В данной статье произведен обзор целей и задач по организации психолого-педагогического сопровождения в свете ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, выделены основные виды работ по психолого-педагогическому сопровождению и роль участников психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ: учителя-логопеда, педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога.Доклад на тему:Организация психолого-педагогического сопровождения в свете ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
МОБУ СОШ с.Ишпарсово Стерлитамакский район Респ. Башкортостан
Андреева Ирина Никоноровна
социальный педагог
МОБУ СОШ с.Ишпарсово
Стерлитамакский район
Респ. Башкортостан
Организация психологопедагогического сопровождения в свете ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Под «Психолого –педагогическим сопровождением мы
понимаем
систему совместной профессиональной деятельности участников психолого
–педагогического сопровождения, направленной на создание социально
психологических условий для успешного обучения и психологического
развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [3].Участниками
психолого –педагогического сопровождения являются обучающиеся с ОВЗ,
педагог –психолог, социальный педагог, педагоги школы, родители,
администрация школы.
Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы
психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,
обучающегося в общеобразовательной организации является обеспечение
оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально
1волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психологопедагогической компетентности (психологической
культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого–педагогическое сопровождение, как процесс целостной
деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя
обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:
1.Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного
обучения;
2.Создание социальнопсихологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения;
3.Создание специальных социальнопсихологических условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,
обучении. В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения
определили конкретные формы и содержание работы специалистов
сопровождения: комплексная диагностика, коррекционная и развивающая
работа с обучающимися, консультирование и просвещение школьников, их
родителей и педагогов.
Виды (направления) работ по психологопедагогическому сопровождению:
всестороннее изучение речи обучающихся; проведение индивидуальных и
фронтальных занятий; участие в ПМПК; консультирование родителей по их
запросам; оказание методической помощи учителям по преодолению
трудностей при освоении обучающимися родного языка; заполнение
материалов сопровождения.
В обязанности учителялогопеда входит: комплексное обследование
познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых
2сторон; выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и
поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий;
формирование продуктивных способов мыслительной деятельности; участие в
ПМПК; оказание методической помощи учителям; консультирование
родителей по их запросам;
компетентности педагогов и родителей;
развитие психологопедагогической
заполнение материалов
сопровождения.
В обязанности педагогапсихолога входит: комплексное обследование
познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых
сторон; систематическое изучение обучающихся с целью выявления их
индивидуальных особенностей; контроль за динамикой психического развития
и эффективности специализированной коррекционной помощи; участие в
ПМПК; составление индивидуальных и групповых коррекционных программ;
взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД, учителемлогопедом,
педагогом – психологом, социальным педагогом по сопровождению
обучающихся; осуществление работы с родителями (лицами их
заменяющими);заполнение материалов сопровождения.
В обязанности классного руководителя входит:
комплексное
обследование познавательной и эмоционально –волевой сфер, выявление
сильных и слабых сторон; систематическое изучение обучающихся с целью
выявления
их индивидуальных особенностей; контроль за динамикой психического
развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
участие в ПМПК; составление индивидуальных и групповых
коррекционных программ; взаимодействие с учителями, воспитателями
ГПД, учителемлогопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом
по сопровождению обучающихся; осуществление работы с родителями
(лицами их заменяющими); заполнение материалов сопровождения.
3В обязанности социального педагога входит:
проведение обследования жилищнобытовых условий; взаимодействие с
учителями, воспитателями ГПД; осуществление работы с родителями (лицами
их заменяющими), их консультирование; участие в ПМПК.
Особо хотелось бы отметить роль социального педагога в организации
обучения детей с ОВЗ.
Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное
воспитание ребенка в контексте его социализации [6].
Социальный педагог – специалист образовательной организации, также
осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в
школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям
ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде
школы.
Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй
включает в себя:
изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от
других;
изучение прошлого семьи;
определение целей и ожиданий семьи;
изучение социальноэкономического аспекта жизнедеятельности семьи
(размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный
статус семьи)
обследование условий, где проживает семья;
изучение социальнопсихологического аспекта образа жизни семьи:
поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
4 определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных
реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат,
рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения
семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных
организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
Таким образом, на основе данных социальнопедагогической и социально
психологической диагностики выявляются потребности ребенка и его семьи в
сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяются
направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.
5Литература
государственного
1.Концепция
образовательного стандарта для детей с ОВЗ/Н.Н. Малофеев, О.И.
Федерального
Специального
Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
2. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2015
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2012.
4.Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт
для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития/ Головчиц Л.А., Царев
А.М. //Дефектология. 2014. N 1. С. 3 13.
5. Специальная педагогика/под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.
В.А. Сластенина. 3е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр
«Академия», 2014. 200 с.
67. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья" (Электронный ресурс). URL:
http://fgosovz.herzen.spb.ru.
8. Российский государственный педагогический университет им. А.И.
Герцена: (Электронный ресурс). URL: herzen.spb.ru.
7