Преодолеть изолированность ребенка, уменьшить его " социальное выпадение" обеспечивается коррекционно-развивающими занятиями. Данный доклад помогает воспитателю в процессе формирования личностного развития обучающего с задержкой психического развития.
Дается перечень условий. когда подросток может оказаться в неблагоприятной среде из-за недостаточности уровня общения. Обучение общению для детей с задержкой психического развития имеет особое значение.Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Возрастающая у подростков самостоятельность сочетается со значительным расширением сфер деятельности, с направленностью на новые более многообразные отношения со сверстниками и другими людьми.
Потребность подростка в общении является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования личности, накопления социального опыта.
Нарушение развития общения влияет на взаимоотношения с окружающими людьми. Наличие у ребенка какого-либо дефекта является причиной нарушения общения и делает его изолированным от окружающего мира.
Преодолеть изолированность ребенка, уменьшить его « социальное выпадение» -обеспечивается коррекционно-развивающими занятиями. Проводятся занятия по социально-бытовой ориентировке для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладение им правильной речью. Словесная речь регулирует поведение, способствует развитию общения.
А.С.Выготский указывал на то, что «отсталый ребенок сам собой выпадает из среды сверстников…клеймо…дефективного ставит его в совершенно новом направлении..»
В связи с этим поиск «обходных путей» является одной из важных задач в коррекционной работе воспитателя. Без целенаправленного социального воспитания невозможно решать проблемы «включения» ребенка в окружающую среду.
Общение и различные виды деятельности являются главными условиями усвоения основных форм адекватного поведения в обществе.
Роль общения является определяющим в развитии психологии личности. Общение и жизнедеятельность это они тождественны, так как без общения невозможны деятельность ,формирование и развитие личности. От уровня владения навыками общения зависит успех в профессиональной деятельности и в конечном счете личное счастье каждого.
Существует трехуровневое включение индивида в сферу социального общения:
1 уровень – включение в семейное окружение;
2 уровень – контактные коллективы, трудовые коллективы;
3 уровень - включение в целостную социальную классовую систему.
Неправильное развитие в общение ведет к серьезным деформациям личности. Именно отрочество является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, культуры поведения.
Кризисы психического развития могут быть нормальными или атипичными, они также зависят от особенностей общения подростков с другими людьми. От того с кем общается подросток зависит асоциальность его поведения. Среда играет важнейшую роль в развитии личности. При относительно благоприятном поведении подростков есть дети, у которых за пределами школы отмечается склонность к асоциальным контактам и игнорирование общественно значимых норм. Исследования показывают, что в отличии от полноценно развивающихся детей для подростков специальной школы более комфортным является общение в малых группах, с детьми более старшего или, наоборот младшего возраста, что свойственно нормально развивающимся детям лишь в начале школьного обучения.
Большая часть подростков с задержкой психического развития живет в условиях неблагоприятной микросферы, отсутствие полноценного общения с родителями является существенной причиной затрудняющей и без того нарушенное развитие психики. У этих детей формируется особое отношение к школе, которая становится для них настоящим домом, где они проводят большую часть времени, трудятся, питаются, строят взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Реализация возможностей формирующейся личности, зависит не только от общего благополучия, социальных условий, внимания окружающих взрослых, но и от того насколько педагогически целесообразно воздействие взрослых на ребенка, насколько грамотно организуется его деятельность. Это позволяет говорить о том, что школа может быть не только условием, но и источником развития личности детей.
Согласно научным исследованиям были выявлены склонности детей к делинквентности. Делинкветное поведение подразумевает цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. Причиной такого поведения является недостаток воспитания.
