Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"
Оценка 4.8

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
4 кл
13.02.2017
Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"
Практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями: - использование приемов и методов для развития способностей ребенка; - прогнозирование развития одаренного ученика; - развитие наставничества при работе с одаренным ребенком; - разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка; - разработка заданий творческого уровня; - использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения; - организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию; - налаживать отношения личностного характера; - организация индивидуального обучения.Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую деятельность.
Роль педагога в организации работы с одаренными детьми.docx
МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.   Роль педагога в организации работы с одаренными детьми         Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие  цивилизации, стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных  детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития  страны и общества.        Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор  журнала «Способности и одаренность»  Юркевич Виктория Соломоновна считает, что    «процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека,  эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их  творческих и личных возможностей».        В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное  развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также  требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки  в стратегических направлениях модернизации образования.       Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего  обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных  возможностей одаренных детей.    Государственная политика направлена на обеспечение  эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за  решение этой задачи возложена на педагогов.   От современных  учителей  требуются   качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление  этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к  работе с  одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в  педагогике.             Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными детьми  работает учитель, подготовленный для  работы на усредненного  ученика.        Такой  учитель не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным изучением  предмета. Часто школа ставит лучших учителей на работу с самыми слабыми детьми. То  есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки  зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно  устаревшая система оценивания работы школы.                 С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко  эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении.  1 МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной  мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью,  динамичностью.             Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу  нескольких проблем.   1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми. 2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики  одаренности,  выбору правильных стратегий работы с  одаренным ребенком, созданию условий для  раскрытия одаренности.  3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и  освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и  развития таких детей. 4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой  области.          Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего  нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа  одинаково важна для развития одаренных учащихся:       ­  учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу  эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;         ­   учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику  исполнения;         ­ учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень.  Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке  всех этих сторон, чрезвычайно редко.          Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально  компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской  одаренности, занимать активную профессионально­личностную позицию, обладать  особыми личностными качествами. Личность педагога ­  один из важнейших факторов  развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки  педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета  личностных качеств. 2 МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.            При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо  разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые  позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов  профессиональной квалификации учителя. Процессе такой подготовки должен быть  направлен не только на формирование соответствующих умений, но и на развитие  личностных качеств, необходимых для организации и проведения работы по выявлению и  сопровождению одаренных детей. Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать  целому ряду требований:  ­ Формирование профессионально­личностной позиции педагога. С учетом  психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных  детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является  изменение педагогического сознания. ­ Комплексный психолого­педагогический и профессионально­личностный характер  образования педагогов. ­ Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма эффективна  для формирования необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также  потребности саморазвития. ­ Создание психолого­педагогических условий для развития профессионального  мастерства.               В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих  принципов:  1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. 2. Принцип этапности  и последовательности обучения. 3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.             Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с  одаренными детьми отражается следующими умениями: ­ использование приемов и методов для развития способностей ребенка; ­ прогнозирование развития одаренного ученика; ­ развитие наставничества при работе с одаренным ребенком; ­ разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка; ­ разработка заданий творческого уровня; 3 МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. ­ использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и  развитие умения доказывать свою точку зрения; ­ организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию; ­ налаживать отношения личностного характера; ­ организация индивидуального обучения.                 Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует  классный руководитель. Он  координирует индивидуальную работу всех лиц,  заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это  учителя­предметники,  руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает  необходимое общение, связь с родителями.            Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование  педагога нового типа, не только выполняющего образовательно­воспитательные функции,  но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества.              Поэтому происходит   расширение   роли и функций  педагога, как классного  руководителя. У   классного руководителя  появляется необходимость исполнения таких  ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.        Тьютор ­ наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать  проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными  детьми.    Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторства.   Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.   Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению  технологии данной деятельности учащимся.  Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания  проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить  варианты путей и способов их решения.   Тьютор­психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся  школы и педагогов.  Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого,  заявленного результата.  4 МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.          Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения: начальная,  основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке педагогов должны  рассматриваться и более основательно изучаться психолого­педагогические особенности  детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология  развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология  детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого­ педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».               Вторая роль, к которой готовятся педагоги,   связана с модерацией.  Модерация –  это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает  процесс управления взаимодействием в группе и отвечает  за соблюдение участниками  установленных норм и правил поведения.        Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми ­ значит, в первую очередь  уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и  руководить. В работе педагога­модератора основными являются методы, которые  побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания;  вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и  самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат  товарищеского сотрудничества.           Сегодня модерация ­ это эффективная технология, которая позволяет значительно  повысить результативность и качество  работы с одаренными детьми.          Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога­ фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной  образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог­ фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию  работы с  одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.         В состав ключевых квалификаций педагога­фасилитатора должны входить:  ­ педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных  учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и  трудностей;  ­ сверхнормативная профессионально­педагогическая активность, готовность и  потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы. 5 МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.             Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог­тьютор, педагог­ модератор и педагог­фасилитатор необходима для выполнения социального заказа  общества.             Назрела необходимость  разработать научно обоснованную стратегию деятельности  по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов.          Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс   организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими  кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной  деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся  личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую деятельность.       Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым  личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми указывают на  необходимость дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в  вузе. Литература: 1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.:  Просвещение, 2006. 2.Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2002. 3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991. 4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.­П., Питер, 1998. 5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных  детей. Ростов. 2007 год. 6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990. 6

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"

Доклад на тему: "Роль педагога в организации работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017