Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Оценка 4.7

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
28.01.2018
Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Формирование УУД.docx
Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования Гладышева М. В., учитель начальных классов   В   общественном   сознании   происходит   переход   от   понимания   социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к   ученику   к   новому   пониманию   функции   школы.   Приоритетной   целью   школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.   Как   гласит   известная   притча,   чтобы   накормить   голодного   человека   можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. В широком значении  термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться,   т.е.   способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем сознательного   и   активного   присвоения   нового   социального   опыта.   В   более   узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов   действия   учащегося,   обеспечивающих   его   способность   к   самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.   Близкие понятия, помогающие понять значение обозначенного термина: 1) общеучебные умения, 2) общепознавательные действия, 3) общие способы деятельности, 4) надпредметные действия. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться  обеспечивается   тем,   что   универсальные   учебные   действия   как  обобщенные действия   открывают   возможность   широкой  ориентации  учащихся,   –   как   в   различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися   ее   целевой   направленности,   ценностно­смысловых   и   операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные  мотивы, 2) учебную  цель, 3) учебную  задачу, 4) учебные  действия  и  операции (ориентировка,   преобразование   материала,   контроль   и   оценка).   «Умение   учиться» выступает   существенным   фактором   повышения   эффективности   освоения   учащимися предметных   знаний,   умений   и   формирования   компетенций,   образа   мира   и   ценностно­ смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий включают:    ­ обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;    ­ создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе   готовности   к   непрерывному   образованию;       обеспечение   успешного   усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Универсальный   характер   УУД   проявляется   том,   что   они   носят   надпредметный, метапредметный   характер;     реализуют   целостность   общекультурного,   личностного   и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней   образовательного   процесса;   лежат   в   основе   организации   и   регуляции   любой деятельности   учащегося   независимо   от   ее   специально­предметного   содержания. Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Реализация   деятельностного   подхода   в   образовании       осуществляется   в   ходе решения следующих задач: ­     определения   основных   результатов   обучения   и   воспитания   в   терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;  ­   построения   содержания   учебных   предметов   и   образования   с   ориентацией   на сущностные знания в определенных предметных областях;  ­ определения функций,  содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; ­   выделения   возрастно­специфической   формы   и   качественных   показателей сформированности   универсальных   учебных   действий     в   отношении   познавательного   и личностного развития учащихся;    ­ определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды  универсальных учебных действий и в какой форме; ­   разработки   системы   типовых   задач   для   диагностики     сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.      Перспективной   задачей   должна   стать   разработка   учебно­методического комплекса,   обеспечивающего   реализацию   Программы   развития   универсальных   учебных действий.   Учебно­методический   комплекс   должен   обеспечить   организацию   полной ориентировочной   основы   универсального   учебного   действия   с   учетом   предметного содержания   учебной   дисциплины;   поэтапную   отработку   действия,   обеспечивающую переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме   действия)   на   основе   решения     системы   задач,   выполнение   которых   обеспечит формирование   обобщенности,   разумности,   осознанности,   критичности,   освоенности универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)  познавательный; 4)  коммуникативный. Представим названные блоки УУД более подробно. Личностные  универсальные   учебные   действия   обеспечивают   ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных   отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:  ­ личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; ­ действие  смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.  ­ действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные  действия   обеспечивают   организацию   учащимся   своей   учебной деятельности. К ним относятся ­   целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  ­ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  ­  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  ­  контроль  в   форме   сличения   способа   действия   и   его   результата   с   заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­  коррекция  –   внесение   необходимых   дополнений   и   корректив   в   план   и   способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  ­    оценка  ­   выделение   и   осознание   учащимся   того,   что   уже   усвоено   и   что   еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  ­     волевая  саморегуляция  как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии; способность к волевому усилию   ­ к выбору в ситуации мотивационного конфликта и   к преодолению препятствий. Познавательные   универсальные    действия   включают логические, действия постановки и решения проблем.   общеучебные, 1.Общеучебные универсальные действия:  ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   ­   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: ­   знаково­символические     ­  моделирование  –   преобразование   объекта   из чувственной   формы   в   модель,   где   выделены   существенные   характеристики   объекта (пространственно­графическую или знаково­символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; ­  умение структурировать знания; ­   умение   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание   в   устной   и письменной форме;  ­   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий;  ­   рефлексия   способов     и   условий   действия,   контроль   и   оценка   процесса   и результатов деятельности;  ­   смысловое   чтение   как   осмысление   цели   чтения   и   выбор   вида   чтения   в зависимости от цели;   извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных   жанров;   определение   основной   и   второстепенной   информации;   свободная ориентация   и   восприятие   текстов   художественного,   научного,   публицистического   и официально­делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ­     постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Универсальные логические действия:  ­ анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных) ­  синтез   как   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  ­   выбор   оснований   и   критериев   для   сравнения,   сериации,   классификации объектов;  ­ подведение под понятия, выведение следствий; ­ установление причинно­следственных связей,   ­ построение логической цепи рассуждений,  ­ доказательство;  ­ выдвижение гипотез и их обоснование.  Постановка и решение проблемы: ­ формулирование проблемы; ­ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции   других   людей,   партнера   по   общению   или   деятельности,   умение   слушать   и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со сверстниками и взрослыми.  Видами  коммуникативных действий являются:  ­   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  ­   постановка   вопросов   –   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации;  ­ разрешение конфликтов ­ выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  ­   управление   поведением   партнера   –   контроль,   коррекция,   оценка   действий партнера; ­   умение   с   достаточно   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и     условиями   коммуникации;   владение   монологической   и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие   системы   универсальных   учебных   действий   в   составе   личностных, регулятивных,   познавательных   и   коммуникативных   действий,   определяющих   развитие психологических   способностей   личности,   осуществляется   в   рамках   нормативно­ возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего   развития  указанных   универсальных   учебных   действий   –     их   уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства.  Критериями   оценки   сформированности   УУД   у   учащихся,   соответственно, выступают: 1. 2. Соответствие возрастно­психологическим  нормативным требованиям; Соответствие свойств  универсальных действий заранее  заданным требованиям. Возрастно­психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Свойства   действий,   подлежащие   оценке,   включают   уровень   (форму)   выполнения  разумность;   сознательность   (осознанность); действия;   полноту   (развернутость); обобщенность;  критичность и освоенность. УУД  представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"

Доклад по теме "Формирование универсальных учебных действий – важнейшая задача современной системы образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018