Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
1 кл
30.06.2017
Доклад к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Игровая деятельность на уроках чтения". В докладе представлен опыт работы учителя начальных классов с использованием игровых методов обучения на уроках литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС. Материал может быть использован на заседаниях школьных МО.
Игровая деятельность на уроках чтения.docx
Игровая деятельность на уроках чтения.
Сделать серьёзное занятие для ребёнка
занимательным вот задача первоначального
обучения.
К.Д. Ушинский
Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной
деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой
легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
В основу организации игровой среды положены следующие принципы:
эмоциональной комфортности (призванный обеспечить эмоциональное тепло,
поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях детей);
активности (призванный стимулировать активное поведение детей посредством
самостоятельного выбора разнообразных видов игровой деятельности и участия в
различных формах её организации);
открытости (призванный дать более широкий диапазон впечатлений от новых
знаний, эмоций за счёт включения в состав среды новых видов игрового материала в
соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей, уровня
их развития);
индивидуализированности (призванный сделать среду субъективно значимой, где
каждый ребёнок найдёт свою «нишу», получит возможность максимально
реализовать себя и показать свой успех в деятельности с помощью созданных им
объектов предметно – игровой среды);
информативности (призванный предоставлять каждому ребёнку возможность
максимальной свободы действий, обеспечив среду такими средствами, которые
позволяли бы детям совершенствоваться в освоении разного рода игр).
На уроках чтения необходимо применять дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально
создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на
решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется
воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость
использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем
школьном возрасте определяется рядом причин:
1
Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла
своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки).
Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте
игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё
внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что
опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее
адекватный путь включения детей в учебную работу.
2
Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной
устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления.
Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических
процессов.
3
Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность
в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок
приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен
выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют
друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат
в школе (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со
сверстниками и учителями).
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра – это ещё и игровая форма обучения, которая. Как известно,
достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.
Выделяются следующие виды игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры –
предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим
школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам
процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания.
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы;
развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании
интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления
(способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов
эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность,
гибкость, критичность мышления).
упражнение».
Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной
гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка, отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к
рассуждению и доказательству.
рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Основные типы загадок:
1
перечисления различных его признаков.
2
явления.
3
4
5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а
буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего: шарады, метаграммы,
анаграммы, логогрифы.
В загадку включено отрицательное сравнение.
Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского «доставляет уму ребёнка полезное
Отгадывание загадок младшими школьниками на уроках чтения можно
Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или Также на уроках чтения я использую индивидуальные и групповые игры в загадки
– загадки – трафаретки, кроссворды загадок.
В основе игр с загадками лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение
рассуждать, делать выводы.
При использовании игр в загадки предлагаю памятку к работе над загадкой.
Памятка к работе над загадкой.
1.Загадка малое по форме (размеру) литературное произведение.
2.Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Например:
Никого не обижает, а её все толкают. (Дверь) (Скрытый, предполагаемый
вопрос.)
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька) (Явный, прямой вопрос.)
3.Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение,
заставить подумать.
4. В загадке используют образные слова и словосочетания.
Метафора – употребление слова в переносном значении. Например:
Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздём.
Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным.
Например: Часы ходят, ветер воет.
Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей
художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое
донце. (Подсолнух) Золотая рожь, мороз седой, алый огонёк.
Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим. Например:
Кругла, как шар; красна, как кровь.
5.Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления.
(Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение.)
6. Необходимость перечисления признаков влечёт за собой использование в
загадках однородных членов предложения. Например: Маленький, удаленький,
сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб – подосиновик.)
7. Загадку можно построить на основе отрицательного сравнения. Например:
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер)
8. В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется
многозначность слова. Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой
провожает. (Дверь)
9. Загадка может иметь форму диалога. Например:
Это чёрная?
Нет, красная.
А почему она белая?
Потому что зелёная.
(Незрелая красная смородина)
10. В загадках встречается рифма – взойдёт – упадёт. 11. Используется в загадках звуковая подсказка. Это когда звучание слова, фразы
помогают найти отгадку. Например: Маленький шарик под лавкою шарит.
(Мышь) Звук ш помогает использовать образ шуршащей мыши.
Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным,
напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот,
способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определённую структуру (основные элементы,
характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно).
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
игровые действия;
игровая задача;
дидактическая задача;
правила игры;
подведение итогов (результат).
Цель дидактических игр и игровых приёмов обучения – облегчить переход к
учебным задачам, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения,
связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
самостоятельной работы;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных
ролей.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. С
использованием игры на уроках чтения происходит не только усвоение учебных
знаний, умений и навыков. Но и развиваются все психические процессы детей, их
эмоционально – волевая сфера, способности и умения.
функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и
Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Доклад на тему "Игровая деятельность на уроках чтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.