Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
Оценка 4.8

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
14.03.2018
Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»
Тема доклада освещает описание эффективной организации урока согласно требованиям ФГОС. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
педчтения.docx
Л.Е.Аврамчик «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса» (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шестаковская средняя общеобразовательная школа») «Важно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим  самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть  урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно­деятельностного подхода. Учитель должен шагать в ногу со временем. Именно этого требует от нас, учителей, наше общество и  жизнь. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого  поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен  продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться  определённым способам действий. Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие   универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные  действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин  можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность  к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что значит «деятельность»? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на  результат. Понятие системно­деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут  только в том случае, если есть обратная связь. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных  учебных действий. Что имеют в виду, когда говорят «учебная деятельность»? Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития,  саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Чему должен научиться ребенок? Приведу в пример старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны.  Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо  научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться,  научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых  ничего не может быть. Именно в действии порождаются знания. У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно­ деятельностной основе. При изучении иностранного языка этот термин дополняется словом  коммуникативный системно­деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе  общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся  во все виды речевой деятельности. В связи с переходом на ФГОС второго поколения перед учителем  стоит задача ­ формирования учебных универсальных действий, обеспечивающих дальнейшее  развитие способностей школьников к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: I. Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и  способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во  взаимодействии с учителем. На данном этапе обучения у него формируется представление о себе как  о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение по различным темам « Школьные  дни», «Это я», «Мой дом», «Знаменитые люди» и т.д. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно  выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и  начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно ­  этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. II. Регулятивные (УУД) – развитие  регулятивных УУД через формирование качества личности, как  самоэффективность. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование  учащимися своей учебной деятельности. Соблюдая преемственность обучения иностранному языку на  начальном этапе обучения, в 5 классе я часто меняю виды учебной деятельности, учитывая  психологические и возрастные особенности учащихся. Например, игра в процессе обучения помогает  естественному изучению языка. Играя, учащиеся развиваются и обучаются. Моя задача научить  учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке  сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по  картинкам. Для меня важно научитьучащихся прогнозировать свои результаты. В качестве средств  самоконтроля учащиеся используют учебник, рабочую тетрадь для того, чтобы понять, всё ли у них  получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная  речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и  повышается самооценка. III. Познавательные (УУД) ­  овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,  орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и  ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях  изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке; приобщение  учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/ страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и  ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;   формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного  межкультурного общения. На этапе обучения для меня важно: научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи; научить выделять основное в тексте (What is the main idea of the text?); научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на схемы и т.д.).         Дети на данном этапе уже учатся отвечать на мои вопросы письменно или устно,  и при самоконтроле,  и взаимоконтроле могут оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга. Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты,  грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При прохождении грамматического материала учащиеся вместе со мной учатся анализировать.  Синтезировать ­ при монологической и диалогической речи, а так же  при выполнении упражнений в  учебнике: вставить недостающие слова; вставить недостающие буквы; завершить предложение; заполнить таблицу; догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных, косвенной речи и т.д. Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности. IV. Коммуникативные (УУД) – развитие коммуникативных универсальных учебных действий в  четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Коммуникативные универсальные учебныедействия способствуют продуктивному взаимодействию и  сотрудничеству со сверстниками. Учащиеся учатся слушать одноклассника, участвовать в  коллективном обсуждении проблем, а также работать в парах. Как учитель,  опираясь на опыт преподавания английского языка на всех ступенях обучения, целью  своей деятельности, считаю, формирование УУД в условиях системно­деятельностного подхода. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам мои  ученики находят для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я  выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома  пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Таким образом, иностранный язык осваивается осознанно, а  сами уроки проходят интересно и увлекательно. Для успешного решения коммуникативных задач я стараюсь создать на уроке благоприятный  психологический климат. Чем комфортнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит  формирование коммуникативных действий. В методике преподавания иностранных языков в школе есть много нового и интересного.  Учителя иностранных языков — новаторы во многих аспектах методики. То, что сейчас  предусматривается в ФГОС,  считается инновационным, давно и успешно применяется учителями  иностранных языков.  В своей работе применяю следующие методы и приемы: грамматические и лексические кейсы. В начале каждого урока уделяю 5 минут на  кейсы в 5­11 классах с целью активизации  грамматических и лексических структур SAY IN ENGLISH 1.