Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.
В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам личности.
Кушнир Алексей Михайлович - главный редактор журналов «Народное образование», «Школьные технологии», кандидат психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двух- трехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство по информационно-содержательной емкости. Эффективность обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования, развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и функций позволили реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.
доклад педагогика.docx
Тема: "Природосообразное воспитание грамотности А.М Кушнир".
Доклад Природосообразностъ педагогический принцип, согласно которому
воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами
естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г.
Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными авторами
принцип природосообразности трактовался поразному, порождал
различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное
воспитание, педоцентризм и др.
В современном понимании принцип природосообразности требует
соответствия образовательной технологии природным закономерностям,
означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к
этническим культураобразующим истокам личности.
Кушнир Алексей Михайлович главный редактор журналов
«Народное образование», «Школьные технологии», кандидат
психологических наук.
Разрабатывает природосообразный подход в обучении. В качестве
иллюстрации возможностей этого подхода внедрил в массовую практику
природосообразную модель обучения грамоте, показавшую двух
трехкратное превосходство над аналогами (традиционное, развивающее) по
техническим параметрам чтения и письма, и десятикратное превосходство
по информационносодержательной емкости. Эффективность обусловлена
опорой на интегральные процессы целостной психики. Обращение к
целостности человеческой психики и личности, отказ от формирования,
развития, тренировки и т.п. каких бы то ни было отдельных процессов и
функций позволили реализовать в современном учебном процессе
тысячелетние традиции народной педагогики.
Подход к обучению чтению у Алексея Михайловича отличается и является
довольно нестандартным. Он воспитывает Читателя, любящего книги.
Что делают другие методики? Они обучают навыку чтения: по буквам или
слогам, не важно. При этом сама суть чтения, как увлекательного мира
открытий, отходит на второй план, если вообще про нее не забывают. Во главу
ставится правильное прочтение, а не осмысление прочитанного. В результате,
к школе у детей возникает стойкая неприязнь к чтению и книгам.
Алексей Михайлович считает, что знакомство с чтением должно быть
полноценным. К возрасту 67 лет ребенок осознает — люди читают для того,
чтобы узнать чтото новое и интересное. Это главное. Предметом урока становится само чтение. Читают не по слогам, не
отрывками, не адаптированными текстами. Здесь нет теоретических заданий и
примитивных текстов, к которым дети не восприимчивы. Читают сразу
высокохудожественные произведения в оригинале. Ради чего это делается?
Ради пробуждения души. Ведь если ребенок глубоко не переживет
прочитанное, то это пройдет бесследно и не останется в его памяти.
Дети, обученные чтению с помощью методики Кушнира, к книгам
неравнодушны: они умеют размышлять, анализировать, переживать.
Кому не рекомендована методика А.М. Кушнира:
рассеяным детям с неустойчивым вниманием,
гиперактивным детям.
Технология природосообразного воспитания грамотности
(автор АМ.Кушнир) способствует:
воспитанию читателя,
развитию прежде всего способности видеть в воображении
пространство и события читаемого произведения одновременно с
чтением,
достижению максимальной разницы между темпом чтения вслух и
про себя, отрыву чтения от артикуляции,
изначальному формированию развитого чтения как процесса
понимания текста через узнавание известных слов как целостных
образов.
Целевые ориентации
Воспитание читателя и более широко — воспитание автономной
самообучающейся личности.
Создание психоинтеллектуальной базы для широкого использования в
по следующем обучении глубинных процессов воображения, интуиции,
инсайта и др.
Развитие прежде всего эйдетического чтения способности видеть в
воображении пространство и события читаемого произведения
одновременно с чтением.
Достижение максимальной разницы между темпом чтения вслух и про
себя. Отрыв чтения от артикуляции. Отказ от промежуточных учебных и подготовительных моделей
чтения. Изначальное формирование развитого чтения как процесса
понимания текста черезузнавание известных слов как целостных
образов.
«За» и «против» методики А.М. Кушнира
Плюсы методики:
Дети быстро осваивают чтение по методике Кушнира. Им потребуется
всего двадва с половиной месяца, чтобы научиться читать целыми словами.
Дети сразу учатся читать быстро: до 300 слов в минуту про себя. Это в
23 раза быстрее нормы.
