Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
русский язык +1
Детсад
28.03.2018
Доклад составлен для выступления на педагогическом совете. В докладе собрана как теоретическая, так и практическая информация, которая будет полезна для воспитателей детских садов, родителей. В докладе приведены примеры работы методике "Расскажи стихи руками", которая очень нравится детям, и влияет на развитие речи и коррекцию нарушений.
доклад Причины и виды реч нарушений.docx
Доклад:
«Причины и виды речевых нарушений у дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является
необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного
воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика
показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с
дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по
предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских
дошкольных учреждений не специального типа.
Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды
развития ребёнка.
Перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем
физическое, нервнопсихическое и интеллектуальное развитие ребенка внутриутробное
развитие плода):интоксикации, внутриутробная гипоксия плода, резусконфликт,
неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с
последующей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение
во время беременности, употребление алкоголя.
Натальный период (период родов): патология родов, родовая травма новорожденных,
затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой,
повреждение нервов, асфиксия новорожденного и др.
Постнатальный период (период развития после рождения): биологические факторы,
черепномозговая травма, инфекционный гепатит, менингит, длительно текущие
соматические заболевания, наследственные генетические заболевания, цепочка детских
инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно
влияющие на ее развитие.
Социальные факторы (усугубляющие влияние биологических факторов):
•
•
•
•
•
•
недостаточность речевых и интеллектуальных контактов;
конфликтные отношения в семье;
неправильные методы воспитания;
педагогическая запущенность;
среда, состоящая из лиц с речевой патологией;
многоязычие в семье.
2 Нетрадиционные методы развития речи дошкольников.
1.РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую
возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более
результативно решать коррекционные и воспитательнообразовательные задачи исходя из
потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.
Увеличение числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе
и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся в
группах для детей с нормальным развитием, вызывает необходимость разработки
универсальных развивающихся и коррекционных методов и приемов.
Одна из таких методик «Расскажи стихи руками», которая широко используется
логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в
развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес,
повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию
произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой
моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками
снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми
дефектами или личностными комплексами.
Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи,
специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому
они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать
можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в
старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является
обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это
вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи
о природе будут полезны для закрепления знания о ней. Их можно использовать в
процессе естественно научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов.
3 Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных
форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий.
Солнышко
(Ребенок и вы приседаете на корточки)
Утром солнышко встает:
Вышевышевыше. (медленно поднимаетесь с корточек, вытянув руки высоко
Вечером, как устает,
Ниженижениже. (снова садитесь на корточки, опуская руки)
Водитель
(Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими
действиями, ребенок пусть повторяет за вами).
Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу)
«Эй, водитель, как живешь?
Хочешь яблок и конфет?
Хочешь бублик на обед?
Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите)
На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к
глазам)
И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо)
«Я смотрю лишь на дорогу.
Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх)
Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем)
Мы – шоферы
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда!
2. Запоминаем стихи, рисуя ( изографическая техника в развитии речи)
Память – это входные ворота интеллекта.
Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл
того, что запоминает.
4 Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко
усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений,
ассоциаций.
Данный способ запоминания основан на методе МНЕМОТЕХНИКИ
Мнемотехника специально разработанные приёмы и способы, облегчающие
процесс запоминания.
Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее
для ребёнка, так как организован в форме игры.
Суть этого способа состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать
вместе с ребёнком к каждому слову, фразе или строчке простой рисунок
символ, рисунокассоциацию, рисунок схему.
Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов,
необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки.
Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой
таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения.
В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку»,ребёнок сможет успешнее
воспроизводить рифмы.
5 6
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.