Доклад "Причины и виды нарушений. Нетрадиционные методы их коррекции"

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад составлен для выступления на педагогическом совете. В докладе собрана как теоретическая, так и практическая информация, которая будет полезна для воспитателей детских садов, родителей. В докладе приведены примеры работы методике "Расскажи стихи руками", которая очень нравится детям, и влияет на развитие речи и коррекцию нарушений.
Иконка файла материала доклад Причины и виды реч нарушений.docx
Доклад: «Причины и виды речевых нарушений у дошкольников»Дошкольный   возраст   —   это   период   активного   усвоения   ребенком   разговорного языка,   становления   и   развития   всех   сторон   речи   —   фонетической,   лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым   условием   решения   задач   умственного,   эстетического   и   нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной   логопедической   помощи   детям  дошкольного   возраста.  Статистика показывает,   что   в   настоящее   время   наблюдается   увеличение   количества   детей   с дефектами   речи.   В   связи   с   этим   возрастает   необходимость   совместной   работы   по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка. Перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое,   нервно­психическое   и   интеллектуальное развитие ребенка­   внутриутробное развитие   плода):интоксикации,   внутриутробная   гипоксия   плода,   резус­конфликт, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение во время беременности, употребление алкоголя. Натальный период  (период родов):  патология родов, родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, повреждение нервов, асфиксия новорожденного и др. Постнатальный   период  (период   развития   после   рождения):  биологические   факторы, черепно­мозговая   травма,   инфекционный   гепатит,   менингит,   длительно   текущие соматические заболевания, наследственные генетические заболевания, цепочка  детских инфекций,   вызывающих   истощение   центральной   нервной   системы   и   отрицательно влияющие на ее развитие. Социальные факторы  (усугубляющие влияние биологических факторов): • • • • • • недостаточность речевых и интеллектуальных контактов; конфликтные отношения в семье; неправильные методы воспитания; педагогическая запущенность; среда, состоящая из лиц с речевой патологией; многоязычие в семье. 2Нетрадиционные методы развития речи дошкольников. 1.РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ В   современных   условиях   педагоги   дошкольных   учреждений   имеют   большую возможность   широкого   выбора   методов   по   работе   с   детьми.   Это   позволяет   более результативно решать коррекционные и воспитательно­образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития. Увеличение числа детей с различными видами отклонений в развитии, в том числе и речевом, посещающих не только специализированные группы, но и часто находящихся  в группах   для   детей   с   нормальным   развитием,   вызывает   необходимость   разработки универсальных развивающихся и коррекционных методов и приемов. Одна из таких методик ­ «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами,   воспитателями,   психологами   при   работе   с   детьми,   имеющим   норму   в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает   эмоциональный   тонус,   эффективность   запоминания,   способствует   развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают   неуверенность,   зажатость   у   ребенка,   которые   часто   связаны   с   речевыми дефектами или личностными комплексами. Речевой   материал   для   этой   методики   подбирается   специально.   Такие   стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших   группах   детского   сада.   Предложенный   вариант   движений   не   является обязательным.   Движения   может   самостоятельно   придумывать   педагог   или   делать   это вместе с детьми. Для средней группы целесообразно использовать короткие стихи. Стихи о   природе   будут   полезны   для   закрепления   знания   о   ней.   Их   можно   использовать   в процессе естественно ­ научных наблюдений. В таких стихах содержится много глаголов. 3Это очень полезно для детей речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Некоторые стихи можно использовать в качестве занятий.  Солнышко (Ребенок и вы приседаете на корточки)  Утром солнышко встает:  Выше­выше­выше. (медленно поднимаетесь с корточек, вытянув руки высоко   Вечером, как устает, ­  Ниже­ниже­ниже. (снова садитесь на корточки, опуская руки) Водитель (Рассказывайте   ребенку   стихотворение,   дополняя   его   соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами). Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу) «Эй, водитель, как живешь?  Хочешь яблок и конфет?  Хочешь бублик на обед? Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите)  На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам) И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо) «Я смотрю лишь на дорогу.  Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх) Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем) Мы – шоферы Едем, едем на машине, Нажимаем на педаль Газ включаем, выключаем, Смотрим пристально мы вдаль. Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота! Волосы ерошит ветер. Мы шоферы – хоть куда! 2. Запоминаем стихи, рисуя ( изографическая техника в развитии речи) Память – это входные ворота интеллекта. Острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. 4Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить   материал,   не   вызовет   в   сознании   ребёнка   ярких   образов,   представлений, ассоциаций. Данный способ запоминания основан на методе МНЕМОТЕХНИКИ Мнемотехника   ­   специально   разработанные   приёмы   и   способы,   облегчающие процесс запоминания. Способ «рисования стихотворений» намного   эффективнее   и   привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры. Суть этого способа состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе   с   ребёнком   к   каждому   слову,   фразе   или   строчке   простой рисунок­ символ, рисунок­ассоциацию, рисунок ­ схему. Если в стихотворении очень много непонятных для ребёнка слов, необходимо разъяснить их смысл и сделать опорные картинки. Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В   дальнейшем,   взяв   в   руки   эту   своеобразную «шпаргалку»,ребёнок   сможет   успешнее воспроизводить рифмы. 56

Посмотрите также