Доклад на тему: "Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога."
Оценка 4.6

Доклад на тему: "Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога."

Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации
Взрослым
03.04.2017
Доклад на тему: "Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога."
С данным докладом я выступала на семинаре. Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
мира.doc

Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога.

Сущности и функции педагогической морали.

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся меж собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтоб эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали обязана обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи обязаны составлять единое целое.

Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к собственной профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

общественная норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, обхватывает более обычные ситуации и представляет более обширное требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узенький круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той либо другой общей форме.

Нравственное сознание педагога.

Нравственным сознанием именуется осознание норм собственного поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности свойств человеческой личности, что закрепляется во взорах, представлениях, чувствах и привычках. Публичное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как публичного явления; в личном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные взоры учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из частей нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика разглядывает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его своей позицией в системе отношений к обществу, собственной профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в реальности – он обязан иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные взоры стают убеждениями личности в процессе социальной практики и под действием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно поделить на несколько групп в согласовании с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. Определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, необыкновенную группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

Нравственные дела педагога.

В базе нравственных отношений лежат зависимости меж предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, меж личностными и публичными интересами. Нравственные дела регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими публичное либо групповое признание и усвоенные личностью в процессе ее коллективной деятельности.

изюминка нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и конкретно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные дела имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода публичной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи главным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое обширное взаимодействие с учащимися, их родителями, сотрудниками и т.Д.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений меж воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, владеющего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного действия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде совсем важную роль играется взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые обязаны строиться на базе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Естественно, фурор воспитания зависит и от влияния той наиближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога.

 

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания.

 

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности.

 

Нравственная деятельность педагога, как и неважно какая духовная деятельность, владеет относительной самостоятельностью, тесновато связана с другими видами деятельности и может реализовываться в разных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными неуввязками морали, критериями моральной оценки, раскрывает способности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.Д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не лишь формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Педагогический такт как принципиальный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особенный элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, посреди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных событий ситуации, условия ее возникновения; необходимость выбрать наилучший вид поступка в согласовании с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это постоянно творчество и поиск.

В числе главных составляющих частей педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высшую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

         В заключении хочется сказать, что, никакое человеческое общество не может существовать без морального кодекса. Такие качества,  как честность, доброта, понимание, сочувствие, высоко ценятся во всем мире и нравятся большинству из нас. В каждом обществе существует своя мораль. Но есть нравственные ценности, которые пришли к нам из далекого прошлого и являются актуальными для всех людей, живущих на земле, так как окружающий мир полон разных соблазнов. Нам ,педагогам, нужно уметь формировать – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.

 

 

 

 

 

 


Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога

Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога

Нравственные взоры учителя характеризуются полнотой и устойчивостью

Нравственные взоры учителя характеризуются полнотой и устойчивостью

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные дела имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода публичной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных…

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные дела имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода публичной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных…

Нравственная деятельность педагога, как и неважно какая духовная деятельность, владеет относительной самостоятельностью, тесновато связана с другими видами деятельности и может реализовываться в разных предметных формах:…

Нравственная деятельность педагога, как и неважно какая духовная деятельность, владеет относительной самостоятельностью, тесновато связана с другими видами деятельности и может реализовываться в разных предметных формах:…

В заключении хочется сказать, что, никакое человеческое общество не может существовать без морального кодекса

В заключении хочется сказать, что, никакое человеческое общество не может существовать без морального кодекса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017