Доклад к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Игровая деятельность на уроках чтения". В докладе представлен опыт работы учителя начальных классов с использованием игровых методов обучения на уроках литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС. Материал может быть использован на заседаниях школьных МО.
Игровая деятельность на уроках чтения.
Сделать серьёзное занятие для ребёнка
занимательным вот задача первоначального
обучения.
К.Д. Ушинский
Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной
деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой
легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды положены следующие принципы:
эмоциональной комфортности (призванный обеспечить эмоциональное тепло,
поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях детей);
активности (призванный стимулировать активное поведение детей посредством
самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности и участия в
различных формах её организации);
открытости (призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых
знаний, эмоций за счёт включения в состав среды новых видов игрового материала в
соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей, уровня
их развития);
индивидуализированности (призванный сделать среду субъективно значимой, где
каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально
реализовать себя и показать свой успех в деятельности с помощью созданных им
объектов предметно – игровой среды);
информативности (призванный предоставлять каждому ребёнку возможность
максимальной свободы действий, обеспечив среду такими средствами, которые
позволяли бы детям совершенствоваться в освоении разного рода игр).
На уроках чтения необходимо применять дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на
решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется
воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость
использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем
школьном возрасте определяется рядом причин:
1
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла
своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки).
Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте
игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё
внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что
опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее
адекватный путь включения детей в учебную работу.
2
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной
устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольнымразвитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления.
Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических
процессов.
3
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность
в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок
приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен
выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют
друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат
в школе (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со
сверстниками и учителями).
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра – это ещё и игровая форма обучения, которая. Как известно,
достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.
Выделяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры –
предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим
школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам
процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы;
развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании
интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления
(способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов
эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность,
гибкость, критичность мышления).
упражнение».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной
гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка, отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к
рассуждению и доказательству.
рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Основные типы загадок:
1
перечисления различных его признаков.
2
явления.
3
4
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а
буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: шарады, метаграммы,
анаграммы, логогрифы.
В загадку включено отрицательное сравнение.
Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского «доставляет уму ребёнка полезное
Отгадывание загадок младшими школьниками на уроках чтения можно
Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета илиТакже на уроках чтения я использую индивидуальные и групповые игры в загадки
– загадки – трафаретки, кроссворды загадок.
В основе игр с загадками лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
рассуждать, делать выводы.
При использовании игр в загадки предлагаю памятку к работе над загадкой.
Памятка к работе над загадкой.
1.Загадка малое по форме (размеру) литературное произведение.
2.Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Например:
Никого не обижает, а её все толкают. (Дверь) (Скрытый, предполагаемый
вопрос.)
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька) (Явный, прямой вопрос.)
3.Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение,
заставить подумать.
4. В загадке используют образные слова и словосочетания.
Метафора – употребление слова в переносном значении. Например:
Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздём.
Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.
Например: Часы ходят, ветер воет.
Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей
художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое
донце. (Подсолнух) Золотая рожь, мороз седой, алый огонёк.
Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Например:
Кругла, как шар; красна, как кровь.
5.Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления.
(Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение.)
6. Необходимость перечисления признаков влечёт за собой использование в
загадках однородных членов предложения. Например: Маленький, удаленький,
сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб – подосиновик.)
7. Загадку можно построить на основе отрицательного сравнения. Например:
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
8. В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется
многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой
провожает. (Дверь)
9. Загадка может иметь форму диалога. Например:
Это чёрная?
Нет, красная.
А почему она белая?
Потому что зелёная.
(Незрелая красная смородина)
10. В загадках встречается рифма – взойдёт – упадёт.11. Используется в загадках звуковая подсказка. Это когда звучание слова, фразы
помогают найти отгадку. Например: Маленький шарик под лавкою шарит.
(Мышь) Звук ш помогает использовать образ шуршащей мыши.
Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным,
напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот,
способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определённую структуру (основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно).
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
игровые действия;
игровая задача;
дидактическая задача;
правила игры;
подведение итогов (результат).
Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения – облегчить переход к
учебным задачам, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения,
связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
самостоятельной работы;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных
ролей.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. С
использованием игры на уроках чтения происходит не только усвоение учебных
знаний, умений и навыков. Но и развиваются все психические процессы детей, их
эмоционально – волевая сфера, способности и умения.
функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и