Одним из проявлений делинквентности является ранняя алкоголизация. Первые выпивки совершаются , как правило, тайком от взрослых с группой сверстников. Мотивами здесь служат и нежелание «отстать» от товарищей, и любопытство, и ложно понимаемый путь к взрослению. Но при повторных выпивках может появиться мотив- желание испытать «веселое настроение», чувство расторможенности, самоуверенности. Тогда алкоголизация становится формой токсикоманического поведения. С той же целью могут использоваться другие дурманящие средства, способные вызвать повышенное настроение вплоть до галлюцинаций. Токсикоманическое поведение еще не свидетельствует о формировании токсикомании и алкоголизма, которым присуще появление психической и физической зависимости от психоактивных веществ. У подростков на формирование психической зависимости сильно влияет реакция группирования со сверстниками.
Обучение детей с задержкой психического развития способам общения, направленное на социальное воспитание, которая ведется на уровнях: группа-класс-школа-общество, осуществляемой специальной коррекционной школой, имеет огромное значение для развивающейся личности подростков с нарушениями в развитии.
Изученный нами материал позволяет сделать некоторые выводы:
1. Организованная психолого-педагогическая деятельность школьных коллективов является залогом успешного развития личности подростка. Чем раньше ребенок с аномалиями в развитии попадает в условия специально организованного коррекционно-педагогического процесса, тем выше процент успеха, несмотря на неблагоприятные семейные условия.
2. Изученный материал выявил различия существующие между подростками и задержкой психического развития и нормально-развивающимися. Отличия проявляются в отношении к учебе, дети с задержкой психического развития более конфликтны во взаимоотношениях с окружающими, проявляют негативизм и игнорирование общественных норм.
3. Проведенные исследования показывают, что в развитии ребенка большую роль играет школьная микросреда. Формирование личности подростка происходит через общение его с окружающими людьми, в том числе с участниками учебно-воспитательного процесса, поэтому так необходима продуманная система воспитательной деятельности, в особенности ведущих в данный возрастной период таких видов, как общение, просоциальная адаптация, что является важнейшим условием реализации возможностей развивающейся личности, ее успешной социальной адаптации.
Общение как условие социальной адаптации подростков
с задержкой психического развития.
Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Возрастающая у подростков самостоятельность сочетается со значительным расширением
сфер деятельности, с направленностью на новые более многообразные отношения со
сверстниками и другими людьми.
Потребность подростка в общении является специфичной и не сводится к какимлибо иным,
более простым потребностям. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную
роль в процессе формирования личности, накопления социального опыта.
Нарушение развития общения влияет на взаимоотношения с окружающими людьми. Наличие у
ребенка какоголибо дефекта является причиной нарушения общения и делает его
изолированным от окружающего мира.
Преодолеть изолированность ребенка, уменьшить его « социальное выпадение»
обеспечивается коррекционноразвивающими занятиями. Проводятся занятия по социально
бытовой ориентировке для преодоления «социального выпадения» ребенка с ограниченными
возможностями здоровья необходимо овладение им правильной речью. Словесная речь
регулирует поведение, способствует развитию общения.
А.С.Выготский указывал на то, что «отсталый ребенок сам собой выпадает из среды
сверстников…клеймо…дефективного ставит его в совершенно новом направлении..»
В связи с этим поиск «обходных путей» является одной из важных задач в коррекционной
работе воспитателя. Без целенаправленного социального воспитания невозможно решать
проблемы «включения» ребенка в окружающую среду.
Общение и различные виды деятельности являются главными условиями усвоения основных
форм адекватного поведения в обществе.
Роль общения является определяющим в развитии психологии личности. Общение и
жизнедеятельность это они тождественны, так как без общения невозможны деятельность
,формирование и развитие личности. От уровня владения навыками общения зависит успех в
профессиональной деятельности и в конечном счете личное счастье каждого.
Существует трехуровневое включение индивида в сферу социального общения:
1 уровень – включение в семейное окружение;
2 уровень – контактные коллективы, трудовые коллективы;
3 уровень включение в целостную социальную классовую систему.Неправильное развитие в общение ведет к серьезным деформациям личности. Именно
отрочество является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений
устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных
отношений, культуры поведения.
