Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
05.04.2019
Региональный компонент - это один из методов активизации познавательной активности учащихся на уроках химии. Он формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор, раскрывает исторические связи нашей республики, повышает знания обучающихся в области химии, а так же является важной составной частью воспитания любви к Родине и патриотизма.
Использование регионального в преподавании химии.docx
«Владикавказский многопрофильный техникум имени
ГБПОУ
Г.Калоева»
Доклад
«Использование
регионального
компонента в
преподавании химии»
Преподаватель химии: Дзагоева Ф.Б. г. Владикавказ Современный этап развития образовательных систем предусматривает
использование различных методов и приемов для активизации
познавательной деятельности обучающихся. Региональный компонент это
важная составная часть в воспитании любви к малой и большой Родине,
воспитании патриота и гражданина.
Роль регионального компонента в обучении химии очень велика, так
как формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор обучающихся,
повышает их знания, раскрывает исторические связи нашей республики.
Региональный компонент обладает образовательным, воспитательным и
развивающим потенциалом на уроках.
При современном уровне использования химических процессов
практически во всех отраслях народного хозяйства преподавать химию вне
связи ее с производством нельзя. Особенно важно при этом использовать те
промышленные процессы, основанные на изучаемых явлениях, которые
встречаются непосредственно в нашей республике. Учащиеся легче
запоминают свойства соединений, сущность того или иного химического
процесса, если на конкретных примерах видят целесообразность,
необходимость в реальной жизни республики химии, как одной из важнейших
составляющих экономики.
Учитывая это, введение региональных компонентов в преподавании
химии становится не только необходимым, но и естественным средством
повышения усвоения материала и, как следствие, успеваемости учащихся.
Используя доступные источники, в течение всего курса изучения
химии осуществлялась непосредственная связь учебного материала с
реальной жизнью республики, богатой полезными ископаемыми (например,
цинком, свинцом, серебром, кадмием и другие).
Полиметаллические руды,
Так, например, тесно переплелись темы «Дисперсные системы» и
«Металлы».
свинцовоцинковые руды,
добывающиеся в нашей республике, характеризуются средним содержанием
10 12 % суммы металлов, поэтому в цепи «добыча металлургический
передел» важным звеном является обогащение.
На территории республики существуют Мизурская обогатительные
фабрика. На Мизурской обогатительной фабрике одним из основных процессов, ведущих к повышению процентного содержания металла в руде,
является флотация.
Флотация процесс обогащения руд, основанный на использовании
таких дисперсных систем как эмульсии, пены.
Перемолотую руду помещают во флотаторы, куда подаются вода,
эмульгаторы (линолевая кислота, сосновое масло и другие), и
пенообразователи. Образующуюся смесь непрерывно вспенивают током
пузырьков воздуха. При этом пустая порода остается внизу, а обогащенная
руда с пеной увлекается вверх и снимается.
В качестве иллюстрации к данным выкладкам, приведем фрагмент
урока по теме «Металлы. Общая характеристика металлов. Основные
способы получения металлов». Одной из целей данного урока является
повторение изученных ранее и рассмотрение новых для обучающихся
способов получения металлов.
Одним из важных способов получения металлов из руд является
восстановление их углеродом из оксидов. Как вы знаете, в нашем городе
работает один из крупнейших металлургических заводов Российской
Федерации завод «Электроцинк». Давайте разберем процесс получения
цинка и свинца на этом заводе.
В природе цинк встречается в виде соединений, важнейшие из них
цинковая обманка ZnS, каламин. Чаще встречаются полиметаллические
руды, содержащие кроме цинка, свинец, железо, кадмий, серебро и другие.
Перед металлургической переработкой сульфидные свинцово
цинковые руды обогащают, получая цинковые концентраты. Вспомните, что
такое обогащение? С какими способами обогащения мы сталкивались?
Далее происходит обжиг этих концентратов. Запишите уравнение
реакции взаимодействия сульфида цинка е кислородом:
2 ZnS + 3 О2 = 2 ZnO + 2 SO2
Окись цинка восстанавливается углем в специальных сосудах
ретортах:
ZnO + С = Zn + СО
2ZnO + С = Zn + СО2
Обжиг цинковых концентратов осуществляется в печах «КС»
(кипящего слоя), в нашей стране впервые разработанных на заводе
«Электроцинк».
При изучении темы «Производство серной кислоты» контактным
способом обращаем внимание обучающихся на то, что этим способом производят серную кислоту и у нас на заводе «Электроцинк». При этом
необходимо отметить роль серной кислоты в народном хозяйстве это
производство удобрений, минеральных кислот, солей, синтетических
моющих средств, взрывчатых веществ, как электролит в аккумуляторах, как
сульфирующий компонент для получения красителей и лекарств и т.д. А
затем рассматриваются основные стадии производства серной кислоты
контактным способом:
Получение
концентрата :
2 ZnS + 3 О2 → 2 ZnO + 2 SO2
оксида серы (IV) путем обжига цинкового
1.
2. Получение оксида серы (VI) окислением оксида серы (IV) в
присутствии катализатора оксида ванадия (V):
2 SO2 + О2 → 2 SO3
3. Получение серной кислоты. А вот здесь, в отличие от известной
реакции, описываемой уравнением:
SO3 + Н2О → Н2SO4
Процесс растворения оксида серы (VI) проводят не в воде, а в
концентрированной серной кислоте, при этом получается раствор,
называемый олеумом.
