Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.07.2018
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность в начальной школе.doc
МОУ «Зыковская средняя школа»
методическое объединение начальных классов
Доклад
«Проектная
деятельность в
начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Вдовина Е.С. Саранск 2014
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.
За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и н
аучиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:
– формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения
ученика в образовательном процессе;
– поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений
школьников, их проектов и социальной практики;
– непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в
оценке качества получаемого ими образования гражданского родительского) сообщества,
представленного в общественных советах образовательных учреждений.
ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы,
которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность.
Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся
основным ценностноцелевым ориентиром Стандарта.
В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из
начальной школы:
«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций:
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при
решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения,
графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в
словарях, каталоге библиотеки;
– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли
получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих
трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие
трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;
– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать
свой вклад и общий результат деятельности».
Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов
обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной
школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод
проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании
условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе
выполнения проектов. Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели
организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как
образовательного ресурса в решении управленческопедагогической задачи организации
развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через
проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационнопедагогические условия реализации разработанной модели
организации образовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностноориентированных технологий, в основе которой
лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Проект это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми
комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся
созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Метод проектов всегда предполагает решение какойто проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой –
интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов
должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то
конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического
предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень
сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения
требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или
группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному
проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской,
информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,
иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и
формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта,
в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким
образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет
обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям
общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство
решения проблемы.
ООП
начального
для удовлетворения
образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного
возраста и нацелена на:
предназначена
образования
общего
• подготовку учащихся к обучению в основной школе;
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности
учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
•
овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом,
математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
• формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем,
информационнокоммуникационной, эстетикотехнологической, учебной (образовательной) и
компетентности взаимодействия;
•
развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой,
предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах
деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Достижение этих целей предполагает:
• побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
• обучение навыкам общения и сотрудничества;
• поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
• расширение опыта самостоятельного выбора;
• формирование учебной самостоятельности (желание и умение учиться, связанные с
расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за счет
использования
инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое
информационное пространство), его духовное развитие;
• формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование
инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое
информационное пространство).
На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:
• смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально
организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает
оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные
компетентности);
• формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение
принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший
школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их
результат);
• выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к
труду; •
эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в
достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых
их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);
• приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость
межличностных и деловых отношений;
• усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как
оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель).
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном
возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или
внешнего побуждения.
Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а
также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны
проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от
«накопительнознаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных
умственных и практических действий. То есть во главу угла ставятся сформированность
основных типов ключевых компетенций:
информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);
проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);
оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования,
прогнозирования, систематизации, конкретизации);
коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для
достижения своих целей).
Участие в различных видах деятельности и освоение их средств дают возможность
младшим школьникам приобрести общественно полезный социальный опыт (СО), в ходе
которого обучающийся:
СО1 – сотрудничает с другими людьми различного возраста в учебной, игровой и
других видах деятельности;
СО2 – оценивает собственные действия и действия других людей с точки рения
общепринятых норм поведения;
СО3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и
живых существ и адекватно реагировать;
СО4 – использует высшие виды игры (иградраматизация, режиссерская игра, игра по
правилам): следует своему замыслу, согласовывает его с партнерами по игре, воплощает в
игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;
СО5 – проявляет творчество и инициативу в реализации поставленной педагогом
задачи, несет ответственность за полученный результат перед собой, своими сверстниками,
педагогами и родителями;
СО6 – выполняет работы по самообслуживанию и выполняет общественно значимые
поручения;
СО7 – применяет навыки самоорганизации, самообладания; управляет проявлениями
своих эмоций;
СО8 – проявляет толерантность к окружающей действительности (уважительное,
основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой национальности, культуры, религиозного и бытового мироощущения, отношения; готовность и способность входить с
ними в контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);
СО9 – бережно, с пониманием и любовью относится к флоре и фауне, поддерживает
чистоту посещаемых мест;
СО10 – предпринимает действия по сохранению и укреплению своегоздоровья и
безопасности;
СО11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.
При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных
технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными
особенностями и возможностями младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих
факторов:
расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие
творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного
сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их
коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в
разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с
использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
использование игровых технологий, способствующих решениюосновных учебных задач
на уроке;
использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной
системы, ориентированной на обучение детей само и взаимооцениванию (выбор конкретной
технологии оценивания осуществляется ОУ).
