Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Оценка 4.6

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
08.06.2018
Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД.docx
1 Задачей   современного   урока   является   воспитание   личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть сформировать   у   него   коммуникативную   компетенцию.   Мышление   ребёнка развивается в зависимости от речи. Так текст играет роль «установки» на речевое развитие, поэтому текст как художественная целостность занимает всё   более   прочное   место   на   современных   уроках   русского   языка   и литературы.   Стимулирование   речи   ребёнка   происходит   в   процессе непосредственного общения с явлениями жизни, будь то природа, люди или произведения искусства, и обостряется ситуацией общения со сверстниками и учителем в классе. Поэтому «забота о речевой среде» составляет «условие речевого развития». Языковое развитие основано на «языковом чутье». Оно развивается на уроках русского языка и литературы. «Языковое   чутьё»   проявляется   в   умении   слышать   речь,   способности реагировать  на   неё,  возможности   быстро   запоминать   слова   и  выражения   и длительно сохранять их в речевом общении, понимать ситуацию общения и строить свою речь соответственно конкретной ситуации. Поскольку основной единицей   общения   является   текст,   то   именно   текст   выступает   в   качестве единицы обучения. Принцип текстоцентризма – это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку и литературе. Конечно,   изучение   текста   уже   давно   вошло   в   практику   учителей­ словесников.   Но   если   при   традиционном   подходе   это   предполагало преимущественно овладение языковыми средствами, то при современном – 2 оно означает еще и способность на современные формы организации учебного процесса. Современная   организация   учебного   процесса   предусматривает   такое структуирование учебного материала, которая дает возможность перехода от репродуктивного к преимущественно продуктивному обучению, без чего не может быть развития интеллектуальных навыков. Относительно преподавания русского   языка   вряд   ли   это   возможно   без   текстоцентрического   подхода, предполагающего осмысливание текста как речевого произведения. Конечно, без знаний грамматики никакого владения языком    не может быть. Таким образом, в основе принципа текстоцентризма – единство языковой, речевой и правописной компетенции. Однако пока еще преподавание русского языка в школе ориентировано в основном на формирование грамматико–правописных знаний,   умений   и   навыков,   в   то   время   как   должна   усиливаться   речевая направленность обучения. Итак,   одним   из   направлений   в   преподавании   русского   языка   в современной школе является ориентированность на текст. В основе подхода текстоцентризма лежит единство языковой, речевой и правописной   компетенции.   Этот   принцип   позволяет   реализовать   все   цели обучения на уроках литературы в их комплексе. Для текстоцентрического подхода характерно рассмотрение текста как целостного   завершенного   объекта   исследования,   как   уникального   речевого произведения,   имеющего   «многослойную   и   многоуровневую   организацию». Как   системно­структурное   образование   он   должен   иметь   собственные текстовые единицы, связанные определенными отношениями и в силу своей неоднородности   организующиеся в уровни. Самое популярное  поуровневое представление   текста   ориентировано   на   языковую   стратификацию   с соответствующим   выделением   в   тексте   фонетического,   морфологического, лексического   и   синтаксического   уровней.   При   этом   обычно   особо 3 подчеркивается   текстовая   значимость   лексического   уровня   как   наиболее тесно   связанного   с   идейно­тематическим   содержанием   текста.   Текст понимается   также   как   совокупность   определенным   образом   соотнесенных текстовых категорий.   Коммуникативная направленность обучения русскому языку привлекла внимание к тексту именно как к самостоятельному объекту изучения с целью рассмотрения законов текстообразования. Текст приобретает статус основной коммуникативной   единицы,   а   умение   создавать   тексты   выдвигается   как конечная цель обучения. « Являясь одновременно понятием лингвистическим, психо­ и социолингвистическим, текст представляет сложнейший  феномен, многоуровневое,   многофункциональное   образование   и,   при   всей   его очевидности,   вызывает   трудности   при   определении.   