Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
28.01.2018
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Формирование УУД.docx
Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача
современной системы образования
Гладышева М. В., учитель начальных классов
В общественном сознании происходит переход от понимания социального
предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя
к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного
образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные
цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором
и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной
педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества
обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно
поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда
человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
(собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность
способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Близкие понятия, помогающие понять значение обозначенного термина:
1) общеучебные умения,
2) общепознавательные действия,
3) общие способы деятельности,
4) надпредметные действия.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения
и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение
учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные
действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание
учащимися ее целевой направленности, ценностносмысловых и операциональных
характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное
освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и
учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции
(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться»
выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно
смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения
знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех
степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой
деятельности учащегося независимо от ее специальнопредметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и
формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе
решения следующих задач:
определения основных результатов обучения и воспитания в терминах
сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на
сущностные знания в определенных предметных областях;
определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий
для каждого возраста/ступени образования;
выделения возрастноспецифической формы и качественных показателей
сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и
личностного развития учащихся;
определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть
сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
разработки системы типовых задач для диагностики
сформированности
универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.
Перспективной задачей должна стать разработка учебнометодического
комплекса, обеспечивающего реализацию Программы развития универсальных учебных
действий. Учебнометодический комплекс должен обеспечить организацию полной
ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного
содержания учебной дисциплины; поэтапную отработку действия, обеспечивающую
переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной
форме действия) на основе решения системы задач, выполнение которых обеспечит
формирование обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности
универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми
целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный; 4) коммуникативный. Представим названные блоки УУД более
подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться
вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ
на него.
действие нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания, исходя
из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий.
Познавательные универсальные
действия включают
логические, действия постановки и решения проблем.
общеучебные,
1.Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
знаковосимволические
моделирование – преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственнографическую или знаковосимволическую) и преобразование модели
с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официальноделового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
подведение под понятия, выведение следствий; установление причинноследственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие
психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно
возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает
содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону
ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень
развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме»
развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно,
выступают:
1.
2.
Соответствие возрастнопсихологическим нормативным требованиям;
Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным
требованиям.
Возрастнопсихологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с
учетом стадиальности их развития.
Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения
разумность; сознательность (осознанность);
действия; полноту (развернутость);
обобщенность; критичность и освоенность.
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие
каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных
действий и общей логикой возрастного развития.
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.