Ведущие идеи о р г а н и з а ц и и п р о е к т н о й деятельности обучающихся:
в центре деятельности ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его
индивидуальности и самореализации;
образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность,
форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой
уровень развития;
~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой
продукт;
проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание чтото сделать
самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какуюлибо проблему,
принести комуто пользу
Виды проектов
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов
и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные
классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников
проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность
использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных
результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто объекте, явлении с
целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры,
произведения изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных
героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится
судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно
выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области
знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под
руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
внутриклассными;
внутришкольными;
региональными;
межрегиональными;
международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются
телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников
взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств
современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда
как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации
осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии
руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный
проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. В
н а ч а л ь н о й ш к о л е
проектная деятельность осуществляется на уроках, на
свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения
проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или
одной двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какойлибо
проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников
выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая
существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации
обучения.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над
проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а
обеспечивает деятельность школьника, то есть:
консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку
деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель это консультант, который должен удержаться от
подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают чтото не то»;
мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности залог успешной работы над
проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед
учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче
знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми
нимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над
проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных
этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в
действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы,
размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
наблюдает.
Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на
получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время
консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня
сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они
выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик
становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех
этапах он:
выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое
ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен
закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии
в командной работе. Взаимодействие с учителемконсультантом позволяет освоить еще одну ролевую
позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и
сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной ин
фантильности (он ответственный опекун, я безответственный потребитель) на позиции
сотрудничества (он профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я человек,
делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает
«чужой» продукт информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций
их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе
этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо
дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы
слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное
восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое
положительное педагогическое значение.
Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок,
личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст
рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается
преемственность между этапами развития учебнопознавательной деятельности обучающихся и
значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в
проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе
необходимо учитывать возрастные и психологофизиологические особенности младших
школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов
или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для
проекта требуется личностнозначимая и социальнозначимая проблема, знакомая младшим
школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми
могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах,
скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться
какогото теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных
учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы
проектов относятся к какомуто практическому вопросу, актуальному для практической
жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а
из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом,
достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения
школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов
учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может
быть сдвоенными уроками) или одной двумя неделями в режиме урочно внеурочных
занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по
овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать
ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие
умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного
приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От
учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам
информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы
выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам
информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература,
учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками
экскурсии, прогулкинаблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес
опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский
проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких
проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов
нашей страны».
Презентация проектов.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной
деятельности – презентация (защита) проекта.
Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы
продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма
ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом
индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных,
конструкторскотехнических, организационных и т.п.)
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь
учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь
ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий
этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили,
почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных
технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Защита на Ученом Совете.
Игра с залом.
Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Прессконференция.
Путешествие.
Реклама. Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебновоспитательный эффект, обусловленный самим
методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою
деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной
самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали,
как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал,
изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат
практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для
наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом,
требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид
продукта определяет форму проведения презентации.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие
презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 1012 минут) рассказать о постановке
и решении задачи проекта;
демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач
проекта, выбранный путь решения;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
демонстрировать найденное решение;
анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности
уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта,
можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе
должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует
превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить
несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какойлибо»
номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект»,
«Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых
результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,
выводы.
8. Эстетика оформления результатов проекта.
9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или
исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что
самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности,
результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской
деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей
компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта,
обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого
развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает
теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их
к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего
прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Формирование УУД
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинноследственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать
вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать чтото интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и
показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой
деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать
проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы
путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их
целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и
учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы
проекта. Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005.
№6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. //
Директор школы. – 1995. №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностноориентированного образования.
Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. №9.
7.Зенгин С.С.
Совместное проектирование учебной деятельности как условие
самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной
школе. // Нач.школа. – 2004. №2.
9.Конышева
Н.М.
Художественноконструкторская
дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
деятельность
(Основы
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.
образование. – 2000. №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред.
И.А.Сасовой. – М.: ВентанаГрафф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест
журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –
М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника.
//Сельская школа. – 2004. №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. –
1999. №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. №6.
22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего
оракула. //Директор школы. – 1998. №3.
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.