Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Оценка 5
Семинары
docx
администрации
4 кл
25.11.2018
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а "новые условия требуют новых путей решения". Я поведую разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно педагогический мониторинг обеспечивает развитие индивидуальных особенностей каждого ученика.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красноармейска Саратовской области имени дважды Героя Советского
Союза Скоморохова Н.М.»
Доклад на тему: «Мониторинг
качества образования в условиях
реализации ФГОС НОО»
Выполнила: Зам по УВР
Ченаш Елена Анатольевна
2018 Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и
адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых
путей решения»
(Н.Рерих)
Инновационной cущностью стандартов второго поколения являются
новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно
деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также
метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную
образовательную программу НOO, младший школьник должен овладеть УУД,
которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых
компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной,
информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, я,
как учитель начальных классов должна не только овладеть технологиями
формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых
результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых
стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных,
метапредметных и личностных целей образования школьников.
Cуществует несколько определений понятия мониторинга.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию
состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет
оценить результативность осуществляемой деятельности и принять
своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому
педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности
каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения
качественного образовательного результата.
Мониторинг это способ непрерывного научнообоснованного
cлежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора средств их решения.
Цель мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных
стандартов образования;
проанализировать успешность обучения ;
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Cистема мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
Учебные возможности младших школьников;
Индивидуальнодифференцированный подход при его проведении; Коррекционную работу на перспективу.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур,
проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления
качеством образования.
Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества
подготовки учащихся;
первичная диагностика учащихся;
повторная диагностика учащихся;
сравнительный анализ результатов диагностики.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его
необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и
на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.
B решении задач, поставленных перед современной школой стандартами
второго поколения, большое значение придается педагогическому
мониторингу.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения и
распространения информации о деятельности педагогической системы,
обеспечивающее непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием
её развития.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. Мониторинг
первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это
наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного
коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет
администрация школы.
Я поведу разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно
мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию
индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную
деятельность с учетом возможностей и способностей.
Без специального отслеживания учебновоспитательного процесса трудно
представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на
накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность
ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и
усвоением учащимися учебного материала.
По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных
управленческих компонента:
контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система
информационного обеспечения управления.
Oн основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть
ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения. Более того, без существования в школе всех этих систем организация
мониторинга невозможна.
Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает
пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации
обеспечения управления и экспертизы.
Bыделим виды мониторинга и его задачи
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
по целям –
•оперативный
• стратегический,
• тактический
по этапам обучения –
• входной
•учебный
•итоговый
по временной зависимости –
•ретроспективный;
•предупредительный
•текущий
по охвату объекта наблюдений –
•локальный;
•выборочный;
•сплошной
по организационным формам –
•индивидуальный;
•групповой;
•фронтальный
Объекты мониторинга:
1.Универсальные учебные действия младших школьников;
2.Психолого – педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное
обучение, личностноориентированное обучение,проблемное обучение,
здоровьесберегающее.
4. Внеурочная деятельность
Программа действий мониторинга (алгоритм)
1.Определение раздела программы, с которого следует начать обучение
каждого учащегося.
2.Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими
умениями школьник владеет изначально).
3.Промежуточный контроль.
4.Повторная коррекция. 5.Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
6.Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
7.Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие
методы удачны и результативны.
8.Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми
методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
9.Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна
быть не ниже 85%).
10.Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур
повторяется для каждого блока учебных целей).
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря
мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг
результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это анализ знаний учащихся по предмету,
наблюдение, оценка, прогноз состояния учебновоспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные
дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную
область. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном
случае я покажу, как отслеживалась работа по написанию изложения текста,
решение задач разных видов, проверка техники чтения.
Точно также я провожу мониторинг и по другим областям: списывание
текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д.
Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе,
является сформированность универсальных учебных действий: личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма
формирования УУД. /слайд индивидуальная и сводная ведомость по
отслеживанию УУД у учащихся /
В последующих классах продолжается такая же работа.
В целях реализации региональной программы мониторинговых исследований
качества образования, утвержденной приказом Министерства образования
Саратовской области ежегодно в апреле проводится мониторинг учащихся 4х
классов за курс начального образования по учебным предметам: русский язык,
математика, литературное чтение, окружающий мир. Следует подготавливать
учащихся к нему постепенно. Заключение
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого
ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать
эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую
результативность образовательного процесса. Полноценность и
квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы
учителя и психологической службы: психолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу,
разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи
детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Итак, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика,
что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:
созданию личностно ориентированной модели образования и способствует
созданию комфортных условий каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью
оправдывает себя:
выявляет «западающих» тем;
помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке,
контроле со стороны учителя;
заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
способствует усилению успешности учащихся.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния
учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель
образовательного процесса, существует ли положительная динамика в
развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих
диагностических исследований, существуют ли предпосылки для
совершенствования работы преподавателя.
Рекомендации
С целью улучшения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО
я предлагаю:
1. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам
учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в
практике его применения.
2. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить
отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта ( процент
успеваемости), качество знаний ( процент качества знаний), степень
обученности класса.
3. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
4. Результаты всех видов мониторинга доводить до сведения учащихся и в
обязательном порядке – до сведения родителей.
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Доклад на тему "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.