Вне   порождения   и интерпретации   текстов   немыслим   обмен   знаниями   и   опытом,   умениями   и навыками, эмоциями, ценностями и нормами – этими важными ориентирами человеческой деятельности, не говоря уже о том, что сами эти ориентиры возникают, поддерживаются, а порой и устраняются именно в ходе текстовой деятельности». Текстоцентрический подход обусловлен функциями текста в учебнике. Текст – центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст   реализуются   все   цели   в   их   комплексе:   коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал урока организуется вокруг текста,   работает   на   него.   В   тексте   отражаются   факты   и   особенности национальной культуры, что особенно ярко проявляется в художественных текстах. На   мой   взгляд,   эффективность   использования   текста   на   уроках русского языка обусловлено несколькими факторами. Важную роль играет учет   типа   выбранного   учителем   текста.   По   типу   текста   можно   выделить следующие:   собственно­информационный   (научный   и   официально­деловой текст);   оценочно­информационный   (публицистический,   художественный, 4 разговорный (художественный, публицистический). текст);     образно­оценочно­информационный   текст Для того, чтобы использование текста было максимально эффективным, он   должен   соответствовать   определенным   требованиям.   Текст,   с   которым предстоит   работать   ученикам,   должен   быть   интересным,   соответствовать возрастным   особенностям   учащихся,   способствовать   духовному   развитию ученика, быть актуальным для решения учебной задачи. Планируя учебный материал по годам обучения (безусловно, с учетом программы),   учитель   должен   больше   внимание   уделять   в   5­6   классах выявлению системы языковых средств всех уровней(в этих классах изучаются все   грамматические   темы),   с   помощью   которых   передается   идейно­ тематическое и эстетическое содержание текста; в 7 классе – использованию языковых   средств   в   тексте   разных   стилей,   составлению   учащимися собственных   текстов   с   учетом   законов   текстообразования;   в   8   классе практическому использованию языковых средств в текстах не только разных стилей,   но   и   жанров;   в   9­11   классах   –   рассмотрению   текстов   на межпредметной основе. Анализ   текста,   соединяющий   наблюдения   над   его   разными особенностями,   необходим   для   формирования   грамотной   устной   и письменной речи, для формирования коммуникативных навыков учащихся. Я полагаю,   что   особенно   важным   является   анализ   авторских   текстов   без изменений   и   сокращений,   так   как   именно   такая   работа   способствует глубокому   проникновению   в   структуру   художественных   образов,   дает возможность   учащимся   почувствовать   всю   красоту   родного   языка,   учит бережному и трепетному отношению к слову. Как отмечалось выше, подбор 5 текста должен осуществляться с учетом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. «Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства». Обращение   к   художественному   тексту   позволяет   свести   воедино процесс   формирования   языковой,   лингвистической   и   коммуникативной компетенции   учащихся,   т.е.   сделать   из   выпускника   школы   грамотного носителя русского языка. Текстоцентрический  приём  даёт  возможность  в полной  мере  достичь целей,   поставленных   на   современном   уроке   литературы:   анализировать содержание   и   проблематику   текста;   комментировать   проблемы   текста, позицию   автора;   выражать   и   аргументировать   собственное   мнение; последовательно   и   логично   излагать   мысли;   использовать   в   речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка. Следовательно,   интенция   создания   новой,   универсальной   системы знаний,   умений   и   навыков   и   самостоятельной   деятельности   учащихся невозможна без формирования ключевых компетенций, основной из которых является коммуникативная, в ее рамках текстоцентрический подход является важным   условием   достижения   качественно   нового   образования.   Для формирования   коммуникативной   компетенции   через   работу   с   текстом преподаватель должен: 1) координировать связь между практической  (извлечение информации, заложенной в тексте) и развивающей целями (расширение кругозора, введение в большой контекст темы, развитие интеллекта, памяти, мышления, внимания, воображения), развитие интеллектуальных операций; 6 2) подобрать тематический, текстовый материал, разработать способы практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа и аргументированного изложения на иностранном языке, объяснить значения и функции   изобразительно­выразительных   средств   языка,   стилистических фигур, использования синтаксических и морфологических форм, нахождения   обобщить   и общей   художественной   идеи   текста,   синтезировать, систематизировать языковые и текстовые единицы; 3)   вовлечь     учащихся   в   работу   с   целью   выявления   и   развития   их творческих   способностей   посредством   отбора, трансформации, структурирования, компрессии и выбора жанровой формы;   комбинирования, Решение   этих   задач   осуществляется   в   процессе   формирования интеллектуальной и речевой культуры. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: ­ комплексная работа с текстом; ­ лингвостилистический анализ текста; ­интеллектуально­лингвистические   упражнения   на   выявление лингвистической природы стилистических приемов и экспрессивных средств выражения, их употребления и функционирования. Для   свободной   ориентации   в   предметной   области,   для   глубокого постижения   основ   изучаемой   науки,   для   воспитания   и   развития   духовно­ нравственного поведения личности, следует обращать внимание на качество текстов. Тексты должны быть интересными, отличаться стилем, типом речи, лексикой,   содержать   различные   лексические,   синтаксические   конструкции. Особую   роль   в   воспитании,   развитии   духовно­нравственного   поведения личности   приобретают   тексты   о   культуре   памяти,   о   моделях   социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия. 7 В   результате   применения   разработанных   методических   приемов предполагается   достижение   таких   результатов,   как   умение   анализировать, интерпретировать,   создавать   тексты   различных   стилей   и   жанров. Формирование   коммуникативной   компетенции   способствует   развитию языковой личности через развитие способности реализовывать себя в новых, динамических,   социально­экономических   условиях,   адаптироваться   к различным, жизненным обстоятельствам и характеристиками такой личности становятся коммуникабельность и способность ко владению культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.   Таким образом, анализ текста на каждом уроке позволяет формировать следующие умения: − анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; − комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; − выражать и аргументировать собственное мнение; − последовательно и логично излагать мысли; −   использовать   в   речи   разнообразные   грамматические   формы   и лексическое богатство языка; −   оформлять   высказывание   в   соответствии   с   орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.  «Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она   проводится   в   определенной   системе,   а   не   однократно.   Ребята   даже   5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится». Значение   же   такой   работы   велико,   так   как   воспитывается   любовь   к родному   слову,   расширяется   кругозор   учащихся,   отрабатываются   навыки грамотного   письма,   различных   видов   разбора:   формируется   умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст. 8              Полагаю, что методика работы с текстом на уроке очень проста. На начальном   этапе   урока   или   на   этапе   закрепления   материала   учащиеся записывают текст под диктовку. Конечно, могут быть использованы варианты демонстрации текста через проектор или же распечатанные тексты, но все же лучше, если текст записан именно под диктовку. Этот вариант восприятия текста   позволяет   достичь   нескольких   результатов:   во­первых,   учащиеся самостоятельно   повторяют   правила   написания   слов   и   расстановки   знаков препинания;   во­вторых,   учитель   может   в   необходимый   момент   дать комментарий   к   записываемому;   в­третьих,   правильная   расстановка логических пауз и ударений способствует лучшему восприятию текста. После того, как текст записан, необходимо, чтобы учащиеся прочитали его вслух.   начинается Затем   комментируются   орфограммы   и   пунктограммы, непосредственная   работа   с   текстом   в   зависимости   от   целей   конкретного урока. Вот здесь возможна демонстрация текста на экране, чтобы учащиеся еще   раз   проверили   правильность   записанного,   учащимся   предлагается   ряд конкретных заданий. Они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что нужно закрепить или повторить. Например, можно предложить ученикам следующие задания: 1. Выявить особенности соединения предложения в данном тексте. 2.   Найти   все   сложноподчиненные   предложения   в   данном   тексте, подчеркнуть   грамматические   основы,   определить   средства   связи   в предложениях. 3. Выписать предложения, соответствующие той или иной схеме. 4. Из данного предложения выписать все словосочетания со способом 9 связи согласование (управление, примыкание). 