Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
6 кл—10 кл
30.05.2017
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Психологические подходы по формированию здорового образа у детей.docx
Доклад «Психологические подходы к организации работы по
формированию основ здорового образа жизни у детей, профилактике
зависимого поведения»
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную
тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то,
что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками
двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение
частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды,
совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровый образ жизни школьника включает в себя следующие основные
компоненты:
режим учебы без перегрузок,
организацию свободного времени с преобладанием движений,
личную гигиену, привычное питание,
отсутствие травматизма,
здоровые привычки, физическую активность.
Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения,
употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне
важным, хотя и очень непростым занятием. Для того, чтобы сформировать у
школьника здоровый образ жизни, необходим комплексный подход по
отношению к детям.
В профилактическую работу должно входить три компонента:
1) образовательный компонент – передача учащимся знаний о
механизмах развития зависимости, последствий употребления ПАВ;
2) психологический компонент – индивидуальная и групповая
психологическая работа с учащимися, а также работа с родителями и
преподавателями; 3) социальный компонент – помощь в социальной адаптации детей и
подростков, решение проблемы занятости, мероприятия по приобщению к
здоровому образу жизни.
Первичная профилактика должна проводиться со всеми учащимися,
вторичная – с теми, кто замечен в употреблении ПАВ. Во время вторичной
профилактики наиболее актуальной становится индивидуальная работа с
учеником и родителями.
Образовательный компонент.
До сих пор, к сожалению, при организации антинаркотических
мероприятий главную роль отводят просветительскому подходу. Это
безусловно важный компонент, но он должен занимать примерно 10% от
общего времени, отведенного на профилактическую работу.
Неэффективны одноразовые мероприятия, излишне категоричный и
морализаторский подход, внушение страха. Мене эффективной является
лекция, наиболее эффективным способом донесения информации является
обсуждение в группах, ролевое проигрывание информационной ситуации,
выступление в роли обучающего, когда ученики сами преподают
определенный материал.
Если в плане наркотиков нужно доносить информацию, исключающую
любое, даже разовое, их употребление, то в плане алкоголя необходимо
отложить первую пробу на максимально возможный срок. Люди, начавшие
употреблять алкоголь в 2021 год, реже становятся зависимыми от него.
Профилактические фильмы имеют большую эффективность, если их
Подростки
показывать ученикам в возрасте до 5го класса.
и взрослые переворачивают информацию через психологические защиты: “Со
мной такого не случится”, “Я смогу по чутьчуть”.
Не стоит в информировании:
запугивать;
давать ложную информацию; преувеличивать негативные последствия;
описывать эффект опьянения.
Психологический компонент.
Ее можно разделить на три направления: работа с родителями,
индивидуальная и групповая работа с учениками.
1) Работа с родителями. Это больше просветительская работа, на
тренинг родители соглашаются реже. Работа должна быть нацелена не на то,
как родителям изменить ребенка в нужном направлении (это манипуляция), а
на то, как измениться самим. Книга “Общаться с ребенком как?” хороший в
этом помощник. Примерные темы, которые стоит освещать: все о чувствах,
подростковый возраст (какие задачи во время него решаются), правильная
коммуникация с ребенком, стили воспитания, как отношения в паре влияют на
ребенка.
2) В индивидуальной работе первой задачей является установление
контакта (для этого может потребоваться не одна встреча), а не запугивание,
воспитывание или поучение. Контакт сам по себе несет целебную функцию,
ребенок начинает лучше себя понимать, через контакт с другим. Контакт
устанавливается посредством интереса, безоценочного принятия, вопросов
про чувства, явысказывания, преподнесения собственных историй и
переживаний, отсутствия внутренней цели изменить другого в правильную
сторону. В этом плане также хорошо помогает психодиагностика, которая
используется несколько не по прямому назначению, т.е. не обработка
результатов важна, а сам процесс работы психолога и клиента. Установив
контакт, вы начнете видеть примерные проблемы, то, что является
фрустратором, создает напряжение (самооценка, отношения в семье, в классе,
страхи и т.п.). Далее с этим можно либо работать, если позволяет уровень
подготовки, либо рекомендовать по поводу этих проблем обратиться к
специалисту. 3) Групповая работа. В рамках школьного урока реально провести
только занятие с элементами тренинга. Дается упражнение, которое затем
обсуждается. В первичной профилактике нужны технологии, помогающие
преодолевать психологические факторы риска: возрастные кризисы,
тревожность, неадекватная самооценка. В возрасте 1218 лет перед человеком
встают следующие актуальные задачи:
подготовить свой уход из дома (символический, означающий
самостоятельность);
достичь признания в своей возрастной группе;
завязать дружеские отношения;
определить перспективу своей будущей профессии и жизни вообще;
создать шкалу ценностей, как основу собственного поведения;
научиться контактировать с противоположным полом.
Помощь в решении всех этих задач – есть профилактика
зависимого поведения.
Социальный компонент.
В данный компонент входит организация внеурочной занятости
учащихся в кружках, секциях. Проведение мероприятий по пропаганде
здорового образа жизни и мероприятия, формирующие духовнонравственную
основу человека.
С 15.12.2014г. по 19.12.2014г. проведена диагностика при помощи
опросника «Аддиктивная склонность». Исследование показало, что в 6, 7а,б и
9а,б классах риск зависимого поведения у учащихся не выражен. Подготовила педагог психолог
Меренкова Ю.Н.
Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Доклад "Психологические подходы по формированию здорового образа у детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.