Доклад на тему "Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии с применением информационно-коммуникационных технологий" рассказывает о возможностях ИКТ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. На конкретных примерах
показано использование ИКТ на различных этапах обучения биологии детей с ОВЗ.Доклад на зональном семинаре педагогических работников коррекционных школ
ГБОУ Бакалинская коррекционная школа интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Формирование ключевых компетенций
у учащихся на уроках биологии с применением
информационнокоммуникационных технологий
Автор: Галиева Гульназ Сагадатовна,
учитель биологии2017 год
Содержание
Введение
Глава I
……………………………………………………………..
Компетентностноориентированное
образование………………………………………………...
Использование ИКТ технологий на разных этапах
урока………………………………………………………
……………………………………………………………..
Выводы
Литература ……………………………………………………………..
Глава II
3
5
7
9
10ВВЕДЕНИЕ
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация
как средство и процесс предполагает введение чеголибо нового.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной
деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом
изучения, анализа и внедрения.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания,
организацию совместной деятельности учителя и учащегося. К инновациям
относятся внедрение информационнокоммуникационных технологий в
учебновоспитательный процесс.
Компьютер вызывает стойкий интерес у детей с ограниченными
возможностями здоровья, он помогает им учиться с увлечением, добиваться
высоких результатов в овладении школьными предметами. Компьютер,
несомненно, уже стал оперативным средством наглядности в обучении на
уроках естествознания, но он может и должен помочь в отработке некоторых
практических умений, организации и проведении опроса и контроля знаний
учащихся, а также в выполнении творческих домашних заданий.
Использование компьютерных технологий позволяет расширить рамки
учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту
растительного и животного мира.
Цель:
показать возможности использования информационных технологий на
формирования ключевых компетенций
уроке биологии для
обучающихся
Задачи: рассмотреть
возможности использования
информационно
коммуникационных технологий на уроках биологии;
рассмотреть влияние ИКТ технологий на активизацию
познавательной деятельности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Гипотеза:применение информационнокоммуникационных технологий
учебном процессе положительно влияет на формирование ключевых
в
компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность:трудности усвоения учебного материала учащимися с
ограниченными возможностями здоровья снижают уровень мотивации к
учению и создают необходимость развития информационно
коммуникативных компетентностей учащихся для создания мотивации
учебной деятельности, повышающей качество обучения и образования,
соответствующего требованиям современного общества.
Область использования результатов: уроки биологии и внекласссные
мероприятия по естествознанию.Глава I. КОМПЕТЕНТНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Мы живём в обществе бурно развивающихся технологий. От человека
требуется не столько обладание специальной информацией, сколько умение
ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать
новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания,
другие ресурсы.
Компетентностноориентированное образование один из вариантов
Формирование ключевых
направления модернизации образования.
компетенций учащихся, т.е. способности применять знания в реальной жизни
актуальная проблема современного образования. Особенно актуальна эта
проблема в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Усилия образования в целом и нас, учителей, в частности, направлены на
создание такой образовательной среды, которая обеспечила бы доступность
качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и
состояния здоровья.
И одним из приоритетных стратегических направлений модернизации
образования, решающих эту задачу является внедрение в учебный процесс
средств информационнокоммуникационных технологий. Особенное значение
это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Я преподаю уроки биологии и истории и культуры Башкортостана, и как
любой учитель, конечно, хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с
интересом и желанием занимались на уроке. Обычными традиционными
методами достаточно трудно добиться интереса и получить положительныйрезультат. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность
всех обучающихся. Большую помощь в этом деле оказывает применение
информационнокоммуникационных технологий.
С каждым годом увеличивается влияние на жизнь человека компьютера.
Большинство детей с большим удовольствием посмотрят телевизор, или
Применение
посидят перед компьютером,
чем прочитают книгу.
компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых
приставок, компьютерных игр оказывают большое влияние на воспитание
ребенка и его восприятие окружающего мира. И, шагая в ногу со временем,
учитель должен внедрять в учебный процесс новые методы подачи
информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме
развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает
предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Поэтому, я
считаю, что использование мультимедийного оборудования на уроках как
никогда актуально. Специфика нашего предмета биологии, обуславливает
использование большого количества наглядного материала на уроках.Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
Современные информационнокоммуникационные технологии
предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут
использоваться на всех этапах обучения. Чтобы не быть голословной,
предлагаю рассмотреть на конкретном примере. Урок биологии в 5 классе
(VIII вид), тема: «Многообразие животных».
Использование ИКТ на разных этапах урока:
при проверке знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
использую кроссворд, картинки с изображениями животных.Чтобы
узнать, с какими организмами мы познакомимся на уроке, предлагаю
отгадать загадки. В выделенных клетках учащиеся читают слово,
близкое к теме урока.
при объяснении нового материала предлагаю детям рассмотреть
изображения животных и найти общие признаки. Например, при
изучении насекомых, дети, используя свои знания и изображения,
которые демонстрируются на экране, приходят к выводу, что
насекомые имеют 6 ног. Это их отличительный признак.
При изучении следующей группы животных рыб демонстрирую
видеоролик и задаю вопросы: с помощью чего передвигаются рыбы,
чем покрыто их тело? и т.д.
При изучении млекопитающих предлагаю детям найти общее у данных
животных.
На этапе контроля знаний очень удобным и интересным для учащихся
является индивидуальное компьютерное тестирование. Но, ксожалению, у нас ещё нет технической возможности использовать этот
метод. Пока применяю использование вопросов, тестовых заданий на
экране, которые ребята могут тут же проверить самостоятельно или
друг у друга, обменявшись работами.
При изучении и закреплении знаний использую разнообразные задания
сравнение,
на комментирование фрагмента,
видеоролика,
сопоставление, построение логической цепочки. Например: показываю
видеоролик или изображение какоголибо животного и предлагаю
детям определить, к какой группе относится данное животное
(например: дельфин. Дельфинэто рыба или млекопитающее?)
при обобщении и систематизации материала использую различные
схемы, таблицы, которые демонстрирую на большом экране.
Также очень популярны у обучающихся опережающие домашние задания,
когда они готовят небольшие сообщения по теме, которую предстоит изучить.
Например, почему канарейка получила такое название? Для ответа на такие
вопросы ребята пользуются интернетресурсами, самостоятельно находят
информацию и выделяют главное.
По способу использования информационных технологий выделяют
следующие типы уроков:
1.Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме –
один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран;
2.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме –
урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
3.Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном
дистанционном режиме урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
В наших условиях предпочтительными являются уроки, на которых
компьютер используется в демонстрационном варианте.ВЫВОДЫ
Таким образом, использование ИКТ на уроках дает мне возможность
показывать тематические видеофильмы, анимационные ролики, прослушивать
аудиозаписи, а также выполнять разнообразные задания. Я имею возможность
показать ребятам разные биологические объекты, процессы на макро и
микроуровнях, в их динамике и взаимосвязи, что делает информацию более
яркой, понятной и запоминающейся.Список литературы:
1. С. И. Борис, Н. К. Ханнаннов «Возможности использования российских
электронных изданий на уроках биологии» Газета «Биология», № 6,
2005 год, с. 1825. Издательский дом «Первое сентября»
2. А. Г. Козленко «Информационная культура и/или компьютер на уроке
биологии» Газета «Биология», № 1724, 2008 год. Издательский дом
«Первое сентября»
3. Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в
сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
5. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в
информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.