Дети любят книги. Эта любовь прививается на всю жизнь. Причем они с
детства привыкают к лучшим образцам классики. А это — уже часть успеха в
воспитании высоко духовного и интеллектуального человека.
Дети не только читают, но и понимают смысл прочтенного.
Дети тренируют зрительную память, закрепляя в памяти целые слова.
Это легко объясняет грамотное письмо у детей, обученных по методике
Кушнира.
Минусы методики:
Занятия нельзя прекращать не на один день. Хотя в какой методике
делать перерыв в занятиях можно?
Ребенок может столкнуться с трудностями в школе. Он быстро читает,
грамотно пишет, но не умеет делать фонематический анализ, который входит
в обязательную школьную программу.
В школе ребенка ожидают упражнения на развитие фонематического
слуха и он может растерять все полученные знания дома. Письмо также
может стать менее грамотным.
Использование данной технологии позволяет оценивать ученика только с
позиции сравнения с самим собой (понимание, интерес, прирост объема
чтения, техники чтения, прежде всего темпа чтения про себя).
Приведу пример одного из видов работы: движение пальцем, а следовательно,
и глазами по строке текста, сопровождаемое озвучиванием строки текста
учителем (или хорошо читающим учеником); показ учителю, где читаем: догоняя учителя (или хорошо читающего ученика), движемся за звуковым
ориентиром.
Существующие практические решения проблемы обучения чтению и письму
можно условно подразделить на шесть основных методов:
1) консервативный;
2) игровой;
3) компьютерный;
4) психологический;
5) физиологический;
6) комбинация из нескольких вышеперечисленных.
Под консервативным методом обучения грамотности подразумеваются
стандартные способы обучения, унаследованные со времен советского
периода, характерной чертой которых была и остается ориентация на
среднего по способностям ученика. Индивидуальные особенности учеников
целенаправленно игнорируются, ставка делается скорее на выравнивание
имеющихся у различных учеников потенциалов, а не на их индивидуальное
развитие.
К игровым методам обучения относят те, которые во главу угла ставят
развитие интереса у ребенка к предмету обучения. Ребенок в этом случае
усваивает школьный материал значительно быстрее и глубже. Учителя,
опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность,
эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей.
Компьютерный метод обучения – это набор обучающих программ, от
самых простых до использующих технологию «двадцать пятого кадра»,
элементы гипноза и прочие достижения информационных технологий.
Психологическое направление в обучении грамотности исходит из законов функционирования головного мозга и законов восприятия человеком той или
иной информации. Суть методов, использующих психологический
инструментарий, состоит в том, чтобы убрать у ребенка психологические
проблемы обучения (неуверенность в себе, боязнь ответа в классе) и привить
правильные сценарные установки, которые бы обеспечили качественное и
быстрое усвоение школьного материала. В конкретном проблемном случае
может оказаться эффективным тот или иной психологический подход.
Поэтому сначала необходимо определить характер проблем, имеющихся у
ребенка, а затем выбирать средство для их решения.
По А.М.Кушниру
В традиционном обучении
Обучение
опирается на
наиболее развитую к началу школьной
жизни эмоциональнообразную сферу
лично сти. Обучение опирается на
целостноеп
сихологическое
содержание человече ской сущности и
жизни, несущее в се беединство
ценностных,
информацион
эмоционально
нокоммуникативных,
образных, интуитивных, абстрактно
понятийных и пр.
процессов и
состояний человеческого сознания,
обладающего собственной позицией в
жизненном про странстве.
Чтение является одной из
основ ных форм познания и
общения.
понимается
Чтение
Обучение опирается на абст
мышление,
рактнологическое
которое еще пребывает в зародыше.
Чтение
вид речевой
деятель ности; процесс воссоздания
Суть методики заключается в естественном развитии: не в забегании вперед и
навязывании стандартов, а воспитанию и обучению ребенка согласно его
физиологической и психологической готовностям. Методика А.М. Кушнира дает потрясающие результаты. Дети в пять раз
делают меньше ошибок в работах по русскому языку, чем в обычной школе.
Скорость чтения – в дватри раза выше нормы. Английский язык, который
начинают учить с пятого класса, выпускники знают на уровне
лингвистических гимназий.
Свою методику Кушнир разработал еще в далеком 1983 году. Сегодня по ней
занимаются в более 200 школах по всей стране.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.