и совести, летит под откос, все исконно народное, традиционное  выхолащивается, теряет силу примера или запрета, в том числе "великий и могучий" русский  язык. Ведь в начале было слово…В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в  мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это  могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и  национальными традициями культурный компас ­ ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и  духовной...       Смысл образования — не только в получении знаний. Кто нам нужен «на выходе»?  Многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист,  отбросивший всякие гуманистические химеры? Долгие годы у нас господствовала идущая  сверху "негласная установка: чем меньше культуры, тем больше «политической твердости» и  «идейной устойчивости». Мы поделили людей на «физиков» и «лириков», «технарей» и  «гуманитариев», материально поощряя первых и обделяя вторых. Нацеленность на подготовку  узких специалистов и привела к духовному кризису общества. Психолог В.Зинченко писал по  этому поводу: «Мы забыли о том, что школа должна выводить прежде всего в люди, а уже  потом в солдаты, рабочие, ученые, патриоты и т.д.»

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"

Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017