Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».
Оценка 4.7

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.07.2018
Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».
Доклад «Проектная деятельность в начальной школе». Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность в начальной школе.doc
МОУ «Зыковская средняя школа»  методическое объединение начальных классов Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе» Подготовила: учитель начальных классов Вдовина Е.С. Саранск 2014 Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и н аучиться учиться –  стать «профессиональным учеником».    Стратегия, предлагаемая настоящим проектом ФГОС НОО, нацелена на:   –   формирование     средств   и     способов     самостоятельного   развития     и  продвижения ученика в образовательном процессе;   –   поддержку   внеурочных,   внешкольных   и   внеучебных   образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;   –   непосредственное   участие   в   определении   приоритетов   социализации детей   и   в оценке   качества   получаемого   ими   образования   гражданского родительского)   сообщества, представленного  в  общественных  советах образовательных учреждений.  ФГОС   НОО   впервые   фиксирует   в   правовых   нормах   те   элементы   новой школы, которые     за     много     лет     убедительно     доказали     свою     практическую   целесообразность. Инициативность     и     самостоятельность     участников   образовательного     процесса     становятся основным  ценностно­целевым ориентиром Стандарта.   В   проекте   ФГОСов     задается   следующий  результат   образования   на   выходе   из начальной школы: «– умение   решать   творческие   задачи   на   уровне   комбинаций,   импровизаций: самостоятельно   составлять   план   действий   (замысел),   проявлять   оригинальность   при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации; – овладение   первоначальными   умениями   передачи,   поиска,   преобразования,   хранения информации,   использования   компьютера;   поиск   (проверка)  необходимой   информации   в словарях, каталоге библиотеки; – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен   результат?»,   «Правильно   ли   это   делается?»);   определение   причин   возникающих трудностей,   путей   их   устранения;   предвидение   трудностей   (ответ   на   вопрос   «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление; – учебное   сотрудничество:   умение   договариваться,   распределять   работу,   оценивать свой вклад и общий результат деятельности». Поэтому   в   настоящее   время   все   более   актуальным   становится   использование   в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.   Общая   дидактика   и   частные   методики   в   рамках   учебного   предмета призывают   решать   проблемы,   связанные   с   развитием   у   школьников   умений   и   навыков самостоятельности  и  саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.  В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий   для   самостоятельного   усвоения   школьниками   учебного   материала   в   процессе выполнения проектов. Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность. Задачи проекта: 1.   Выявить   предпосылки   и   специфику   использования   проектной   деятельности   как образовательного   ресурса   в   решении   управленческо­педагогической   задачи   организации развивающих возможностей образовательной среды. 2.   Разработать   теоретическую   модель   организации   образовательной   среды   школы   через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации. 3. Определить организационно­педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы. Метод проекта – это одна из личностно­ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  Проект ­ это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс   действий   по   решению   субъективно   значимой   проблемы   ученика,   завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Метод   проектов   всегда   предполагает   решение   какой­то   проблемы, предусматривающей,   с   одной   стороны,   использование   разнообразных   методов,   с   другой   – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,   развитие   критического   мышления.   Результаты   выполненных   проектов должны   быть,   что   называется   «осязаемыми»,   т.е.,   если   теоретическая   проблема,   то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Проектная  деятельность обучающихся  – это совместная  учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основные требования к проекту. В   современной   педагогике   метод   проектов   используется   не   вместо   систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности   педагогической   деятельности.   Если   большинство   общеизвестных   методов   обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые. 1.Необходимо   наличие   социально   значимой   задачи   (проблемы)   –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение   проекта   начинается   с   планирования   действий   по   разрешению   проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый   проект   обязательно   требует   исследовательской   работы   учащихся.   Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный  продукт должен быть представлен  заказчику и (или) представителям общественности,   и   представлен   достаточно   убедительно,   как   наиболее   приемлемое   средство решения проблемы. ООП     начального     для   удовлетворения образовательных потребностей и потребностей  духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:    предназначена     образования     общего   •   подготовку учащихся к обучению в основной школе;   •    сохранение   и   укрепление   физического   и   психического   здоровья   и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;  •    овладение     грамотностью     в     различных     ее     проявлениях     (учебном,   языковом, математическом,  естественно­научном,  гражданском, технологическом);  •    формирование   ключевых   компетентностей   учащегося:   в   решении   задач   и     проблем, информационно­коммуникационной,     эстетико­технологической,   учебной   (образовательной)   и компетентности взаимодействия;  •    развитие     ребенка     как     субъекта     отношений     с     людьми,     миром     и     собой, предполагающее     успешность     и     самореализацию     учащихся     в     образовательных   видах деятельности,  а  также  сохранение  и  поддержку  индивидуальности каждого ребенка.  