При изучении раздела «Силикатная промышленность» рассматривается
тема «Стекло» его состав, свойства, производство (варка) и области
применения. Следует рассмотреть производственную деятельность ОАО
«Иристонстекло» Владикавказского стекольного завода, который
производит стеклянную тару для предприятий консервной отрасли,
производителей соков, детского питания, безалкогольных напитков,
минеральной воды и предприятий ликёроводочной отрасли.
При изучении «Непредельные углероды» нельзя не отметить
деятельность НПО «Полимер» завода, который производит изделия из
полимерных материалов, ОАО «Кетон» производитель полимерных пленок.
Продукция этих предприятий использовались не только в нашей республике,
но и далеко за ее пределами.
На уроках по теме «Природные источники углеводородов»,
обучающимся обязательно рассказывается о нефтяных месторождениях на
Северном Кавказе и, в частности, в нашей республике. Единственная
североосетинская нефтекомпания «АланияОйл» осуществляет добычу
нефти в промышленных масштабах и переработку её в высококачественное
топливо для внутреннего рынка Северной Осетии. На сегодняшний день компания занимается разработкой трёх нефтяных месторождений на
территории республики – Коринского, Ахловского и Заманкульского. По
данным специалистов, общий объём промышленных запасов нефти этих
месторождений, превышает 10 млн т, а вместе с перспективными запасами,
требующими дополнительных геологоразведочных работ, более 25 млн т.
ООО «АланияОйл» принадлежит и завод по переработке нефти. Он
находится в городе Ардон РСОАлания. Завод включает в себя
малогабаритную установку по переработки нефти и газового конденсата.
Мощность перерабатывающей установки составляет 30000 т сырой нефти в
год. Получаемые светлые фракции в дальнейшем используются для более
глубокой переработки и получения высокооктановых бензинов и дизельного
топлива премиум класса. Мазут же в свою очередь используется как для
производства асфальтных смесей, так и в качестве топлива для паровых
котлов, котельных установок и промышленных печей.
Говоря о вулканизации каучука (тема «Природный и синтетический
изопреновый каучук»), нельзя не отметить работу ОАО «Крон»
производителя резинотехнической продукции, липких лент, литьевых
материалов. В качестве сырья завод получает синтетические каучуки
отечественного производства и натуральный каучук. При производстве
резины в специальном смесителе между смесительными вальцами помещают
каучук, наполнители (мел, сажа), красители, и, после тщательного
перемешивания, отстоя и формования, вулканизатор серу.
При изучении темы «Спирты», уроки будут неполными без упоминания
о широкой сети спиртовых линий в нашей республике. Особое внимание
должно уделяться ООО спиртзаводу «Изумруд», на котором из местного и
привозного сырья производят высококачественный этиловый спирт и
Владикавказский завод топливного этанола ООО «Миранда». «Миранда»
является единственным в РФ производителем биоэтанола высокооктановой
добавки к бензину, который обеспечивает более полное сгорание топлива и
уменьшает уровень вредных примесей в составе выхлопных газов (СО – до 30
%, аэрозольных частиц – до 50 %). Завод ежедневно выпускает около 100 т
биотоплива. Для изготовления биоэтанола используются низкосортные
зерновые культуры и отходы пищевой промышленности. Оставшееся после
ферментации сырье служит для производства глютена, отрубей, крахмала, а
также экстракта барды – высокопротеинового корма DDGS, используемого в
животноводстве. Более подробно процесс получения этилового спирта уместно
рассмотреть на уроках по теме «Углеводы». В этой же теме, при изучении
химических свойств крахмала, большую долю в уроке должно занимать
рассмотрение деятельности Бесланского Маисового комбината (БМК).
Производство глюкозы на этом комбинате осуществляется при помощи
гидролиза крахмала. В качестве катализатора используется разбавленная
серная кислота, избыток которой нейтрализуется мелом. Обучающиеся
могут сами записать уравнение реакции, лежащей в основе данного
производственного процесса.
Промежуточным результатом этого
превращения является патока. Патока это смесь глюкозы с продуктами
частичного гидролиза крахмала декстринами. А потом более подробное
рассмотрение использования глюкозы и патоки на предприятиях пищевой
промышленности
фабрика,
Владикавказский хлебомакаронный комбинат).
(Владикавказская
Кондитерская
Особое место для обучающихся должна занимать тема «Белки».
Скажем только о многовековом, традиционном производстве осетинского
сыра, основанном на свертывании белка молока казеина. Процесс протекает
в присутствии ферментов (пепсина, трипсина и других) в качестве
катализаторов. В наше время данные вещества получают из животного сырья
промышленно, а в древности для производства сыра использовали вытяжки
из желудков овец. Во Владикавказе потребности населения в сыре и других
молочных продуктах (кефире, ряженке, твороге) полностью удовлетворяет
Владикавказский городской молочный завод.
При подобном подходе к изучению промышленно значимых
химических процессов повышается качество знаний учащихся, уроки
становятся более интересными, динамичными, доходчивыми. А так же
прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией и историей.
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Доклад на тему "Использование регионального компонента в преподавании химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.