Я умею играть в волейбол Он  не умеет читать Мы должны делать  уроки 3.Назови  модальные глаголы 5.Назови личные местоимения 7.Я, ты, она, он, Мой, твой, её, его 9.самый большой самый маленький лучший самый дорогой самый интересный 11.Задай вопросы в настоящем времени 13.Спряжение глагола “to be” 15.Завтракать Обедать Ужинать Смотреть телевизор 17. Вчера, сегодня, завтра, через 2 дня, в  прошлом году, через 2 недели, через 3 месяца,  в следующем году 19.5 правильных глаголов в  Past Simple SAY IN ENGLISH 2.Играть в футбол Играть  в волейбол Играть на гитаре Делать уроки 4.Рассказ о себе (5 предложений) 6.Собаки, кошки, дети, мужчины,  книги 8.У меня есть книга У меня нет собаки У него есть сестра 10.Волга Москва Великобритания США Атлантический океан 12.Назови вопросительные слова­ кто, когда, где, что, который 14.Рассказ о друге (5 предложений) 16.говорить на английском, русском,  испанском, немецком, французском 18. Рассказ о себе с глаголом “to be” 20.5 неправильных глаголов в  Past Simple   В качестве примера (из опыта работы) привожу   формирование  УУД при работе с текстом на уроке  английского языка. Предтекстовый этап: учимся определять тему текста, формулировать главную мысль и  умение прогнозировать содержание текста ( по заголовку) Упражнения на узнавание слова по формальному признаку: ­определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова. ­прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку: ­заполните пропуски подходящими по смыслу словами. ­найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов. ­прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д. ­выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме. Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц: ­найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …). ­найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. Упражнения на различение грамматических явлений: ­выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их. ­выпишите предложения с данной грамматической формой. ­объясните употребление данной грамматической формы. Подстановочные упражнения: ­составьте предложения из слов, данных вразбивку. ­замените выделенную форму по образцу. Трансформационные упражнения: ­составьте из двух предложений одно простое. ­образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых. ­выразите ту же мысль другими средствами. Упражнения для обучения работе со словарной статьёй: ­быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово. ­определите значение сложного слова по его элементам. ­трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную. Упражнения на прогнозирование содержания читаемого: ­прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте ­прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться.  Предтекстовая ориентировка читающего: ­ответьте на предтекстовые вопросы. ­определите верные и неверные утверждения. Текстовый этап: первичное чтение текста,  повторное чтение текста. Анализ текста. Обобщение  прочитанного.   Упражнения на реконструкцию текста: ­составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу. ­расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой. ­составьте сокращённый вариант из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.  Упражнения на обобщения материала: ­сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста. ­упражнения на перефразирование: ­замените слово синонимом по образцу. ­замените слова дефиницией (описанием). ­преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу. ­расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием. ­воспроизведите текст по плану ­ приём «толстых» и «тонких вопросов» Thin questions: Who …? What … ? When … ? Where … ? Was  it … ? What was the name …? Are you agree that … ? Thick questions: Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the  story? What is the difference between … ? If you were … would you … На послетекстовом этапе приёмы работы с текстом направлены на выявление основных  элементов содержания текста.  Послетекстовый этап:  ­расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте  ­перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;  ­дайте свою характеристику героям  ­выразите идею текста одним предложением Упражнения:  ­дискуссия, ролевая игра, презентация, письмо, сочинение; ­ творческие задания: описать картину ­ не рисуя ее;   ­написать рекламную брошюру какого­либо места из текста;  ­подобрать пословицы, которые наиболее точно передают идею текста  ­дать совет герою, написать эссе. Упражнения на выявление темы текста: ­выявите слова, выражающие тему в абзаце, в тексте. ­найдите обобщающие слова и сформулируйте тему. ­сформулируйте тему самостоятельно. Упражнения на передачу сюжета: ­оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета. ­определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте. Упражнения на составление характеристики персонажей: ­выделите авторские характеристики. ­ответьте на вопросы к фрагментам текста. ­составьте вопросы к фрагментам текста. ­прокомментируйте авторскую характеристику героев. ­дайте свою характеристику героям. ВЫВОД: Для  современного  урока очень важна  его эффективная организация. Используемые мной методы и приемы по формированию и развитию УУД помогают школьникам  участвовать в конкурсах и олимпиадах по английскому языку, а в дальнейшем социализации и  жизненной коммуникабельности. Некоторые результаты:   Участие в областном конкурсе «Осенний лингвомарафон»­декабрь 2015, победа в международном  дистанционном блиц­турнире «Учу английский» проекта «Новый урок» ­ февраль 2016, призовое  место во Всероссийском открытом конкурсе по английскому языку “Open World” 2016, участие в 13  Иркутском областном открытом конкурсе по английскому языку “ I am the best”­ март 2017, призовые  места в районном конкурсе проектов по английскому языку «Край в котором я живу…» февраль 2015, призовое место в районной он­лайн олипиаде 2017 Список используемой литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М­во  образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго  поколения). 2. Технология подготовки  урока в современной информационной среде:  пособие для учителей  общеобразовательных учреждений. / Е.В. Чернобай. ­ М.: «Просвещение» 2012. – 56 с. – (Работаем  по  новым  стандартам). 3.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к  мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Система заданий. Пособие  для учителя. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010. 4.Ворожцова И.Б. Личностно­деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск:  Удмуртский университет, 2000. 5.Современный урок в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://soc.edurm.ru/stati/metodicheskie­rekomendacii/sovremennyi­urok­inostrannogo­jazyka­v­uslovijah­ realizacii­fgos­oo.html 4.journal.preemstvennost.ru/arkhiv...  Компетентностный подход в обучении английскому языку в условиях реализации ФГОС kolomnaraionmc.ucoz.org/publ/...    http://soc.edurm.ru/stati/metodicheskie­rekomendacii/sovremennyi­urok­inostrannogo­jazyka­v­uslovijah­ realizacii­fgos­oo.html portalpedagoga.ru  копия    копия

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

Доклад «Современный урок: эффективная организация  образовательного процесса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018