Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"
Оценка 5

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
05.04.2019
Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"
Формирование мотивации на уроках химии.docx
ГБПОУ «Владикавказский многопрофильный техникум  имени Г.Калоева» Доклад «Формирование мотивации обучения на уроках химии» Автор: преподаватель химии ­  Дзагоева Фатима Борисовна Владикавказ – 2018 г. «Все наши замыслы, все поиски и построения                                        превращаются в прах, если у ученика нет                                                желания учиться»                                                (В.А.Сухомлинский).         Эпоха   научно­технического   прогресса   повлекла   за   собой   глубокие качественные изменения в области  образования. Они обусловлены переходом на новое содержание обучения, прогрессивные формы и методы проведения занятий,   что   вызывает   необходимость   оснащения   учебных   заведений современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями и оборудованием.         В современной жизни химия имеет исключительное значение. В то же время,  возрастающий   объем  информации, непрерывное  обновление учебных дисциплин  привело к тому, что интерес к химии у обучающихся снизился. Отсюда   ­   нежелание   изучать   учебные   и   научные   тексты   химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это влечет   за   собой   низкую   мотивацию   к   изучению   химии   в   образовательных учреждениях.   И,   как   результат,   слабые   знания   по   химии,   а   в   дальнейшем появление  трудностей в усвоении дисциплин, связанных с химией. Поэтому в образовательных учреждениях вопросу повышения эффективности учебного занятия и формированию учебной мотивации обучающихся должно уделяться особое внимание, т. к. высокая учебная мотивация повышает эффективность урока, а это является основным компонентом системы обеспечения качества образования.       Мотивация   ­   это   общее   название   для   процессов,   методов,   средств побуждения   обучающихся   к   продуктивной   познавательной   деятельности, активному освоению содержания образования. Управлять развитием учеников в процессе обучения ­ это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.    Основой преподавания химии должна стать система химических знаний, максимально   приближенная   к   повседневной   жизни   человека,   а   для обучающихся профессиональных учебных заведений еще и с выбранной ими профессиональной деятельностью. Выделяют следующие методы мотивации. Эмоциональные методы мотивации:      1 ­ поощрение,      2 ­ порицание,      3 ­ учебно­познавательная игра,      4 ­ создание ярких наглядно­образных представлений,      5 ­ создание ситуации успеха,      6 ­ стимулирующее оценивание,      7 ­ свободный выбор задания,      8 ­удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные методы мотивации:        1 ­ опора на жизненный опыт,       2 ­ познавательный интерес,       3 ­ создание проблемной ситуации,       4 ­ побуждение к поиску альтернативных решений,       5 ­ выполнение творческих заданий,       6 ­ “мозговая атака”,       7 ­ развивающаяся кооперация. Волевые методы мотивации:       1 ­ предъявление учебных требований,      2 ­ информирование об обязательных результатах обучения,      3 ­ формирование ответственного отношения к учению,      4 ­ познавательные затруднения,      5 ­ самооценка деятельности и коррекция,      6 ­ рефлексия поведения,      7 ­ прогнозирование будущей деятельности. Социальные методы мотивации        1 ­ развитие желания быть полезным отечеству,       2 ­ побуждение подражать сильной личности,       3 ­  создание ситуации взаимопомощи,       4 ­ поиск контактов и сотрудничества,       5 ­ заинтересованность в результатах коллективной работы,       6 ­ взаимопроверка, 7 ­ рецензирование.           Успешность   современного   урока   во   многом     зависит   от   личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к обучающимся. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке   ­   все   это   помогает   учащимся   лучше   усваивать   трудный   и   «сухой» материал   учебника.   Различные   методы   и   формы   работы,   педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся,   повышает   степень   активности   в   учебном   процессе, предполагает получение крепких знаний.       Задача учителя ­ организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое   усилие   по   овладению   знаниями   протекало   в   условиях   развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов   умственной   деятельности,   как   анализ,   синтез,   абстрагирование, обобщение, сравнение. Учеников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.    С целью формирования у обучающихся понятий о признаках и условиях протекания   химических   реакций,   а   также   устойчивого   познавательного интереса к химии, я использую занимательные химические опыты. Перед их проведением ориентирую обучающихся на необходимость установления ими условий   и  признаков   протекания   реакций,  подготавливаю   их   к   пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация   техники   химического   эксперимента).   Затем   даю   учащимся возможность   самостоятельно   сформулировать   личностно   значимые   цели, адекватные   обучающей   цели   учителя   (овладения   химическими   понятиями «признаки» и «условия протекания химических реакций» и др.). Благодаря занимательности   химического   опыта   личностно   значимые   цели   учащихся могут   постепенно   перерасти   в   мощный   мотив   учения   ­   познавательный интерес. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний   по   химии,   но   и   облегчает   понимание   технологии   химических производств,   способствует   развитию   наблюдательности,   умений   объяснять наблюдаемые   явления,   используя   для   этого   теоретические   знания, устанавливать причинно­следственные связи. На   уроках     я   использую   ряд   упражнений   и   педагогических   приемов, позволяющих   формировать   и   развивать   мотивацию.   Некоторые   из   них   я предлагаю вашему вниманию. 1. Приём «Черный ящик».  а) Тема: «Нефть. Переработка нефти», форма ­ загадка. Учитель предлагает отгадать тему урока в «черном ящике»: Камни, почву раздробил специальный бур  Из земли фонтан забил, маслянист и бур. Та, что есть в фонтане этом, Всем нужна зимой и летом. В ней потом найдут бензин, И мазут, и керосин. Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: состав и свойства   нефти,   нахождение   в   природе,     применение   нефтепродуктов,   а учитель добавляет ­ способы переработки. Загадки использую при изучении и других тем, например: ­ Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При   очень   небольшой   молекулярной   массе   оно   имеет   аномально   высокую температуру   кипения.   Образовано   атомами   самого   распространённого элемента Вселенной и атомами самого распространённого элемента на Земле. (Вода)  ­   Атомы   этого   элемента   обладают   способностью   отдавать   и   принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому  свойству  его  атомы,  образуя  друг  с  другом ковалентные неполярные   связи,   могут   составлять   длинные   цепочки.   Этот   элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. (Углерод)  б) Тема «Этилен», форма – решение задачи на вывод формулы:      «Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14» .  Обучающиеся   находят   формулу   C2Н4  и     выход   на   тему   урока     в «черном ящике» ­  «Этилен». в) Тема: «Алюминий», форма ­   использования интересных фактов из истории.   «Он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота, а уже в 1855 году, Парижская выставка – демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже   золота. На  этой  выставке  Наполеон     III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона   химик   Девилль   умудрился   выбить   из   прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки».        Учитель: в настоящее время посуда из этого металла встречается в столовой (в черном ящике ­ алюминиевая ложка) и выход на тему, цели и задачи урока. 2. Приём «Мозговой штурм».      Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую.  Работая   в   группе   или   в   паре,   учащийся   зачастую   получает   гораздо больший   заряд   энергии,   уверенности   в   своих   силах.   Достоинство   этого метода   ­   большое   количество   идей   в   единицу   времени.   На   стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт. на   тему     урок   Пример: кислоты». На демонстрационном столе лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно   использовать   рисунки   этих   фруктов   в   виде   слайда).   Учитель показывает на фрукты и спрашивает: Что объединяет эти продукты? Ответ: содержатся кислоты. «Карбоновые    Или урок на тему «Жиры». На демонстрационном столе лежат образцы  ­ мыло, маргарин, подсолнечное, оливковое, сливочное масла или показать их картинки (слайд). Предложить ответить на вопрос: Что их объединяет? Что вам известно о жирах? 3. Прием «Ассоциативный куст». К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова­ ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно  правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя  записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске,  объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что­либо добавить или  стереть. Пример: урок на тему «Спирты». Какие ассоциации у вас возникают с понятием «спирт»? 4. Кроссворд.    Можно начать урок с кроссворда, учащиеся должны отгадывать слова, в результате   чего   получат   ключевое   слово,   которое   является     темой   урока. Кроссворд   можно использовать для   проверки   и закрепление пройденного материала. Например,  при изучении темы «Растворы» можно предложить кроссворд: 1. Способность вещества растворяться в том или ином растворителе. 2. Физико­химические однородные смеси переменного состава, состоящие из двух и более веществ и продуктов их взаимодействия. 3. Хорошо растворимые в воде основания, создающие в водном растворе большую концентрацию ионов ОН­. 4. Неорганические или органические вещества, а также смеси, способные растворять различные вещества. 5. Раствор, в котором данное вещество при данной температуре уже больше не растворяется. 6. Одно из наиболее распространённых и важных веществ на Земле. 7.  Способность  некоторых  химических  соединений  проявлять  кислотные или основные свойства в зависимости от веществ, которые с ними реагируют. 8. Сложные вещества, которые в водном растворе образуют гидроксид­ионы ОН­.              Ответы: 1.Растворимость  2. Растворы  3. Щёлочи  4. Растворители  5. Насыщенный  6. Вода  7. Амфотерность       Если   обучающиеся   равнодушны   к   предмету,   учеба   становится   тяжелой повинностью.   Поэтому   каждый   учитель   в   процессе   своей   деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?      Мотивация профессиональная.   изучается       Курс   химии   в   образовательных   учреждениях     начального   и   среднего   по   специализированному профессионального   образования   учебнику, предназначенному для профессий и специальностей технического профиля,     разработанному   авторами:   О.С.Габриелян   и   И.Г.Остроумовым. Содержание   учебника   соответствует     федеральному   компоненту государственного   образовательного   стандарта   по   химии   базового   уровня   и предоставляет   материал   профильного   и   профессионально   значимого содержания.        