Достижение этих целей предполагает:  •   побуждение  и  поддержку  детских  инициатив  во  всех  видах деятельности; •   обучение навыкам общения и сотрудничества;  •   поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;  •    расширение опыта самостоятельного выбора;  •    формирование  учебной самостоятельности    (желание  и умение учиться, связанные с расширением   границы   возможностей   обучающихся,   в   том   числе   за   счет     использования инструментов     работы     с     информацией     и     доступа     в   контролируемое,     но     открытое информационное  пространство),  его  духовное развитие;  •    формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, использование инструментов     работы     с     информацией     и     доступа     в   контролируемое,   но   открытое информационное пространство).  На  протяжении  младшего  школьного  возраста,  в  соответствии  с  ФГОС, достигаются:  •    смена   ведущей   деятельности,   переход   от   игры   к   систематическому, социально организованному   обучению   (игровая   деятельность   во   всех   ее разновидностях   продолжает оставаться     важной     для     психического     развития   детей;   на   ее   базе   развиваются   различные компетентности);  •    формирование   системы   учебных   и   познавательных   мотивов   и установок,   умение принимать,   сохранять   и   реализовать   учебные   цели   (в процессе   их   реализации   младший школьник  учится  планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);  •    выносливость     и     упорство,     позволяющие     осуществлять     учебную   деятельность, требующую  значительного  умственного  напряжения  и длительной сосредоточенности, любовь к труду; •    эмоциональность,     отзывчивость     и     уравновешенность     (младший   школьник     в достаточной  степени  управляет  проявлениями  своих  чувств, различает  ситуации,  в  которых их  необходимо  сдерживать,  сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);  •    приобретение   опыта   жизни   в   коллективе,   когда   существенно   возрастает   значимость межличностных и деловых отношений;  •   усиление  роли  самооценки младшего школьника: формирование  ее  на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются прежде всего взрослые (особенно учитель). Основной     психологической     характеристикой,     достигаемой     в     младшем   школьном возрасте,   является   способность   к   организации   своей   деятельности   на   основе   внутреннего   или внешнего побуждения. Полноценным   итогом   начального   обучения   являются   желание   и   умение учиться,   а также  основы  понятийного  мышления  с  характерной  для  него критичностью,  системностью  и умением  понимать  разные  точки  зрения.  Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.  Умения,   нарабатываемые   школьником   в   процессе   проектирования,   в   отличие   от «накопительно­знаниевого»   обучения   формируют   осмысленное   исполнение   жизненно   важных умственных   и   практических   действий.   То   есть   во   главу   угла   ставятся     сформированность основных типов ключевых компетенций: ­ информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);     ­проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); ­ оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);  ­ коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей). Участие   в   различных   видах   деятельности   и   освоение   их   средств   дают   возможность младшим     школьникам     приобрести     общественно     полезный   социальный   опыт   (СО),   в   ходе которого обучающийся:  СО­1  –  сотрудничает  с  другими  людьми  различного  возраста  в  учебной, игровой и других видах деятельности;  СО­2   –   оценивает   собственные   действия   и   действия   других   людей   с   точки   рения общепринятых норм поведения;  СО­3 – определяет по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать; СО­4  –  использует  высшие  виды  игры  (игра­драматизация,  режиссерская игра,  игра  по правилам):   следует   своему   замыслу,   согласовывает   его   с партнерами по игре, воплощает в игровом действии; следует правилам; создает и воплощает собственные творческие замыслы;  СО­5   –   проявляет   творчество   и   инициативу   в   реализации   поставленной педагогом задачи,   несет   ответственность   за   полученный   результат   перед   собой,   своими   сверстниками, педагогами и родителями;  СО­6   –   выполняет   работы   по   самообслуживанию   и   выполняет   общественно   значимые поручения;  СО­7  –  применяет  навыки  самоорганизации,  самообладания;  управляет проявлениями своих эмоций;  СО­8   –   проявляет   толерантность   к   окружающей   действительности (уважительное, основанное на искреннем стремлении понять и принять людей другой  национальности,  культуры, религиозного  и  бытового  мироощущения, отношения;  готовность  и  способность  входить  с ними  в  контакт, организовывать продуктивное общение и пр.);  СО­9  –  бережно,  с  пониманием  и  любовью  относится  к  флоре  и  фауне, поддерживает чистоту посещаемых мест;  СО­10   –   предпринимает   действия   по   сохранению   и   укреплению   своегоздоровья и безопасности;  СО­11 – следует ценностям семьи, общества, школы, коллектива.    