Кризисы психического развития могут быть нормальными или атипичными, они также зависят
от особенностей общения подростков с другими людьми. От того с кем общается подросток
зависит асоциальность его поведения. Среда играет важнейшую роль в развитии личности.
При относительно благоприятном поведении подростков есть дети, у которых за пределами
школы отмечается склонность к асоциальным контактам и игнорирование общественно
значимых норм. Исследования показывают, что в отличии от полноценно развивающихся
детей для подростков специальной школы более комфортным является общение в малых
группах, с детьми более старшего или, наоборот младшего возраста, что свойственно
нормально развивающимся детям лишь в начале школьного обучения.
Большая часть подростков с задержкой психического развития живет в условиях
неблагоприятной микросферы, отсутствие полноценного общения с родителями является
существенной причиной затрудняющей и без того нарушенное развитие психики. У этих детей
формируется особое отношение к школе, которая становится для них настоящим домом, где
они проводят большую часть времени, трудятся, питаются, строят взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми. Реализация возможностей формирующейся личности, зависит не
только от общего благополучия, социальных условий, внимания окружающих взрослых, но и
от того насколько педагогически целесообразно воздействие взрослых на ребенка, насколько
грамотно организуется его деятельность. Это позволяет говорить о том, что школа может
быть не только условием, но и источником развития личности детей.
Согласно научным исследованиям были выявлены склонности детей к делинквентности.
Делинкветное поведение подразумевает цепь поступков, провинностей, мелких
правонарушений, отличающихся от криминала. Делинквентность обычно начинается со
школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. Причиной такого
поведения является недостаток воспитания.
Одним из проявлений делинквентности является ранняя алкоголизация. Первые выпивки
совершаются , как правило, тайком от взрослых с группой сверстников. Мотивами здесь
служат и нежелание «отстать» от товарищей, и любопытство, и ложно понимаемый путь к
взрослению. Но при повторных выпивках может появиться мотив желание испытать «веселое
настроение», чувство расторможенности, самоуверенности. Тогда алкоголизация становится
формой токсикоманического поведения. С той же целью могут использоваться другие
дурманящие средства, способные вызвать повышенное настроение вплоть до галлюцинаций.
Токсикоманическое поведение еще не свидетельствует о формировании токсикомании и
алкоголизма, которым присуще появление психической и физической зависимости от
психоактивных веществ. У подростков на формирование психической зависимости сильно
влияет реакция группирования со сверстниками.
Обучение детей с задержкой психического развития способам общения, направленное на
социальное воспитание, которая ведется на уровнях: группаклассшколаобщество,осуществляемой специальной коррекционной школой, имеет огромное значение для
развивающейся личности подростков с нарушениями в развитии.
Изученный нами материал позволяет сделать некоторые выводы:
1. Организованная психологопедагогическая деятельность школьных коллективов
является залогом успешного развития личности подростка. Чем раньше ребенок с
аномалиями в развитии попадает в условия специально организованного
коррекционнопедагогического процесса, тем выше процент успеха, несмотря на
неблагоприятные семейные условия.
2. Изученный материал выявил различия существующие между подростками и задержкой
психического развития и нормальноразвивающимися. Отличия проявляются в
отношении к учебе, дети с задержкой психического развития более конфликтны во
взаимоотношениях с окружающими, проявляют негативизм и игнорирование
общественных норм.
3. Проведенные исследования показывают, что в развитии ребенка большую роль играет
школьная микросреда. Формирование личности подростка происходит через общение
его с окружающими людьми, в том числе с участниками учебновоспитательного
процесса, поэтому так необходима продуманная система воспитательной
деятельности, в особенности ведущих в данный возрастной период таких видов, как
общение, просоциальная адаптация, что является важнейшим условием реализации
возможностей развивающейся личности, ее успешной социальной адаптации.