За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и
общественное. Каждая из этих ветвей представляя собой социальный институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям.За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и
общественное. Каждая из этих ветвей представляя собой социальный институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям.
Семья и семейное воспитание.doc
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Подготовила:
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ № 4 р.п.Линево» 2017г.
Семейное воспитание
можно, до известной степени, назвать
новооткрытой областью научной педагогики.
П.Ф. Каптеев
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви
воспитания
общественное.
Каждая из этих ветвей представляя собой социальный
институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в
формировании личности ребенка.
подрастающего
поколения:
семейное
и
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно
наиболее эмоционально по своему содержанию, его главной предпосылкой
является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство
детей к родителям.
Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного
превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований,
семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации,
общественные организации, трудовые коллективы,
друзей, влияние
литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно
определенную
формирования личности
обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет
она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного,
трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в
формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и
выросший в ней человек.
успешность
зависимость:
Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу
достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье
он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с
родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок
— зеркальное отражение друг друга.
Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Это
аксиома, от которой ни на йоту не отступают в цивилизованных странах.
Известные воспитательные функции семьи: • влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных
воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается
полностью;
• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье,
сформированы быть не могут;
•семья осуществляет
является
концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и
трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья —
такое общество;
социализацию
личности,
• семья обеспечивает преемственность традиций;
• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание
патриота, будущего семьянина, законопослушного члена
гражданина,
общества;
• существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются
известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное,
эстетическое, трудовое воспитание.
Они дополняются экономическим,
экологическим, политическим, половым образованием подрастающих
поколений.
Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на
первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может
быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается
на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка
дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное
участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности
их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных
интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр
родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений,
формирующих личность. Здесь на первый план выступает непреходящих
моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности,
справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все
другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность,
ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при
этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети —
христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс
строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными,
конструктивными. Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и
дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном,
существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние
эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество
ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их
внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной
жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой»
жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть
своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться
от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные»,
«Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе
лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось
бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному
танцу,
а не
а не алкоголю,
растранжириванию времени.
напряженному самообразованию,
Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят
воспитать в своем ребенке. Этим определяется сознательный характер
семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к
решению воспитательных задач.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве
нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на
материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей.
По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки
уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное
общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для
большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение
родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в
школе, а сам контроль — выяснению того, какие оценки получены.
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но несмотря на все
их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между
взрослыми и детьми в семьях.
1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители
знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнения,
переживания, стараются тактично помочь. Развивают интересы детей. Это
наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в таких семьях растут
счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общения. Их
отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи:
порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во
взаимоотношениях.
2.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми
нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители,
ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются
родителям. Родители сами решают, что нужно детям.
Они растут
послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными.
Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают
в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими проблемами.
Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные
связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая трещинка в
душевных связях между родителями и детьми. Фактические данные дают
основание обозначить наиболее частые причины этой «трещинки»:
а) некоторые расхождения между характером требований и
личным поведением;
б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в
конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть личностью.
Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом развития
детей. А они уже школьники, подростки, уже старшеклассники, уже имеют
свое мнение,
уже не соглашаются. В таких случаях родительская
отзывчивость должна быть увеличена.
3. Материальноориентированные семьи, где главное внимание
уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего
возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою
выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы
поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не
учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано
взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого
слова. Отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут
развиваться непредсказуемо.
Такой вариант отношений возникает и при чрезмерной занятости
родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками.
Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга,
пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у них чувства
обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к
родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями,
доброжелателями.
зная, что родители в душе остаются их искренними
4. Враждебные семьи. Детям здесь плохо. Неуважение к ним,
недоверие, слежка, телесные наказания.
Дети в таких семьях растут
скрытыми, недружелюбными, они плохо относятся к родителям, не ладят
между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
Механизм отношений здесь такой. Поведение, жизненные стремления детей
вызывают в семье конфликты, и при этом правы (скорее, правы) родители.
Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей,
когда они еще не могут оценить опыта родителей, их усилий на благо семьи.
Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения
детей во вред учебе, основным занятиям, а в некоторых случаях — с
аморальными поступками.
5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные
пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют.
Родители,
как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют,
угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких
семей крайне негативное. В 30% случаев ведет к антиобщественным
поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.
Что происходит в таких семьях, нетрудно понять. Родители, как
правило, занимают конфликтную позицию. Конфликтные ситуации могут
вызываться личными недостатками родителей, которые не умеют или не
считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг к другу и к
детям. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному
мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к
сомнительным развлечениям, водке.
Острые конфликты могут возникнуть и изза эмоциональной глухоты
родителей. Дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких
эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений,
непонятных взрослым. Непонимание и непринятие их переживаний взрослыми
ведет к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность
слушать и понимать друг друга.
Заключение
В
жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда
Их нередко приходится создавать вопреки
совпадают с жизненными.
жизненным обстоятельствам. Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их
возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется
постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях
становления личности.
Современное семейное воспитание должно основываться на принципах
гуманистической педагогики:
• креативности— свободного развития способностей детей;
• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;
• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных
отношений между взрослыми и детьми;
• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в
общественногосударственной системе;
• ретроспективности,
позволяющей осуществлять воспитание на
традициях народной педагогики;
• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Литература
1.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2е изд. , испр. и доп. М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.
2.
Семейное воспитание : Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Издательский центр
«Академия», 2001. – 408с.
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Доклад на тему: «Семейное воспитание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.