Для   мотивации   обучения   в   группах   разных   профессий     строятся межпредметные   связи   химии   с   предметами   профессионально­технического цикла и производственной практикой обучающихся. При   отборе   учебного   материала   по   химии   с   профессиональной направленностью ставятся задачи:  ­ ознакомить   учащихся  с  основными  достижениями  химической  науки  в создании строительных материалов и применении их на производстве; ­ активизировать познавательную деятельность учащихся, убедить их в том, что   знания,   полученные   на   уроках   химии,   имеют   прямое   отношение   к выбранной   профессии   и   должны   использоваться   в   их   производственной деятельности.    В курсе материаловедения обучающиеся получают представление о саже. Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы   показываю роль СО2  в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты,   мы   конкретными   примерами   иллюстрируем   широкое   применение солей   в   качестве   строительных   материалов.   Например,   мел   является составной   частью   грунтовок,   шпатлевок,   паст,   известковых   окрасочных растворов,   клеевых   составов.   Мрамор,   имеющий   микрокристаллическую структуру,   обладает   высокой   твердостью,   хорошо   пилится,   шлифуется, полируется.   Применяется   в   строительстве   для   отделки   станций   метро, внутренних помещений зданий, в сантехнике. Известняк используется в промышленности строительных материалов, для производства негашеной извести и цемента.       В   разделе   «Силикатная   промышленность»   большая     роль   отводится кислородным   соединениям   кремния.   Изучение   соединений   кремния   мы связываем   с   использованием   в   строительном   деле   песка,   глины,   асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения   натриевого   и   калиевого   растворимого   стекла.   Более   подробно рассматриваем цемент – важнейший  современный строительный материал. В курсе   материаловедения   изучению   цементов   и   бетонов   отводится   большое место.   Но   мы   рассматриваем   химический   состав   цемента,   его   основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в строительстве.      При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы,   как   подготовка   учащимися   докладов,   рефератов,   индивидуальных проектов,     проведение   научно­практических   конференций.     Обучающимся заранее предлагаются темы: ­ Химия ­ строительству;  ­ Оксиды и соли как строительные материалы; ­ Применение суспензий и эмульсий в строительстве; ­ Силикатная промышленность ­ строительству, ­ Производство цемента;  ­ Керамика;  ­ Соединения кальция в строительстве; ­ История  гипса; ­ Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;  ­ Применение полимеров в строительстве; ­ Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия  и т.д.      Ещё один из способов решения этого вопроса, который я применяю на уроках ­ это организация проблемно ­ поисковой деятельности учащихся.     Эта   деятельность   по   сравнению   с   другими   имеет   ряд   преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких   знаний   и   что   немало   важно,   показывает   их   прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить.    Очень эффективны задачи с производственным содержанием. Их можно использовать   на   всех   этапах   урока   при   актуализации   знаний   учащихся,   в процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, а также как средство контроля знаний обучающихся. Приведу примеры некоторых из них: ­   В   природном   газе   некоторого   месторождения     объемные   доли углеводородов составляют: метана – 85%, этана – 10%, пропана – 4%, бутана –   1%.   Сколько   литров   каждого   из   газов   может   быть   получено   из   125   л природного газа (н.у.)? ­ В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ   входит 25% цемента   и   75%   песка.   Сколько   кг   каждого   компонента   нужно   взять   для приготовления 150 кг такой смеси? ­ Золото пробы 585 содержит 58,5% этого металла, остальное – медь. Какое количество вещества и сколько гр. золота содержит кольцо массой 4,7 г? ­   Сколько   граммов   хлорида   натрия   и   воды     необходимо   взять   для приготовления   600   г   физиологического   раствора,   массовая   доля   соли   в котором составляет 0,9%? ­   Определите   объем   кислорода,   который   требуется   при   газовой   сварке металлов для горения 40 л. ацетилена. ­ Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100 г. Карбоната кальция. ­ Определить массу сажи, которая образуется при разложении 32 л. метана (н.у.). Мотивация экологическая.  Мы с вами живём в окружающем нас мире, поэтому для нас небезразлична экологическая проблема. Предлагаю вам «Экологическую задачу». Задача:  Отходом металлургического комбината «Электроцинк» является сернистый газ ­ оксид серы(IV). Определите массу газа образующегося ежемесячно из 16 тонн серы? Таким образом, можно сделать следующие выводы: ­Мотивация ­ один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. ­Снижение   положительной   мотивации   учащихся   ведет   к   снижению успешности и эффективности обучения. ­Развитие   мотивов,   связанных   с   содержанием   и   процессом   учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. ­Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических   технологий   формирует   положительную   мотивацию обучающихся,   способствует   развитию   основных   мыслительных   операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"

Доклад на тему "Формирование мотивации обучения на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019