5. Определить тему и основную мысль текста. 6. Найти художественные средства в данном тексте. Применение текстоцентрического подхода на уроках русского языка не может   не   дать   положительных   результатов.   Систематическая   работа   с текстом   стимулирует   речевую   деятельность   учащихся,   развивает   их творческий   потенциал,   побуждает   к   поиску   своих   собственных   языковых форм,   приемов   выражения   мыслей   и   чувств,   то   есть,   в   конечном   итоге, является одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. ВЫВОД             Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование   собственного   текста,   адекватного   данному.   Поэтому совершенствование   формирования умений текстообразования.   умения   текстовосприятия   создает   условия   для Работа  по формированию «языковой личности» является кропотливой и   многоплановой,   требующей   систематичности   и   последовательности.   К необходимым   условиям,   при   которых   учащиеся   успешно   овладевают   уме­ ниями текстообразования, можно отнести следующие. 1.   Формирование   потребности   (мотивации   в   общении,   желание учащегося поделиться с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие). 2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности. 10 3.   Широкое   применение   интерактивных   методов,   позволяющих учащимся чувствовать себя на уроке раскрепощенно.   4. Создание в классе творческой рабочей атмосферы, где учащиеся не боялись бы допускать ошибки при создании собственных текстов. 5.   Обеспечение   личностно­ориентированного   подхода,   позволяющего избегать появления шаблонных, однотипных текстов. Основными   показателями   коммуникативных   успехов  учащихся   могут быть следующие показатели: умение создавать  речевые тексты; богатство их эмоционально­нравственной лексики; высокая речевая культура; умение вести диалог;   быть   свободными   и   убедительными   в   ходе   ведения   дискуссии, диспута. Сегодня стало очевидным, что “дар слова” нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений. “Дар   слова”   развивается   благодаря   активному   приобщению   школьников   к действительности,   к   изменениям   ценностных   установок   современного образования, которое как процесс и результат приобретает значимость лишь в той   мере,   в   какой   оно   отвечает   потребностям   индивидуальности, субъективности и самоценности человека (Зотова Н.К., Смирнова Н.В.). Итак, умения учащихся создавать собственные тексты очень важны, т.к. “мышление ребенка развивается в зависимости от речи” (Выготский Л.С.), и именно текст играет роль “установки” на речевое развитие. Если учащиеся научатся составлять текст в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат, т.к. на базе текста изучается “язык в действии”, развивается дар слова, рождается “языковая индивидуальность ученика” (Бахтин М.М.) Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения 11 в их комплексе: ­   формируется   речевая   компетенция   в   единстве   с   языковой   и прописной; ­ развиваются универсальные способы мыслительной деятельности; ­   воспитывается   любовь   к   родному   языку   к   родине.   Происходит усвоение   духовной   культуры   разных   народов,   уточняются   ребенком   его нравственные и эстетические позиции. 2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса. 3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность. Текстоцентричесикй подход ­ необходимое условие достижения нового качества   образования,   главным   содержанием   которого   является   развитие интеллектуальных   умений   и   навыков,   формирование   личностных   качеств молодых людей. И наконец, чтение, понимание, интерпретация текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще. ЛИТЕРАТУРА 1. Асмолов А Г. Как проектировать   универсальные   учебные    действия. 2011г. 2. Горбачева Н.А. Текстоцентрический подход в обучении школьников. 12 3. Кодухов В.И. О методических традициях и новаторстве//РМШ, 1991, №5, с 23­29. 4. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи//РМШ, 1996, №3. 5. Селевко   К.Г.  Современные  образовательные   технологии.М:  Народное образование, 1998. 6. Хохлов   Н.А.   Метод   «малых   групп».   Теоретические   основы   и технология развивающего обучения. Новосибирск, 1995. 7. Хуторской   А.   В.   Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно­ ориентированной   парадигмы   образования   //   Народное   образование. 2003. № 2.

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"

Доклад "Текстоцентрический подход как средство формирования коммуникативных УУД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2018