При   выборе   форм,   способов   и   методов   обучения   и   воспитания (образовательных технологий)     в     начальной     школе     педагог     обязан   руководствоваться     возрастными особенностями  и  возможностями  младших школьников и должен обеспечивать с учетом этих факторов:  ­    расширение  деятельностных  форм  обучения,  предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;  ­      организацию   образовательного   процесса   с   использованием   технологий учебного сотрудничества,     обеспечивающих     расширение     видов     групповой   работы   обучающихся,   их коммуникативного   опыта   в   совместной   деятельности,   как     в     одновозрастных,     так     и     в разновозрастных  группах,  широкое использование  всех  видов  коммуникации,  в  том  числе  с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;  ­    использование  игровых  технологий,  способствующих  решениюосновных учебных задач на уроке;  ­      использование   во   всех   классах   (годах   обучения)   начальной   школы оценочной системы,  ориентированной  на  обучение  детей  само­  и взаимооцениванию (выбор конкретной технологии оценивания осуществляется ОУ). Ведущие    идеи   о р г а н и з а ц и и    п р о е к т н о й    деятельности обучающихся: ­в   центре   деятельности   ­   ученик,   педагог   обеспечивает   содействие   развитию   его индивидуальности и самореализации; ­образовательный   процесс   строится   не   в   логике   учебных   предметов,       а       в       логике деятельности,   имеющей   личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию; ­каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат; ­  индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития; ~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт; ­  проектированию   можно   научиться.   Для   этого   необходим!   Желание   что­то   сделать самостоятельно или  вместе с другими осуществить свою идею, решить какую­либо проблему, принести кому­то пользу Виды проектов Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и   разновидностей.   Чтобы   разобраться   в   них,   требуются   по   крайней   мере   три   различные классификации. (Сергеев И.С.) Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт   заранее   определен   и   может   быть   использован   в   жизни   класса,   школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета   рекомендаций   по   восстановлению   экономики   России.   Важно   оценить   реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   ее   проверкой,   обсуждение   полученных результатов.   При   этом   используются   методы   современной   науки:   лабораторный   эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком­то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом   такого   проекта   часто   является   публикация   в   СМИ,   в   т.ч.   в   Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Творческий  проект  предполагает   максимально  свободный  и   нетрадиционный  подход   к оформлению   результатов.Это   могут   быть   альманахи,   театрализации,   спортивные   игры, произведения изобразительного или декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев   и   т.п.   Результат   проекта   остается   открытым   до   самого   окончания.   Чем   завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор. По   комплексности  (иначе   говоря,   по   предметно   –   содержательной   области)   можно выделить два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2)  Межпредметные  проекты   выполняются   исключительно   во   внеурочное   время   и   под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: ­ внутриклассными; ­ внутришкольными; ­ региональными; ­ межрегиональными; ­ международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными,   поскольку   требуют   для   координации   деятельности   участников взаимодействия   в   сети   Интернет   и,   следовательно,   ориентированы   на   использование   средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению  продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их   выполнение   занимает   примерно   30   –   40   часов   и   целиком   проходит   при   участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. В    н а ч а л ь н о й   ш к о л е     проектная   деятельность   осуществляется  на   уроках,   на свободной   самостоятельной   работе,   во   внеурочное   время.  Длительность   выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной   ­   двумя   неделями  Практикуются   совместные   проекты   всего   класса   по   какой­либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются   через   анализ   структуры   деятельности   учителя   и   школьника,   которая существенно   отличается   от   структуры   их   деятельности   при   традиционной   организации обучения. Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом  I. Роль учителя. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть: ­ консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности,   моделируя   различные   ситуации,   трансформируя   образовательную   среду и   т.   п.   При   реализации   проектов   учитель   ­   это   консультант,   который   должен   удержаться   от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что­то не то»; ­ мотивирует.  Высокий уровень мотивации в деятельности ­залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения; ­ фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, ми­ нимальный   их   набор   учащийся   должен   был   усвоить   на   уроках,   предшествующих   работе   над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации; ­ наблюдает.  Наблюдение,   которое   проводит   руководитель   проекта,   нацелено   на получение   им   информации,   которая   позволит   учителю   продуктивно   работать   во   время консультации,   с   одной   стороны,   и   ляжет   в   основу   его   действий   по   оценке   уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой. II. Роль ученика. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.  Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: ­ выбирает (принимает решения).  Следует помнить, что  право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности; ­ выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем­консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет  вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной ин­ фантильности   (он   ­   ответственный   опекун,   я   ­   безответственный   потребитель)   на   позиции сотрудничества (он ­ профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я ­ человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность); ­ оценивает.  На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт ­ информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые   успеха,   что   не   удалось   (непонимание,   недостаток   информации,   неадекватное восприятие   своих   возможностей   и   т.   д.).   Даже   не   самый   удавшийся   проект   имеет   большое положительное педагогическое значение. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе. Именно   в   младшем   школьном   возрасте   закладывается   ряд   ценностных   установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается   как   малозначимый,   «проходной»   для   метода   проектов,   то   нарушается преемственность между этапами развития учебно­познавательной  деятельности обучающихся и значительной   части   школьников   и   не   удается   впоследствии   достичь   желаемых   результатов   в проектной деятельности.  Однако при организации проектной деятельности в начальной  школе необходимо   учитывать   возрастные   и   психолого­физиологические   особенности   младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно­значимая и социально­значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее   всего,   малодифференцированы,   одноплановы.   Тематика   проектов   может   касаться какого­то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников   по   этому   вопросу,   дифференцировать   процесс   обучения.   Чаще,   однако,   темы проектов  относятся  к  какому­то  практическому   вопросу,   актуальному   для   практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Проблема   проекта   или   исследования,   обеспечивающая   мотивацию   включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть   сдвоенными   уроками)   или   одной   ­   двумя   неделями   в   режиме   урочно­   внеурочных занятий. Кроме   того,   важно   ставить   вместе   с   младшими   школьниками   и   учебные   цели   по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам   такие   вопросы:   Какие   умения   понадобятся   для   выполнения   этого   проекта? Владеете   ли   вы   этими   умениями   в   достаточной   мере?   Каким   образом   вы   сможете приобрести   нужные   вам   умения?   Где   ещё   вы   сможете   впоследствии   применять   такие умения? Большого   внимания   от   учителя   требует   и   процесс   осмысления,   целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации   следует   обратиться   (интернет,   справочники,   художественная   литература, учебники)?» Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки­наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы,   интервьюирование   учащимися   отдельных   лиц,   для   которых   предназначен   детский проект.   Например,   ветеранов   войны,   учителей   и   родственников   при   выполнении   таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие  в семьи народов нашей страны». Презентация проектов. Особого   внимания   в   начальной   школе   требует   завершающий   этап   проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных   интересов   и   способностей   проектантов   –   артистических,   художественных, конструкторско­технических, организационных и т.п.) Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся   оценить   процесс   проектирования   с   помощью   вопросов.   Также   нужно   помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.  Важно,   чтобы   дети   ощутили   потребность   в   тех   изделиях,   которые   они   изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: ­ Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа). ­ Деловая игра. ­   Демонстрация   видеофильма   –   продукта,   выполненного   на   основе   информационных технологий. ­ Диалог исторических или литературных персонажей. ­ Защита на Ученом Совете. ­ Игра с залом. ­ Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… ­ Инсценировка реального или вымышленного исторического события. ­ Научная конференция. ­ Отчет исследовательской экспедиции. ­ Пресс­конференция. ­ Путешествие. ­ Реклама. ­ Ролевая игра. ­ Соревнования. ­ Спектакль. ­ Спортивная игра. ­ Телепередача. ­ Экскурсия. В самой презентации заложен большой учебно­воспитательный эффект, обусловленный самим методом:   дети   учатся   аргументировано   излагать   свои   мысли,   идеи,   анализировать   свою деятельность,   предъявляя   результаты   рефлексии,   анализа   групповой   и   индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как   именно   они   работали   над   проектом.   При   этом   демонстрируется   и   наглядный   материал, изготовлению   которого   была   посвящена   значительная   часть   времени,   показывается   результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной   демонстрации   своих   результатов,   названное   нами   продуктом   работы   над   проектом, требует   использования   определенных   знаний   и   умений   по   технологии   его   изготовления.   Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической   целью   проведения   презентации   является   выработка   и/или   развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: ­ кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10­12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; ­ демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; ­ анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; ­ демонстрировать найденное решение; ­ анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; ­   проводить   самоанализ   успешности   и   результативности   решения   проблемы,   адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение. Оценка выполненных проектов. Весьма   важный   вопрос   –   оценка   выполненных   проектов,   которая   должна   носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно   отметить   дипломами   или   памятными   подарками,   при   этом   в   начальной   школе должен быть  поощрен каждый ученик, участвовавший  в  выполнении проектов. Не следует превращать   презентацию   в   соревнование   проектов   с   присуждением   мест.   Лучше   выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой­либо» номинации.   Например,   могут   быть   следующие   номинации:   «Познавательный   проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.  Критерии внешней оценки проекта 1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. 2. Корректность   используемых   методов   исследования   и   методов   обработки   получаемых результатов. 3. Активность   каждого   участника   проекта   в   соответствии   с   его   индивидуальными возможностями. 4. Коллективный характер принимаемых решений. 5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта. 6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей. 7. Доказательность   принимаемых   решений,   умение   аргументировать   свои   заключения, выводы. 8. Эстетика оформления результатов проекта. 9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.                        Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).   Положительной   оценки   достоин   любой   уровень   достигнутых   результатов. Оценивание   степени   сформированное™   умений   и   навыков   проектной   и   исследовательской деятельности   важно   для   учителя,   работающего   над   формированием   соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: ­ степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; ­ степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; ­ практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; ­ количество новой информации, использованной для выполнения проекта; ­ степень осмысления использованной информации; ­ уровень сложности и степень владения использованными методиками; ­ оригинальность идеи, способа решения проблемы; ­ осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; ­ уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; ­ владение рефлексией; ­ творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; ­ социальное и прикладное значение полученных результатов. Итак,   благодаря   использованию   метода   проектов   повышается   вероятность   творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Формирование УУД В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения:  ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: ­   умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ   действия,   привлекая знания из различных областей; ­ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; ­   умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта, специалиста); ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; ­ умение выдвигать гипотезы; ­ умение устанавливать причинно­следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Коммуникативные умения: ­ умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки:  ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Заключение Учебный   проект   с   точки   зрения   учащегося   –   это   возможность   делать   что­то   интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,   сформулированной   самими   учащимися   в   виде   цели   и   задачи,   когда   результат   этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Итак,   это   и   задание   для   учащихся,   сформулированное   в   виде   проблемы,   и   их целенаправленная   деятельность,   и   форма   организации   взаимодействия   учащихся   с   учителем   и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Список литературы. 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006. 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. ­ №6. 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 5.Джужук   И.И.   Метод   проектов   в   контексте   личностно­ориентированного   образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.  6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. ­ №9. 7.Зенгин   С.С.   Совместное   проектирование   учебной   деятельности   как   условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 8.Иванова   Н.В.   Возможности   и   специфика   применения   проектного   метода   в   начальной школе. // Нач.школа. – 2004. ­ №2. 9.Конышева   Н.М.   Художественно­конструкторская дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.   деятельность   (Основы 10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. 11.Новикова   Т.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности.   //   Нар. образование. – 2000. ­ №7. 12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана­Графф, 2003. 13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005. 14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4. 15.   Пахомова   Н.Ю.   Проектное   обучение   –   что   это?   Из   опыта   метод.   работы.   Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004. 16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998. 17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. ­ №2. 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998. 19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. ­ №6. 20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. 21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. ­ №6. 22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. ­ №3.

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад «Проектная деятельность в начальной школе».

Доклад  «Проектная деятельность в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018